Расчет тока нагрузки автономного инвертора напряжения методом гармонического анализа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Рассматривается однофазный мостовой автономный инвертор напряжения, работающий на активно-индуктивную нагрузку. Напряжение нагрузки формируется за счет коммутации ключевых элементов схемы, форма тока определяется параметрами нагрузки и характеризуется спектром высших гармонических составляющих. В практических расчетах зачастую интерес представляет действующее значение тока нагрузки инвертора, имеющего несинусоидальную форму, определение которого сопряжено с известными вычислительными трудностями.

Цель. Разработка способа вычисления действующего значения тока нагрузки автономного инвертора напряжения, не требующего разложения кривой тока в гармонический ряд и последующего его суммирования.

Методы. Для нахождения действующего значения тока нагрузки инвертора использована теория вычетов.

Результаты. Расчет тока нагрузки автономного инвертора с помощью выражений, полученных с использованием теории вычетов, позволяет сократить объем вычислительной работы и обеспечивает высокую точность результата, что подтверждается экспериментальными исследованиями.

Полный текст

Введение

Настоящее время характеризуется применением большого числа различных полупроводниковых преобразователей, осуществляющих преобразование электрической энергии постоянного тока в электрическую энергию переменного тока. [1–5].

Такая задача решается применением инверторных схем. Для надежной работы таких преобразователей требуется тщательный подбор элементов схемы, который в данный момент осуществляется применением численных методов расчета, которые требуют значительного машинного времени и дальнейшей экспериментальной проверки на опытных макетах.

Предлагается аналитический метод расчета с использованием гармонических рядов. При этом возникает проблема нахождения сумм коэффициентов гармонического ряда [6–11].

В предлагаемой работе сумма ряда находится с использованием теории вычетов, что позволяет значительно сократить получение результата (действующего значения тока нагрузки) [12–15].

Теоретическое обоснование

Рассмотрим работу однофазного мостового автономного инвертора напряжения на нагрузку активно-индуктивного характера. Ключевые элементы инвертора представляют собой полностью управляемые силовые полупроводниковые приборы (GTO-тиристоры, транзисторы).

Процессы, происходящие в схеме, описываются уравнением (1), которое справедливо на интервале открытого состояния проводящей пары ключевых элементов, соответствующем половине периода Т:

U=iнR+diнdt, (1)

где U – напряжение источника питания; R, L – сопротивление и индуктивность нагрузки; Iн – ток нагрузки.

Если в уравнении (1) параметры реального режима, относящиеся к цепи постоянного тока, с помощью коммутационной функции ξ(t) привести к цепи переменного тока, то это уравнение приобретает вид, справедливый для любого момента времени:

ξtU=iнR+diнdt. (2)

Решение уравнения (2) может быть представлено в виде гармонических рядов

iн=kA1kcoskωt+kA2ksinkωt,

diнdt=kB1kcoskωt+kB2ksinkωt,k=1,3,5. (3)

После интегрирования выражения для коэффициентов ряда производной имеем

B1k=4TiнT/2iн0+kωA2k, (4)

B2k=kωA1k. (5)

Известно [1, 2], что iн(T/2)=-iн(0) тогда

B1k=kωA2k.

Применительно к рассматриваемому случаю U=const, следовательно, гармонический ряд для ξ(t)U будет иметь вид

ξtU=4πkUsinkωtk,k=1,3,5.

По полученным выражениям для гармонических коэффициентов можно составить систему из двух уравнений:

для косинусных коэффициентов

0=LkωA2k+A1k; (6)

для синусных коэффициентов

4πkU=kωLA1k+A2kR; (7)

Совместное решение уравнений (6) и (7) дает выражения для коэффициентов соответствующего ряда тока нагрузки инвертора

A1k=4UωLπR2+kωL2, (8)

A2k=4URπkR2+kωL2. (9)

Действующее значение k-й гармоники тока нагрузки определяется выражением:

Iнk=12A1k2+A2k2=22Uπ1k2R2+kωL2. (10)

Для определения действующего значения тока нагрузки Iн необходимо определить сумму ряда:

k1k2R2+kωL2,k=1,3,5. (11)

Прямого суммирования этого ряда по всем нечетным гармоникам можно избежать, если воспользоваться теорией вычетов, с помощью которой можно найти сумму ряда (11).

Введем вспомогательную функцию комплексного переменного z:

fztgπz2,

fz=zR2+z4ωL21. (12)

Согласно [13, 14] имеем равенство:

kfk=π4kresfztgπz2,m=1,2,3,4. (13)

Определим вычеты вспомогательной функции f(z)tg(πz/2).

Корнями уравнения (12) являются

z1,2=0,z3,4=±jRωL.

Тогда

resfz=1π2zR2+4z3zωL2. (14)

Подставляя значение корней z3 и z4 в (14), получим на основании (13) выражение для действующего значения тока нагрузки

Iн=2πURπ2ωLRthπR2ωL. (15)

Кроме того, представляется возможным найти значение тока в момент коммутации ключевых элементов инвертора iн(0), для этого необходимо найти сумму ряда (8) косинусных коэффициентов.

Введем новую вспомогательную функцию комплексного переменного z:

fz=1πR2+kωL2. (16)

Для определения вычетов функции (16) найдем корни знаменателя:

z1,2=±jRωL. (17)

И на основании равенства (13) найдем сумму ряда для косинусных коэффициентов и выражение для тока нагрузки в момент коммутации вентилей:

iн0=URthπR2ωL. (18)

Экспериментальные исследования

Достоверность выражения (15) подтверждается весьма удовлетворительным совпадением результатов расчета по этому выражению с расчетами по гармоникам с использованием выражения (10) и вполне удовлетворительным совпадением с результатами эксперимента. Эксперимент был выполнен на лабораторном стенде при частоте коммутации вентилей инвертора f=100 Гц для различных значений сопротивления R и индуктивности L нагрузки. Кривые токов нагрузки, полученные экспериментально, представлены на Рис. 1. Результаты эксперимента и расчетов представлены на Рис. 2.

 

Рис. 1. Форма кривых тока нагрузки однофазного мостового автономного инвертора напряжения: a – R=194 Ом, L=0,397 Гн; b – R=194 Ом, L=0,2 Гн; c – R=194 Ом, L=0,051 Гн

Fig. 1. The shape of the load current curves of a single-phase bridge autonomous voltage inverter: a – R=194 Ohm, L=0.397 H; b – R=194 Ohm, L=0.2 H; c – R=194 Ohm, L=0.051 H

 

Рис. 2. Результаты экспериментального исследования и расчетов для действующего значения тока нагрузки (сплошные линии – расчет по гармоникам и выражению (15), штриховые линии – эксперимент): 1 – R=47 Ом; 2 – R=107 Ом; 3 – R=194 Ом

Fig. 2. Results of the experimental study and calculations for the effective value of the load current (solid lines – calculation by harmonics and expression (15), dashed lines – experiment): 1 – R=47 Ohm; 2 – R=107 Ohm; 3 – R=194 Ohm

 

Выводы

Рассмотрен способ вычисления действующего значения тока нагрузки автономного инвертора напряжения с использованием теории вычетов, не требующий разложения кривой тока в гармонический ряд и последующего его суммирования.

Использование теории вычетов значительно упрощает поиск конечного результата и сокращает объем вычислительной работы.

Справедливость полученных результатов подтверждена экспериментальными исследованиями опытного образца однофазного инвертора напряжения.

Авторы заявляют, что:

  1. У них нет конфликта интересов;
  2. Настоящая статья не содержит каких-либо исследований с участием людей в качестве объектов исследований.

The authors state that:

  1. They have no conflict of interest;
  2. This article does not contain any studies involving human subjects.
×

Об авторах

Борис Алексеевич Трифонов

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Email: trifoboba45@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5816-3473
SPIN-код: 2262-9246

к.т.н., доцент

Россия, Санкт-Петербург

Геннадий Евгеньевич Середа

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Автор, ответственный за переписку.
Email: gennady.sereda@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0754-6682
SPIN-код: 9682-8744

к.т.н., доцент

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Бедфорд Б., Хофт Р. Теория автономных инверторов. М.: Энергия, 1969.
  2. Бурков А.Т. Электроника и преобразовательная техника: Том 2: Электронная преобразовательная техника. Москва: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2015. EDN: XMTHSZ
  3. Быльцева В.Д., Изварин М.Ю., Ким К.К. Системы автономного хода городского электрического транспорта // Инновационные транспортные системы и технологии. 2024. Т. 10, № 3. С. 300-319. doi: 10.17816/transsyst634812 EDN: SONMKY
  4. Шаряков В.А., Никитин В.В., Евстафьев А.М., Колпахчьян П.Г. К вопросу об оценке энергопотребления подвижным составом городского рельсового транспорта // Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 2024. Т. 67, № 4. С. 120-124. doi: 10.17213/0136-3360-2024-4-120-124 EDN: RQOTLC
  5. Карабаджак И.Д., Никитин В.В. Энергообеспечение потребителей переменного тока от батареи водородных топливных элементов // Вопросы электромеханики. Труды ВНИИЭМ. 2025. Т. 204, № 1. С. 13-19. EDN: ZMVOCQ
  6. Трифонов Б.А., Никитин В.В., Середа Г.Е. Расчет начального напряжения на коммутирующем конденсаторе автономного инвертора. В кн.: Проблемы безопасности и эффективности технических систем: Сборник докладов конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 15 мая 2024 года. Санкт-Петербург: Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2024. С. 114-119. EDN: RWOMPG
  7. Карабаджак И.Д., Никитин В.В. Варианты структуры автономной электроэнергетической системы с батареей водородных топливных элементов // Инновационные транспортные системы и технологии. 2024. Т. 10, № 1. С. 59-75. doi: 10.17816/transsyst624890 EDN: VJKSUO
  8. Теличенко С.А., Никитин В.В., Колпахчьян П.Г. и др. Электромагнитные процессы в универсальном полупроводниковом преобразователе для транспортных бортовых систем хранения электрической энергии // Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 2023. Т. 66, № 4. С. 118-127. doi: 10.17213/0136-3360-2023-4-118-127 EDN: CVYVJX
  9. Мазнев А.С., Калинина А.А., Волов А.В. и др. Улучшение регулировочных свойств электропоездов постоянного тока с импульсными преобразователями // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2022. Т. 19, № 1. С. 75-81. doi: 10.20295/1815-588X-2022-19-1-75-81 EDN: NGPPUF
  10. Петрушин А.Д., Титова Т.С., Никитин В.В., Мазнев А.С. Оптимальное частотное управление асинхронными тяговыми электродвигателями электропоезда // Электротехника. 2021. № 10. С. 10-14. EDN: DZIIEN
  11. Li X., Li D., Chang G., et al. High-Voltage Hybrid IGBT Power Modules for Miniaturization of Rolling Stock Traction Inverters. // IEEE Transactions on Industrial Electronics. 2022. Vol. 69, N. 2. P. 1266-1275. EDN: HGQHGO doi: 10.1109/tie.2021.3059544
  12. Лаврентьев М.А., Шабат Б.В. Методы теории функций комплексного переменного. М.: Наука, 1973.
  13. Клочко В.К. Прикладная математика для инженеров. М.: КУРС, 2025. EDN: OZNHOG
  14. Морозова В.Д. Теория функций комплексного переменного. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. EDN: WKDFSB
  15. Волковыский Л.И., Лунц Г.Л., Араманович И.Г. Сборник задач по теории функций комплексного переменного тока: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Физматлит, 2004. EDN: QJNAOH

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Форма кривых тока нагрузки однофазного мостового автономного инвертора напряжения: a – R=194 Ом, L=0,397 Гн; b – R=194 Ом, L=0,2 Гн; c – R=194 Ом, L=0,051 Гн

Скачать (181KB)
3. Рис. 2. Результаты экспериментального исследования и расчетов для действующего значения тока нагрузки (сплошные линии – расчет по гармоникам и выражению (15), штриховые линии – эксперимент): 1 – R=47 Ом; 2 – R=107 Ом; 3 – R=194 Ом

Скачать (160KB)

© Трифонов Б.А., Середа Г.Е., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Ссылка на архив предыдущего журнала