Calculation of load current of self-excited voltage inverter by harmonic analysis

封面

如何引用文章

全文:

详细

BACKGROUND. The paper discusses a single-phase bridge self-excited inverter operating into active inductive load. The load voltage is generated by switching the key circuit elements; the current shape is determined by the load parameters and characterized by the higher harmonic spectrum. In practice, the calculations are often focused on the effective inverter load current of a non-sinusoidal shape; its determination is associated with known computational difficulties.

AIM. To develop a method to calculate the effective value load current of a self-excited inverter that does not require decomposition of the current curve into a harmonic series and its subsequent summation.

METHODS. The effective inverter load current was calculated using the theory of residues.

RESULTS. The load current of a self-excited inverter calculated based on expressions obtained using the theory of residues allows to reduce the amount of computation and ensures high accuracy, which is confirmed by experimental studies.

全文:

Введение

Настоящее время характеризуется применением большого числа различных полупроводниковых преобразователей, осуществляющих преобразование электрической энергии постоянного тока в электрическую энергию переменного тока. [1–5].

Такая задача решается применением инверторных схем. Для надежной работы таких преобразователей требуется тщательный подбор элементов схемы, который в данный момент осуществляется применением численных методов расчета, которые требуют значительного машинного времени и дальнейшей экспериментальной проверки на опытных макетах.

Предлагается аналитический метод расчета с использованием гармонических рядов. При этом возникает проблема нахождения сумм коэффициентов гармонического ряда [6–11].

В предлагаемой работе сумма ряда находится с использованием теории вычетов, что позволяет значительно сократить получение результата (действующего значения тока нагрузки) [12–15].

Теоретическое обоснование

Рассмотрим работу однофазного мостового автономного инвертора напряжения на нагрузку активно-индуктивного характера. Ключевые элементы инвертора представляют собой полностью управляемые силовые полупроводниковые приборы (GTO-тиристоры, транзисторы).

Процессы, происходящие в схеме, описываются уравнением (1), которое справедливо на интервале открытого состояния проводящей пары ключевых элементов, соответствующем половине периода Т:

U=iнR+diнdt, (1)

где U – напряжение источника питания; R, L – сопротивление и индуктивность нагрузки; Iн – ток нагрузки.

Если в уравнении (1) параметры реального режима, относящиеся к цепи постоянного тока, с помощью коммутационной функции ξ(t) привести к цепи переменного тока, то это уравнение приобретает вид, справедливый для любого момента времени:

ξtU=iнR+diнdt. (2)

Решение уравнения (2) может быть представлено в виде гармонических рядов

iн=kA1kcoskωt+kA2ksinkωt,

diнdt=kB1kcoskωt+kB2ksinkωt,k=1,3,5. (3)

После интегрирования выражения для коэффициентов ряда производной имеем

B1k=4TiнT/2iн0+kωA2k, (4)

B2k=kωA1k. (5)

Известно [1, 2], что iн(T/2)=-iн(0) тогда

B1k=kωA2k.

Применительно к рассматриваемому случаю U=const, следовательно, гармонический ряд для ξ(t)U будет иметь вид

ξtU=4πkUsinkωtk,k=1,3,5.

По полученным выражениям для гармонических коэффициентов можно составить систему из двух уравнений:

для косинусных коэффициентов

0=LkωA2k+A1k; (6)

для синусных коэффициентов

4πkU=kωLA1k+A2kR; (7)

Совместное решение уравнений (6) и (7) дает выражения для коэффициентов соответствующего ряда тока нагрузки инвертора

A1k=4UωLπR2+kωL2, (8)

A2k=4URπkR2+kωL2. (9)

Действующее значение k-й гармоники тока нагрузки определяется выражением:

Iнk=12A1k2+A2k2=22Uπ1k2R2+kωL2. (10)

Для определения действующего значения тока нагрузки Iн необходимо определить сумму ряда:

k1k2R2+kωL2,k=1,3,5. (11)

Прямого суммирования этого ряда по всем нечетным гармоникам можно избежать, если воспользоваться теорией вычетов, с помощью которой можно найти сумму ряда (11).

Введем вспомогательную функцию комплексного переменного z:

fztgπz2,

fz=zR2+z4ωL21. (12)

Согласно [13, 14] имеем равенство:

kfk=π4kresfztgπz2,m=1,2,3,4. (13)

Определим вычеты вспомогательной функции f(z)tg(πz/2).

Корнями уравнения (12) являются

z1,2=0,z3,4=±jRωL.

Тогда

resfz=1π2zR2+4z3zωL2. (14)

Подставляя значение корней z3 и z4 в (14), получим на основании (13) выражение для действующего значения тока нагрузки

Iн=2πURπ2ωLRthπR2ωL. (15)

Кроме того, представляется возможным найти значение тока в момент коммутации ключевых элементов инвертора iн(0), для этого необходимо найти сумму ряда (8) косинусных коэффициентов.

Введем новую вспомогательную функцию комплексного переменного z:

fz=1πR2+kωL2. (16)

Для определения вычетов функции (16) найдем корни знаменателя:

z1,2=±jRωL. (17)

И на основании равенства (13) найдем сумму ряда для косинусных коэффициентов и выражение для тока нагрузки в момент коммутации вентилей:

iн0=URthπR2ωL. (18)

Экспериментальные исследования

Достоверность выражения (15) подтверждается весьма удовлетворительным совпадением результатов расчета по этому выражению с расчетами по гармоникам с использованием выражения (10) и вполне удовлетворительным совпадением с результатами эксперимента. Эксперимент был выполнен на лабораторном стенде при частоте коммутации вентилей инвертора f=100 Гц для различных значений сопротивления R и индуктивности L нагрузки. Кривые токов нагрузки, полученные экспериментально, представлены на Рис. 1. Результаты эксперимента и расчетов представлены на Рис. 2.

 

Рис. 1. Форма кривых тока нагрузки однофазного мостового автономного инвертора напряжения: a – R=194 Ом, L=0,397 Гн; b – R=194 Ом, L=0,2 Гн; c – R=194 Ом, L=0,051 Гн

Fig. 1. The shape of the load current curves of a single-phase bridge autonomous voltage inverter: a – R=194 Ohm, L=0.397 H; b – R=194 Ohm, L=0.2 H; c – R=194 Ohm, L=0.051 H

 

Рис. 2. Результаты экспериментального исследования и расчетов для действующего значения тока нагрузки (сплошные линии – расчет по гармоникам и выражению (15), штриховые линии – эксперимент): 1 – R=47 Ом; 2 – R=107 Ом; 3 – R=194 Ом

Fig. 2. Results of the experimental study and calculations for the effective value of the load current (solid lines – calculation by harmonics and expression (15), dashed lines – experiment): 1 – R=47 Ohm; 2 – R=107 Ohm; 3 – R=194 Ohm

 

Выводы

Рассмотрен способ вычисления действующего значения тока нагрузки автономного инвертора напряжения с использованием теории вычетов, не требующий разложения кривой тока в гармонический ряд и последующего его суммирования.

Использование теории вычетов значительно упрощает поиск конечного результата и сокращает объем вычислительной работы.

Справедливость полученных результатов подтверждена экспериментальными исследованиями опытного образца однофазного инвертора напряжения.

Авторы заявляют, что:

  1. У них нет конфликта интересов;
  2. Настоящая статья не содержит каких-либо исследований с участием людей в качестве объектов исследований.

The authors state that:

  1. They have no conflict of interest;
  2. This article does not contain any studies involving human subjects.
×

作者简介

Boris Trifonov

Emperor Alexander I St.-Petersburg State Transport University

Email: trifoboba45@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5816-3473
SPIN 代码: 2262-9246

Cand. Sci. (Engineering), Associate Professor

俄罗斯联邦, Saint-Petersburg

Gennady Sereda

Emperor Alexander I St.-Petersburg State Transport University

编辑信件的主要联系方式.
Email: gennady.sereda@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0754-6682
SPIN 代码: 9682-8744

Cand. Sci. (Engineering), Associate Professor

俄罗斯联邦, Saint-Petersburg

参考

  1. Bedford B, Hoft R. Theory of autonomous inverters. Moscow: Energy, 1969.
  2. Burkov A.T. Electronics and Converter Technology: Vol. 2: Electronic Converter Technology. Moscow: Educational and Methodological Center for Education in Railway Transport; 2015. EDN: XMTHSZ
  3. Byltseva VD, Izvarin MYu, Kim KK. Systems of autonomous running of urban electric transport. Modern Transportation Systems and Technologies. 2024;10(3):300-319. doi: 10.17816/transsyst634812
  4. Sharyakov VA, Nikitin VV, Evstaf’ev AM, Kolpakhchyan PG. On the question of assessing energy consumption by the rolling stock of urban rail transport. Russian Electromechanics. 2024;67(4):120-124. doi: 10.17213/0136-3360-2024-4-120-124 EDN: RQOTLC
  5. Karabadzhak ID, Nikitin VV. Power supply for ac consumers from a hydrogen fuel cell battery. Electromechanical matters. VNIIEM studies. 2025;204(1):13-19. EDN: ZMVOCQ
  6. Trifonov BA, Nikitin VV, Sereda GE. Calculation of the initial voltage on the switching capacitor of an autonomous current inverter. In: Problems of safety and efficiency of technical systems: Collection of reports from a conference with international participation, St. Petersburg, May 15, 2024. St. Petersburg: Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University; 2024:114-119. EDN: RWOMPG
  7. Karabadzhak ID, Nikitin VV. Options for the structure of an autonomous electric power system with a battery of hydrogen fuel cells. Modern Transportation Systems and Technologies. 2024;10(1):59-75. doi: 10.17816/transsyst624890
  8. Telichenko SA, Nikitin VV, Kolpakhchyan PG. Electromagnetic processes in a universal semiconductor converter for transport on-board electrical energy storage systems. Russian Electromechanics. 2023;66(4):118-127. doi: 10.17213/0136-3360-2023-4-118-127 EDN: CVYVJX
  9. Maznev AS, Kalinina AA, Volov AV, et al. Improvement of regulating properties of dc electric trains with pulse converters. Proceedings of Petersburg Transport University. 2022;19(1):75-81. doi: 10.20295/1815-588X-2022-19-1-75-81 EDN: NGPPUF
  10. Petrushin AD, Titova TS, Nikitin VV, Maznev AS. Optimal Frequency Control of Electric-Train Asynchronous Traction Motors. Russian Electrical Engineering. 2021;92(10):550-554. doi: 10.3103/S106837122110014X EDN: HQFKPR
  11. Li X, Li D, Chang G, et al. High-Voltage Hybrid IGBT Power Modules for Miniaturization of Rolling Stock Traction Inverters. IEEE Transactions on Industrial Electronics. 2022;69(2):1266-1275. doi: 10.1109/tie.2021.3059544 EDN: HGQHGO
  12. Lavrentev MA, Shabat BV. Methods of the theory of functions of a complex variable. Moscow: Science; 1973.
  13. Klochko VK. Applied Mathematics for Engineers. Moscow: KURS; 2025. EDN: OZNHOG
  14. Morozova VD. Theory of functions of a complex variable. Moscow: Bauman Moscow State Technical University; 2008. EDN: WKDFSB
  15. Volkovyskij LI, Lunc GL, Aramanovich IG. Collection of problems on the theory of functions of a complex variable. Moscow: Fizmatlit; 2004. EDN: QJNAOH

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML
2. Fig. 1. The shape of the load current curves of a single-phase bridge autonomous voltage inverter: a – R=194 Ohm, L=0.397 H; b – R=194 Ohm, L=0.2 H; c – R=194 Ohm, L=0.051 H

下载 (181KB)
3. Fig. 2. Results of the experimental study and calculations for the effective value of the load current (solid lines – calculation by harmonics and expression (15), dashed lines – experiment): 1 – R=47 Ohm; 2 – R=107 Ohm; 3 – R=194 Ohm

下载 (160KB)

版权所有 © Trifonov B.A., Sereda G.E., 2025

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可

link to the archive of the previous title