Том 11, № 3 (2025)
Обзоры
Экономическая оценка внедрения полигонных технологий управления железнодорожными перевозками
Аннотация
Цель. Сформулировать концептуальные направления внедрения полигонных технологий управления перевозочным процессом на сети железных дорог; систематизировать экономические эффекты, генерируемые при переходе к полигонной модели управления железнодорожными перевозками.
Методы. Анализ плановых стратегических документов по развитию железнодорожной сети, технико-экономический анализ и моделирование цепей поставок, сравнительный анализ проектов инновационных решений по развитию железнодорожных перевозок, синтез положений теории транспортных и киберфизических систем, теорий управления динамическими системами, пространственного макроэкономического планирования.
Результаты. Определены опорные направления по формированию полигонов на железнодорожной сети как отдельных организационных единиц, выделенных по принципу реализации приоритетных проектов развития магистральной железнодорожной инфраструктуры; систематизированы экономические эффекты внедрения полигонных технологий управления движением на сети железных дорог.
Заключение. Экономическая оценка внедрения полигонных технологий управления железнодорожными перевозками должна затрагивать расчет значений следующих видов эффектов: роста грузовой базы при обеспечении движения грузопотоков на большие расстояния; ускорения доставки грузов по железнодорожной сети; сокращения различий между эксплуатационными и тарифными грузооборотами; повышения качества планирования железнодорожных перевозок; сокращения времени простоев поездов на технических и промежуточных станциях; рационализации использования тяговых ресурсов в грузовом движении; минимизации штрафов и убытков перевозчика при нарушении сроков доставки грузов; макроэкономический эффект быстрого освоения большого объема грузопотоков в условиях структурных сдвигов в грузовой базе по регионам страны и кардинальных изменений географии отгрузки продукции.



Экономические последствия внедрения цифровых экосистемных платформенных решений в рамках взаимодействия участников перевозочного процесса на базе национальной цифровой транспортно-логистической платформы
Аннотация
Цель. Раскрыть сущность и результаты процессов внедрения цифровых экосистемных платформенных решений в рамках взаимодействия участников перевозочного процесса на проектируемой в настоящее время электронной площадке – Национальной цифровой транспортно-логистической платформы.
Методы. Анализ количественных и качественных показателей результативности и эффективности построения цепей поставок, систематизация плановых и отчетных данных нормативно-правовых документов в сфере транспорта, синтез теоретико-методологический положений, раскрывающих основы платформенной экономики, экономики данных, отраслевых экосистемных решений для повышения экономической эффективности.
Результаты. Сформулированы проблемы и вызовы современного этапа развития транспортной отрасли; систематизированы этапы и основные эффекты от внедрения единой национальной цифровой транспортно-логистической платформы; сформирована концептуальная схема, отражающая результаты аккумулирования, верификации и использования данных о перевозках на площадке единой национальной платформы; раскрыты особенности предоставления на площадке национальной цифровой транспортно-логистической платформы цифровых сервисов, предлагаемых рынку крупнейшим национальным перевозчиком грузов и владельцем железнодорожной инфраструктуры общего пользования ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»).
Заключение. Исследование показало, что в результате внедрения в России Национальной цифровой транспортно-логистической платформы к 2030 году произойдет выполнение государственных задач по переводу к электронному формату взаимодействия всех участников грузовых перевозок, оформлению и передаче электронных перевозочных документов в единой информационной системе, что обеспечит рост пропускной способности транспортной инфраструктуры страны (по всем видам транспорта) к 2030 году в сравнении с 2024 годом на 15%, повышение средней скорости доставки груза по всем видам транспорта на 17%, достижение экономического эффекта за счет сокращения простоев и транзакционных издержек в объеме 168 млрд. рублей в год, а также позволит исключить из цепей поставок недобросовестных контрагентов.



Совершенствование технологии пропуска поездов при автоматизации диспетчерского управления
Аннотация
Цель. Разработка метода автоматизации диспетчерского регулирования, позволяющего усовершенствовать технологию пропуска поездов на грузонапряженных участках.
Материалы и методы. Статистический анализ данных, математическое и имитационное моделирование на железнодорожном транспорте, теории автоматического управления как инструментария для реализации предложенного метода и его внедрения результатов исследования на сети ОАО «РЖД».
Результаты. Рассмотрены ключевые проблемы и факторы, препятствующие проведению мероприятий по повышению провозной и пропускной способностей железнодорожных участков; проведены эксперименты, по результатам которых предложен метод диспетчерского регулирования поездов при интенсивном грузовом движении. На основе результатов имитационного моделирования продемонстрированы результаты применения предложенного метода и сделаны выводы о целесообразности его внедрения на сети ОАО «РЖД».
Заключение. Предложенное решение позволит повысить эффективность использования пропускной способности путем обеспечения пропуска поездов с увеличенной скоростью, тем самым способствуя развитию железнодорожной и транспортно-логистической инфраструктуры Российской Федерации.



Индикация результатов внедрения оцифрованных решений как новый подход к оценке качества транспортного обслуживания пассажиров наземного городского электрического транспорта
Аннотация
Цель. Дополнение существующих методик оценки качества транспортного обслуживания пассажиров наземного городского электрического транспорта новым подходом, в основу которого положена индикация результатов внедрения оцифрованных решений для развития комфортного пассажирского сервиса.
Методы. Анализ количественных и качественных показателей качества обслуживания пассажиров в системе городского электрического транспорта, систематизация транспортных документов стратегического планирования для мониторинга качества транспортного обслуживания населения, обобщение положений исследований авторитетных научных и консалтинговых организаций по развитию городского пассажирского транспорта.
Результаты. Обоснованы предложенные автором дополнения к существующей системе оценки качества транспортного обслуживания пассажиров наземного городского электрического транспорта, а именно: рассмотрены существующие методики индикации результатов внедрения новых параметров, включающие оценку: инструментов умной оплаты проезда, внедрение умной инфраструктуры перевозок и интеллектуального транспорта, использование электронных путевых листов, удаленные медицинские осмотры водителей.
Предложенный автором подход имеет практическое значение для обоснования улучшения результативности системы городских пассажирских перевозок по итогам внедрения мероприятий и проектов оцифровки перевозочного процесса.
Заключение. Материалы исследования адресованы сотрудникам научных, образовательных, проектных организаций, органов государственной власти, местного самоуправления, задействованных в разработке и реализации проектов развития городского общественного транспорта, полезны для обоснования результативности и эффективности мероприятий по внедрению цифровых решений для совершенствования транспортного обслуживания пассажиров.



Оригинальные статьи
Применение таксономического анализа при оценке стратегии эксплуатации пролетного строения
Аннотация
Цель. Разработка метода сравнительного анализа представительной выборки вариантов стратегий эксплуатации пролетного строения по совокупности разнородных признаков, характеризующих их надежность и экономичность, а также определение оптимального сочетания технических и технологических решений для обеспечения установленного расчетного срока службы.
Материалы и методы. Одним из основных технико-экономических показателей при выборе стратегии эксплуатации пролетного строения мостовых сооружений является стоимость проводимых ремонтно-восстановительных работ для достижения требуемых значений показателей надежности. Выбор рациональных мероприятий эксплуатации пролетных строений мостовых сооружений должен основываться на применении методов, учитывающих как многообразие и неоднородность факторов обеспечения их эксплуатационной надежности, так и стохастическую природу этих факторов. Для решения этой задачи предлагается метод оценки стратегии обеспечения эксплуатационной надежности железобетонных пролетных строений мостов, базирующийся на совокупности методов таксономического, инвестиционного анализа и теории рисков.
Результаты. Получена аналитическая модель, позволяющая определять оптимальную стратегию эксплуатации пролетного строения, основываясь на разнородных признаках, характеризующих надежность и экономичность, в которой установление количественных показателей надежности выполнено с помощью имитационного моделирования работы пролетного строения, учитывающего совместное влияние неопределенностей, обусловленных естественной вариативностью прочностных и деформационных параметров главных балок, стохастическим характером деградационных процессов и режимов нагружения.
Заключение. Представленный метод оценки стратегии эксплуатации пролетных строений, а также результаты, полученные при его апробации, позволяют эксплуатирующим дорожно-строительным организациям определять требуемые технические и технологические решения по обеспечению показателей надежности пролетных строений, а также прогнозировать сроки, состав и стоимость ремонтно-восстановительных работ в течение требуемого срока службы.



Определение рабочих параметров катушек тороидального поля токамака на основе высокотемпературного сверхпроводника
Аннотация
Цель. Определение рабочих параметров системы тороидального магнитного поля (рабочая температура, количество CORC-кабелей, величина транспортного тока) сверхпроводящего токамака MEPhIST-1
Материалы и методы. Численный расчет тороидального магнитного поля токамака выполнен в среде моделирования COMSOL Multiphysics
Результаты. Получены распределения магнитного поля для различных значений транспортного тока, протекающего через катушку токамака. Определены коэффициенты пропорциональности между максимальным магнитным полем на катушке и транспортным током, рабочим магнитным полем и рабочим транспортным током.
Заключение. Определено число CORC-кабелей для достижения рабочей величины индукции магнитного поля в 1 Тл: 7 при температуре в 37,6 К и 6 при температуре в 33,6 К. Показано, что возможно достижение значений рабочего поля порядка 1,5 Тл на 7 CORC-кабелях при понижении температуры до 21,1 К.



Эффективные методы реновации эксплуатируемых вентиляционных стволов петербургского метрополитена
Аннотация
Обоснование. Сокращение продолжительности, трудоемкости и стоимости работ при капитальном ремонте и реконструкции стволов шахтной вентиляции.
Цель. Усовершенствование методов ремонта для усиления и теплоизоляции обделок стволов шахтной вентиляции.
Материалы и методы. Представлены результаты расчетно-теоретических исследований и экспериментальных исследований на физической модели участка вентиляционного ствола. Подтверждена эффективность применения пеностеклобетона для капитального ремонта и реконструкции стволов шахтной вентиляции. Экспериментально доказано, что при использовании данной технологии промораживания тела рубашки не происходит, а температура на контакте обделки и грунта не опускается до температуры замерзания воды.
Результаты. Описано внедрение разработанной технологии на действующем стволе вентиляционной шахты метрополитена, включая монтаж системы мониторинга температур. Результаты мониторинга подтвердили заявленные характеристики материала и конструкции. Для повышения теплоизоляционной эффективности и увеличения скорости возведения конструкционно-теплоизоляционной рубашки заменен арматурный каркас на дисперсное армирование с применением фибры.
Заключение. Разработанная конструкционно-теплоизоляционная рубашка на основе модифицированного пеностеклобетона с применением фибры способна эффективно защищать обделку стволов вентиляционных шахт от промерзания, обеспечивая их долговечность и безопасную эксплуатацию.



Матрица зрелости цифрового бережливого производства
Аннотация
Цель. Разработка и обоснование матрицы зрелости цифрового бережливого производства, отражающей пофазную интеграцию инструментов цифровизации и бережливого производства в условиях цифровой трансформации промышленности. Особое внимание уделено применению матрицы зрелости в наукоемких отраслях транспортного машиностроения.
Материалы и методы. Использован фазный подход к классификации инструментов цифровизации и бережливого производства. Применены методы сравнительного анализа, экспертной оценки, логико-структурного моделирования, а также матричной диагностики. Оценка проводилась на базе разработанной модели по четырем фазам внедрения: от базовой реализации до стратегической трансформации.
Результаты. Сформирована матрица зрелости цифрового бережливого производства, включающая 16 ячеек, каждая из которых отражает уровень освоения инструментов цифрового бережливого производства на определенной фазе. Матрица позволяет выявлять несоответствия и провалы зрелости между бережливыми и цифровыми направлениями, а также выстраивать индивидуальные траектории развития производственной системы.
Заключение. Представленный инструмент может использоваться для самооценки уровня зрелости как на предприятиях машиностроительного сектора, так и промышленности в целом, разработки дорожных карт трансформации, а также стратегического управления внедрением цифровых и организационных изменений. Применение матрицы способствует достижению согласованного и сбалансированного развития цифрового бережливого производства.



Оценка влияния внешних факторов на пассажирские железнодорожные перевозки
Аннотация
Цель. Систематизация факторов, определяющих развитие рынка пассажирских перевозок, а также разработка рекомендаций по развитию пассажирских транспортных услуг железнодорожного транспорта на основе количественной оценки и ранжирования влияющих факторов внешней среды.
Материалы и методы. Для выявления и оценки влияния внешних факторов на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом используется метод PEST-анализа, включающий статистический анализ данных, а также метод экспертных оценок. Расчеты и оценки проводятся на базе открытых данных и официальной статистики Росстата, Минэкономразвития и Минфина, Банка России, а также годовых отчетов ОАО «РЖД» и АО «ФПК».
Результаты. Систематизированы факторы внешней среды, влияющие на железнодорожные пассажирские перевозки. Разработаны рекомендации в отношении усиления положительного и нивелирования негативного влияния выделенных факторов.
Заключение. Полученные результаты углубляют теорию экономики транспорта в части идентификации происходящих изменений и имеющихся особенностей развития на рынке пассажирских железнодорожных перевозок. Они могут найти практическое применение в исполнительных органах государственной власти, регулирующих транспортную отрасль, а также в железнодорожных пассажирских компаниях в процессах разработки и реализации корпоративных стратегий развития.



Совершенствование методов формирования платы за нахождение грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования
Аннотация
Цель. Разработка повышенных ставок платы за нахождение грузовых вагонов на путях общего пользования сверх допустимого времени простоя и превышения предельной вместимости станционных путей.
Материалы и методы. Обоснование рациональной величины ставок платы за нахождение подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, порядок их определения с учетом не только возмещения возникающих затрат ОАО «РЖД», но и оценки финансовых рисков за нарушения нормативных сроков доставки грузов и потерь потенциальных источников финансирования операционной и инвестиционной деятельности перевозчика на грузовой вагон при нарушении установленного нормативами технологического времени простоя вагона на станции.
Результаты. Формирование ставок платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, используемого при грузовых перевозках, с применением указанных методов может лечь в основу актуализации Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 г. № 127-т/1.
Заключение. Изменение ставок платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, используемого при грузовых перевозках, наряду с другими методами нормативно-правового регулирования избыточным парком грузовых вагонов, должно привести к повышению эффективности эксплуатационной работы ОАО «РЖД».



Алгоритм расчета прогнозного пассажиропотока инновационного железнодорожного транспорта на основе нейронной модели
Аннотация
Цель. Создание нейросетевого инструментария прогнозирования пассажирских перевозок инновационным (высокоскоростным) железнодорожным транспортом.
Материалы и методы. Статистические данные по пассажиропотокам на всех видах транспорта в зонах тяготения высокоскоростных железнодорожных магистралей. Методы: эконометрическое моделирование, многослойный перцептрон.
Результаты. Создан алгоритм планирования пассажирских перевозок на высокоскоростных железнодорожных магистралях (ВСЖМ) на основе интеллектуальной модели нейронного типа.
Заключение. Способность нейросетевой модели к «обучению» позволяет повысить достоверность прогнозов мобильности населения при оценке проектов ВСЖМ.



Новый порядок расчета эксплуатационных расходов для высокоскоростных железнодорожных магистралей
Аннотация
Обоснование. В экономическом обосновании проектов строительства железных дорог важнейшей задачей всегда является расчет будущих эксплуатационных расходов, позволяющих оценить эффективность проектных вложений.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью выработки новых методик оценки эксплуатационных расходов для высокоскоростных железнодорожных магистралей ввиду их отсутствия.
Цель. Формирование методического подхода по расчету эксплуатационных расходов для высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Санкт-Петербург».
Материалы и методы. Использованы алгоритмы методов расчета эксплуатационных расходов, применяемых в ОАО «РЖД», проведен анализ их применимости в проектах высокоскоростных железнодорожных магистралей; проведено измерение технических решений по объектам инфраструктуры.
Результаты. Обоснован метод расчета эксплуатационных расходов на высокоскоростную железнодорожную магистраль «Москва – Санкт-Петербург» по хозяйствам железнодорожного транспорта, а внутри каждого хозяйства – по статьям затрат.
Заключение. Предложенные метод и порядок расчета эксплуатационных расходов позволяет сформировать полную проектную документацию по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Санкт-Петербург».



Методика обоснования инновационных технологий устройства и содержания железнодорожного пути
Аннотация
Обоснование. Важнейшим приоритетным направлением обеспечения экономической эффективности транспорта является повышение доходов от грузовых и пассажирских перевозок, а также снижение единовременных и эксплуатационных затрат в течение жизненного цикла проектов развития железнодорожной инфраструктуры. В исследовании выявляется целесообразность применения инновационных технологий устройства и содержания железнодорожного пути для обеспечения получения различных эффектов при выполнении перевозок железнодорожным транспортом.
Цель. Разработка основания применения инновационных технологий устройства и содержания железнодорожного пути, обеспечивающих высокие эксплуатационные показатели и снижение издержек, связанных с созданием и эксплуатацией транспортной инфраструктуры.
Материалы и методы. Методология исследования основана на теории экономической эффективности, позволяющей оценить, как отдельные эффекты от применения инновационных технологий устройства железнодорожного пути, так и интегральный эффект в течение жизненного цикла проекта.
Результаты. Разработка методики определения эффектов от применения инновационных технологий устройства железнодорожного пути в течение жизненного цикла проекта.
Заключение. Разработанная методика имеет практическое применение при обосновании применения инновационных технологий устройства и содержания железнодорожного пути при строительстве, реконструкции, капитальном и текущем ремонтах.



Цифровые технологии мониторинга и предиктивной диагностики, как инструмент управления жизненным циклом подвижного состава
Аннотация
Цель. Оценка влияния цифровых технологий мониторинга и предиктивной диагностики на российские стандарты, отраслевые нормативные документы по вопросам управления жизненным циклом активов, на практики внедрения цифровых проектов в области технологий мониторинга и предиктивной диагностики на железнодорожном транспорте.
Результаты. Систематизированы методические подходы к управлению жизненным циклом подвижного состава и дана оценка состояния нормативной базы железнодорожной отрасли в этой области, а также особенности использования предиктивного подхода в управлении жизненным циклом подвижного состава. Уточнен механизм воздействия цифровых технологий мониторинга и предиктивной аналитики на управление жизненным циклом, выделены ключевые драйверы возникающих эффектов Раскрыты преимущества формирования доверенной среды информационного взаимодействия для различных стейкхолдеров – участников жизненного цикла грузовых вагонов.
Заключение. Результаты исследования позволят оценить влияние технологий мониторинга и предиктивной аналитики на управление жизненным циклом железнодорожного подвижного состава, полученные выводы будут полезны при планировании и выполнении проектов цифровизации в этой области, а также при проведении научных исследований и разработке отраслевой нормативной документации.



Сравнительная оценка стоимости международных перевозок грузов в контейнерах
Аннотация
Цель. Выбор оптимального решения перевозки грузов в контейнерах в зависимости от результатов сравнительной оценки стоимости отправки контейнеров на импорт\экспорт арендованным судном на условиях тайм-чартера или через стороннюю организацию.
Материалы и методы. Особенности регулирования транспортно-экспедиторской деятельности с учетом национальных и международных норм права путем анализа и выборки данных; методические подходы к оценке стоимости перевозки груза в контейнерах; методы сравнительной оценки экономических эффектов по схеме «затраты-выгода».
Результаты. Установлены затраты времени по ключевым маршрутам контейнерных перевозок морским транспортом в международном сообщении; определена стоимость международной перевозки груза силами сторонней организации с использованием собственных и привлеченных контейнеров с учетом сроков доставки; обосновано решение по осуществлению международных контейнерных перевозок арендованным судном на условиях тайм-чартера; определен экономический эффект от перевозки груза в контейнере арендованным судном на условиях тайм-чартера в сравнении с отправкой через стороннюю организацию.
Заключение. Предложенное решение позволит оценить стоимость международной перевозки груза в контейнерах с целью выбора наиболее оптимального варианта, что окажет прямое воздействие на структуру тарифа на перевозку и обеспечит рост доходной составляющей компании-экспедитора.



Пороговые значения экономической безопасности инновационного развития железнодорожного транспорта
Аннотация
Обоснование. В условиях новой геоэкономики, когда изменились объемы и номенклатура перевозок, инновационные процессы и технологии становятся важнейшими элементами обеспечения экономической безопасности деятельности российских железных дорог. Уровень инновационного развития компании отражается на пороговых значениях экономической безопасности, расчет которых становится чрезвычайно актуальным.
Цель. Разработка показателей пороговых значений инновационного развития для ОАО «РЖД» в контексте экономической безопасности железнодорожных перевозок.
Материалы и методы. Исследованы результаты и проекты инновационного развития Холдинга «РЖД». Использован метод мониторинга и рейтингования (шкала оценки зрелости) показателей, определяющих уровень инновационного развития компании.
Результаты. Разработана система пороговых значений экономической безопасности деятельности компании железнодорожного транспорта на базе развития ее инновационных процессов.
Заключение. Инновационные процессы и технологии как объекты экономической безопасности являются существенным элементом экономического суверенитета страны.


