Threshold values of economic safety of innovative development of railway transport
- Authors: Shavshukov V.M.1, Kostylev A.A.1
-
Affiliations:
- Emperor Alexander I Petersburg State Transport University
- Issue: Vol 11, No 3 (2025)
- Pages: 533-543
- Section: Original studies
- URL: https://transsyst.ru/transj/article/view/690065
- DOI: https://doi.org/10.17816/transsyst690065
- ID: 690065
Cite item
Full Text
Abstract
Background. In the conditions of the new geoeconomy, when the volumes and nomenclature of transportation have changed, innovative processes and technologies become the most important elements of ensuring the economic security of the Russian railways. The level of the company's innovative development is reflected in the threshold values of economic security, the calculation of which becomes extremely relevant.
Aim. Development of indicators of threshold values of innovative development for JSC Russian Railways in the context of economic security of railway transportation.
Materials and methods. The results and projects of innovative development of the Russian Railways holding have been studied. The method of monitoring and rating (maturity assessment scale) indicators that determine the level of innovative development of the company is used.
Results. A system of threshold values of economic security of the railway transport company activity on the basis of development of its innovative processes is developed.
Conclusion. innovative processes and technologies as objects of economic security are an essential element of a country's economic sovereignty.
Full Text
Введение
Российские железные дороги имеют особое стратегическое значение для страны, внося значительный вклад в обеспечение ее территориальной целостности и единства экономического пространства, влияют на достижение экономической безопасности и реализации принципов разделения труда. Железнодорожный транспорт является материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей Российской Федерации и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Экономическая безопасность железнодорожного транспорта напрямую связана с его конкурентоспособностью на рынке грузовых и пассажирских перевозок. Именно конкурентоспособность становится преимуществом, обеспеченным ростом скорости и своевременности перевозки, ритмичностью функционирования магистрального железнодорожного транспорта.
Важнейшим показателем экономической безопасности национальной экономики становится величина стоимости перевозки или транспортной составляющей в цене товара. Уровень развития и доступности пассажирского транспорта способствует росту социальной активности населения и положительно влияет на доходы домашних хозяйств. Удешевление и одновременное ускорение железнодорожных перевозок позволяет снизить риски неравномерности пространственного развития Российской Федерации по уровню и темпам социально-экономической и деловой активности, качеству жизни населения.
В последнее время возрастает роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России, что обусловлено требованиями к повышенной мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Качество транспортной системы определяет степень эффективности работы аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны и специальных служб и, следовательно, условия общенациональной безопасности и вероятности террористических рисков.
Таким образом, состояние и потенциал роста производственной, социальной и рыночной транспортной инфраструктуры, прежде всего, железнодорожного транспорта формирует фундамент общей безопасности государства. Инновационный, высоко технологичный железнодорожный транспорт, конкурирующий на национальном и международных рынках перевозок, способен создать необходимый уровень безопасности. Транспортной стратегией Российской Федерации определена важнейшая задача обеспечения суверенитета – рост объемов грузоперевозок более чем в 1,5 раза исключительно на основе современных отечественных технологий [2].
Объектом данного исследования является ОАО «Российские железные дорого» (далее ОАО «РЖД») – владелец железнодорожной инфраструктуры и тягового подвижного состава, основной грузовой и пассажирский перевозчик.
Целью данного исследования является разработка показателей пороговых значений инновационного развития ОАО «РЖД» в контексте экономической безопасности железнодорожных перевозок.
В данном исследовании авторами рассмотрены технологические инновации на железнодорожном транспорте, выполнен анализ сущностных процессов их внедрения и масштабирования, сделана оценка их влияния на пороговые значения экономической безопасности.
Именно технологические инновации определяют качественные изменения не только техники и технологии, но и всего процесса перевозки. В определении пороговых значений экономической безопасности железнодорожных перевозок мы исследуем внедрение транспортных услуг с новыми свойствами, с которыми потребитель еще не знаком, либо нового уровня качества услуг по перевозке грузов и пассажиров, апеллируя к классическому пониманию инноваций [1].
Зона рисков показателей экономической безопасности ОАО «РЖД» зависит, в том числе, от монопольной позиции компании как владельца железнодорожной инфраструктуры и тяги, а также как участника перевозок отрытого, конкурентного рынка транспортных услуг. Поэтому совершенствование инновационного развития в различных направлениях – необходимый аспект деятельности.
Данные
На основе отчетных данных, базовых документов и предметных исследований, формирующих инновационный профиль ОАО «РЖД», сформирована аналитическая база:
- уточненных параметров инновационного развития Холдинга «РЖД» по состоянию на 2024 г. и приоритетным направлениям; новых технологий и продуктов, планируемых к производству российскими организациями; возможностей доступа к «открытым инновациям» [3].
- долгосрочных трендов инноваций на железнодорожном транспорте с учетом трансформации транспортного рынка и подрывных технологий, способных повысить экономическую безопасность российской экономики [4].
- инновационных изменений в международных железнодорожных компаниях [5].
- системы показателей инновационной стратегии развития ОАО «РЖД», идентифицируемых как пороговые значения экономической безопасности [6].
Методы
Экономическая безопасность деятельности российских железных дорог не ограничена пространством территории Российской Федерации, а является опорной сетью ее международных товарных связей. С целью определения соответствия уровня инновационного развития российских железных дорог железным дорогам международных транспортных коридоров (или дорог стран примыкания) авторы опирались на анализ международных стандартов. В частности, использовано Руководство Осло – «Руководство по сбору, представлению и использованию данных об инновациях» в версии от 2018 г., [7]. Указанное руководство содержит структурированные показатели, характеризующие инновационный профиль компаний, основная часть которых используется в оценке динамических рядов за период более 10 лет, а также описывает метод оценки расходов на инновации, разделяя их на два типа: транспортная услуга и бизнес-процесс ее производства. Несмотря на то, что, в среднем, от начала разработки инновации на железнодорожном транспорте до ее тиражирования проходит около пяти лет, мы учитываем ее способность к масштабируемости, что позволяет интерпретировать полученное пороговое значение по одному бизнес-процессу на весь процесс оказания транспортной услуги компанией [1].
На основе применяемой в ОАО «РЖД» системы мониторинга основных эксплуатационных и качественных показателей эффективности деятельности по реализации стратегии научно-технологического развития Холдинга «РЖД» на период до 2025 г. и на перспективу до 2030 г. авторами дополнен и сформирован перечень пороговых значений экономической безопасности деятельности компании по основным бизнес-процессам [8].
Результаты
- Разработана логико-структурная схема формирования пороговых значений экономической безопасности железнодорожной компании на основе показателей оценки инновационности ее бизнес-процессов (Рис. 1).
Как следует из представленной схемы, пороговое значение экономической безопасности рассчитывается применительно к каждому бизнес-процессу компании, находящемуся под влиянием процессов инновационного развития (обновления) [9].
Рис. 1. Логика исследования пороговых значений инновационных изменений в бизнес-процессах железнодорожной компании
Fig. 1. Logic of studying the threshold values of innovative changes in the business processes of a railway company
В Табл. 1 приведен фрагмент расчета интегрального показателя экономической безопасности бизнес-процесса «грузовые перевозки» с учетом соответствия его фактических инновационных параметров, заданным в стратегии научно-технологического развития Холдинга «РЖД» на период до 2025 г. и на перспективу до 2030 г. («Белая книга») [6].
Таблица 1. Фрагмент расчета интегрального показателя экономической безопасности бизнес-процесса «грузовые перевозки» с учетом соответствия его фактических инновационных параметров
Table 1. Fragment of the calculation of the integral indicator of economic security of the cargo transportation business process, taking into account the compliance of its actual innovative parameters
Изменение показателя, в %% к нормативному | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Удельные нормы расхода ТЭР на тягу поездов | 100,7 | 100,3 | 99,8 | 100,8 | 99,4 | 100,3 | 100,4 |
Средняя участковая скорость грузового поезда | 100 | 99,8 | 100,2 | 101 | 95,9 | 100,2 | 98,2 |
Средняя масса грузового поезда | 100,6 | 101,1 | 100,7 | 99,9 | 98,5 | 100,1 | 100,5 |
Скорость доставки грузовой отправки в груженых вагонах | 101,7 | 101,3 | 101,1 | 109,9 | 110 | 100,4 | 100,1 |
Доля грузовых отправок груженых вагонах с соблюдением установленного срока доставки | 100,4 | 100,7 | 101,9 | 102,6 | 101 | 95,5 | 98,6 |
Уровень безопасности движения | 110 | 123,4 | 112,2 | 115,6 | 103,4 | 103,4 | 101,1 |
Рост производительности труда работников ОАО «РЖД» занятых на перевозках | 104,2 | 101,8 | 98,3 | 100,8 | 102,9 | 101 | 100,3 |
Интегральный ключевой показатель эффективности инновационной деятельности грузовых перевозок1 | - | - | 126 | 143 | 114,7 | 130 | 128 |
Источник: составлено авторами с учетом исследований [6, 10].
Ввиду того, что большинство проведенных ранее исследований рассматривает влияние инноваций на экономические показатели деятельности железных дорог [11], на комплексное развитие регионов и отраслей промышленности [12, 13], раскрывает проблемы цифровой трансформации железнодорожного транспорта [14] и зависимости экономической безопасности от информационной [15], то в данном исследовании присутствует оригинальность. Пороговые значения экономической безопасности ОАО «РЖД» авторами взаимоувязаны с уровнем инновационной активности его бизнес-процессов, обусловленной влиянием новых технологий.
- Разработана шкала оценки зрелости инновационных продуктов (технологий), влияющих на уровень экономической безопасности компании, в отношении которых Холдинг «РЖД» является разработчиком или участвует в разработке. Данная шкала дополняет действующую в ОАО «РЖД» Методику оценки зрелости инновационного продукта/технологии к внедрению в ОАО «РЖД» и рисков не достижения уровня готовности инновационных проектов в ОАО «РЖД» с их применением через соответствующие уровни готовности [10], а также учитывает комментарии к ней [16]. В Табл. 2 приведены уровни готовности технологи (УГТ).
Таблица 2. Описание уровней готовности технологи
Table 2. Description of technology readiness levels
Уровень готовности технологии (УГТ) | Описание |
Бизнес-процесс, определяющий уровень эффективности деятельности компании | Классификатор инноваций, меняющих данный бизнес-процесс |
УГТ1 | Исследование базовых концептов с позиций их влияния на пороговое значение экономической безопасности (в т.ч. с учетом эффекта масштаба) |
УГТ8 | Оценка прямых, косвенных и внешних эффектов от инновации |
УГТ9 | Уровень влияния бизнес-процесса на экономические показатели деятельности компании. |
УГТ9.1 | Имитация модели инновационных изменений и оценка их результатов |
УГТ9.2 | Интеллектуальное моделирование (нейросетевое моделирование) зависимости порогового значения экономической безопасности от бизнес-процесса, обеспечивающего процесс железнодорожной перевозки от уровня его инновационного обновления |
УГТ9.3 | Внедрение/Масштабное внедрение (тиражирование)/ эксплуатация инновационных решений |
Источник: составлено авторами с учетом исследований [10, 16].
Заключение
Пороговые значения экономической безопасности деятельности ОАО «РЖД», формируемые инновационными техникой, технологиями, процессами, по своей сути являются предельными величинами. Их не введение снижает конкурентоспособность деятельности российских железных дорог, препятствует стабильному и устойчивому развитию целостности российской транспортной системы, ведет к росту стоимости перевозок. Приведенные уровни готовности инновационных технологий по всем срезам процессов железнодорожной перевозки требуют оценки и постоянного мониторинга, что должно привести к определенной коррекции стратегических инновационных решений в комплексе железных дорог Российской Федерации.
Авторы заявляют, что:
- У них нет конфликта интересов;
- Настоящая статья не содержит каких-либо исследований с участием людей в качестве объектов исследований.
The authors state that:
- They have no conflict of interest;
- This article does not contain any studies involving human subjects.
1 Рассчитан по шкале оценки зрелости инновационных технологий (оценка уровня технологической готовности бизнес-процессов к инновациям) [10].
About the authors
V. M. Shavshukov
Emperor Alexander I Petersburg State Transport University
Author for correspondence.
Email: shavshukov@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-3218-0718
SPIN-code: 6148-3969
Scopus Author ID: 56584500900
Dr. Sci. (Economics), Professor
Russian Federation, St. PetersburgA. A. Kostylev
Emperor Alexander I Petersburg State Transport University
Email: dolichagi@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-9821-1026
SPIN-code: 9033-5683
graduate student
Russian Federation, St. PetersburgReferences
- Kirichenko IV, Kravtsov AA, Mamedyarov ZA, et al. Monitoring the state of the global ecosystem of innovations for 2020-2021. Analysis and forecast. IMEMO RAS Journal. 2022;1:78–99. doi: 10.20542/afij-2022-1-78-99 EDN: SBIPTS
- Transport strategy of the Russian Federation until 2030 with a forecast for the period until 2035 approved by the order of the Government of the Russian Federation dated November 27, 2021 No. 3363-r. Accessed: 23.07.2025. Available from: http://static.government.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf (In Russ.)
- Order of JSC Russian Railways dated 19.08.2024 N2009/r «On Approval of the Passport of the Comprehensive Innovative Development Program of the Russian Railways Holding for the Period up to 2025». Accessed: 23.07.2025. Available from: https://clck.ru/3NGsH9 (In Russ.)
- Saraev VV. (ed.) RZD 2050: A Look Beyond the Horizon. Moscow: Innopraktika; 2021. Accessed: 23.07.2025. Available from: https://company.rzd.ru/api/media/resources/2312493?action=download (In Russ.)
- Vasiliev IP. (ed.) Innovations in the World's Railway Companies: Prospects for Technological Development. Moscow: Center for Innovative Development - a branch of JSC Russian Railways and the Lomonosov Moscow State University; 2023. (In Russ.)
- Order of April 17, 2018 No. 769/r «On approval of the strategy for scientific and technological development of the Russian Railways holding company for the period up to 2025 and for the future up to 2030 (White Paper) ». Accessed: 23.07.2025. Available from: https://clck.ru/3NGufW (In Russ.)
- OECD/Eurostat (2018), Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition, The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities. Luxembourg: OECD Publishing, Paris/Eurostat; 2018. doi: 10.1787/9789264304604-en
- Procedure for monitoring and managing changes to National Technology Initiative projects. Accessed: 23.07.2025. Available from: https://nti2035.ru/documents/docs/Procedure_monitoring_NTI_projects_29112019.pdf (In Russ.)
- Order of January 9, 2020 No. 4/r «On Amendments to the Order of JSC Russian Railways» of 28 December 2012. No. 2786r «On the Unified Network Technological Process of Rail Freight Transportation». Accessed: 23.07.2025. Available from: https://base.garant.ru/73666194/ (In Russ.)
- Order of JSC Russian Railways dated 1 September 2021 N 1899/r «Methodology for assessing the maturity of an innovative product/technology for implementation at JSC Russian Railways and the risks of not achieving the level of readiness of innovative projects at JSC Russian Railways with their application through the corresponding levels of readiness». Accessed: 23.07.2025. Available from: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=SVB014&n=44831&dst=100019 (In Russ.)
- Lunina TA, Pakhomova DA. Economic significance of innovative technologies of railway stations. European Journal of Natural History. 2023;(2):63–66. (In Russ.)
- Shmatko AD, Khilchenko PA. Innovations in railway transport in Russia and their impact on the economic development of regions. Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. 2024;51(3):30–41. doi: 10.21685/2227-8486-2024-3-3
- Bagaryakov AV, Nikulina NL, Bystrai GP, Pecherkina MS. Innovations in the context of regional economic security. Manager. 2014;52(6):54–59.
- Berdysheva YA, Zharkova EA. Tools for Digital Transformation of Railway Transport. Bulletin of SUSPS: humanitarian research. 2022;12(1):5–8. (In Russ.) doi: 10.52170/2618-7949_2022_12_5
- Mezina NA, Lunev VS. Conceptual and strategic directions for improving economic security as a factor in sustainable development of enterprises. Nauchnye trudy volnogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2024;248(4):507–517. (In Russ.) doi: 10.38197/2072-2060-2024-248-4-507-517 EDN: YYZHDE
- Tulupov AV, Vasiliev IP, Ionov DA, et al. Using metrics of readiness levels in maturity assessment of a product or technology for application in JSCO RZD. Economics of Science. 2022;(1):31–45. doi: 10.22394/2410-132X-2022-8-1-31-45
Supplementary files
