Том 9, № 3 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Обзоры

Оценка и пути снижения неопределенности при учете выбросов и поглощений парниковых газов

Ахтямов Р.Г.

Аннотация

Обоснование: Как известно, транспортная отрасль – один из крупных источников эмиссии парниковых газов, и, неизбежно подвергается влиянию экологической повестки.

Цель: Оценка неопределенности и разработка путей снижения неопределенности при учете выбросов и поглощений парниковых газов.

Метод: Анализ статистических причин неопределенности при измерении и учете выбросов и поглощений парниковых газов, а также анализ литературных источников предложены пути снижения неопределенности.

Результаты: Выявлены источники неопределенности, полученные при учете выбросов или поглощений парниковых газов при реализации плана адаптации к изменениям климата в области транспорта. При этом выделены объективно обусловленные причины неопределенности, связанные с недостатками данных, используемых моделей и анализируемых выборок, а также причины неопределенности, основанные на субъективных предпосылках. Сформулированы пути снижения неопределенности, основанные на улучшении концептуализации, совершенствовании модельной структуры, повышении репрезентативности данных, а также использовании более точных методов измерения.

Заключение: Пути снижения неопределенности при реализации плана адаптации к изменениям климата в области транспорта, основанной на субъективных параметрах, заключаются во внедрении адаптивного управления и развитии обучения, как итеративного процесса, так как обучение становится ключевым компонентом деятельности в условиях меняющегося климата.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2023;9(3):5-14
pages 5-14 views

Применение интеллектуальных технологий для реализации проекта цифровой тяговой подстанции

Рыжова Е.Л.

Аннотация

Цель: анализ различных проектных решений для применения цифровых подстанций и перспективных направлений в использовании интеллектуальных технологий в современной энергетической системе тягового электроснабжения.

Методы: для достижения поставленной цели были рассмотрены результаты исследований, известные и инновационные технические решения повышения интеллектуального уровня подстанций, произведен анализ потенциала использования цифровых технологий в системе тягового электроснабжения.

Результаты: рассмотрены основные принципы работы цифровых подстанций, их преимущества и недостатки, принципиальные отличия классических подстанций от цифровых и цифровых от интеллектуальных, использование на подстанциях цифровых измерительных приборов и оборудования. Проведен обзор зарубежного и отечественного опыта разработки и применения цифровых технологий в системах общего и тягового электроснабжения. Показаны основные стадии и технические решения для перевода электрических подстанций на новый этап их развития.

Заключение: Дальнейшее поэтапное развитие подстанций делает их переход на интеллектуальную платформу, что позволит сократить расходы на ремонт и обслуживание электрооборудования, трудозатраты на оперативный персонал, существенно повысить надежность системы электроснабжения за счет раннего обнаружения неисправностей, снизить количество аварий и случаев травматизма на производстве. Благодаря развитию энергетики в этом направлении удастся создать собственную сеть цифровых подстанций с использованием концепции переоборудования уже существующих подстанций и перевода их на новую цифровую силовую технику, а также создания российского уникального программного обеспечения, не зависящего от других стран.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2023;9(3):15-31
pages 15-31 views

Оригинальные статьи

Исследование изгибных колебаний силовых конструкций кузова рефрижераторного вагона при различных вариантах расположения энергохолодильного оборудования

Ворон О.А., Булавин Ю.П.

Аннотация

Цель: исследовать изгибные колебания силовых конструкций кузова рефрижераторного вагона при различных вариантах расположения энергохолодильного оборудования.

Материалы и методы: задача решается методом конечных элементов, для анализа результатов используется коэффициент влияния.

Результаты: получены частоты и формы колебаний вариантов кузова вагона.

Заключение: частота колебаний мало меняется в зависимости от конструкции кузова и лежит в интервале 7–5 Гц, масса холодильной установки не оказывает значительного влияния на частоту колебаний, наибольшие перемещения приходится на крышу вагона, при определенной комбинации жесткости рессорного подвешивания и массы груза возможно возникновение резонансных явлений.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2023;9(3):32-40
pages 32-40 views

Разработка вихретоковых замедлителей для транспортных комплексов «второго уровня» uST

Юницкий А.Э., Кузьмин И.А., Попко С.С., Лобазова И.Е.

Аннотация

Обоснование: В настоящее время перед человечеством остро встают вопросы поиска новых транспортно-инфраструктурных решений – более безопасных, более эффективных и экологически чистых. Одним из возможных путей решения данных задач является перемещение взаимодействующих и ограничивающих друг друга инфраструктурно-транспортных элементов в разные плоскости, в частности, перенос путевых структур и подвижного состава транспортных систем на «второй уровень». При возникновении нештатных ситуаций и при приближении юнимобиля (беспилотного рельсового электромобиля на стальных колесах) к зонам остановки, парковки и вхождении в крутые повороты на высоких скоростях, механическое торможение не всегда может гарантированно обеспечить безопасную остановку рельсового электромобиля в таких погодных условиях как ливень, обледенение пути, а также износ компонентов тормозной системы. Разработанные авторами вихретоковые замедлители (ВТЗ) позволяют решить данную проблему, минимизировав количество продуктов износа, поскольку тормозящая сила возникает за счет взаимодействия магнитных полей, при этом в такой тормозной системе отсутствует механический контакт.

Цель:  Разработка энергонезависимого ВТЗ, конструкция которого обеспечивает стабильную работу без предъявления повышенных требований к точности позиционирования транспортного средства «второго уровня» uST.

Материалы и методы: В статье приводятся исследования образцов вихретоковых замедлителей с шинами из различного материала и компоновкой магнитов. Подтверждение экспериментальных данных проводилось с помощью компьютерной модели ANSYS Maxwell – метода конечных элементов.

Результаты: В статье представлены ВТЗ с оптимальным относительным расположением и ориентацией магнитов в сочетании с магнитопроводами, разработанные и рассчитанные методом математического моделирования, подтвержденного натурными испытаниями и экспериментами.

Разработанный ВТЗ (вариант №2) развивает требуемое усилие и, в отличие от ВТЗ (вариант №1) с классической компоновкой магнитной системы, способен работать при неточном позиционировании юнимобиля как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.

Заключение: Разработанные опытные образцы секций ВТЗ будут использованы в системах пассивной безопасности в качестве энергонезависимого замедлителя подвижного состава в городских, а также в транспортно-инфраструктурных комплексах uST применительно к любым природно-климатическим условиям нашей планеты.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2023;9(3):41-58
pages 41-58 views

Исследование пользовательского опыта для Интернет-ресурсов компаний экспресс-доставки

Трегубов В.Н., Сайфутдинова П.А., Рощупкин В.А.

Аннотация

Цель: тестирование и сравнение интернет-ресурсов транспортно-логистических компаний экспресс-доставки на предмет удобства использования их сайтов, скорости оформления заказов, соответствию предлагаемых услуг потребностям пользователей, соразмерности ожиданий пользователей и получаемого результата, а также наличию проблемных точек при оформлении заказа на экспресс-доставку.

Материалы и методы: для проведения экспериментальных качественных исследований использовалась методика удаленного модерируемого тестирования и методика изучения субъективной удовлетворенности пользователя на основе анкеты SUPR-Q, которую мы адаптировали под наше исследование.

Результаты: в ходе исследования для каждой компании была составлена обобщенная карта пути пользователя, которая отражает точки взаимодействия пользователя с интерфейсом, его мотивацию, эмоции, барьеры и драйверы на каждом этапе выполнения заказа по экспресс-доставке. Выполнено сравнение компаний по критериям общей удовлетворенности пользователей и скорости выполнения заданий.

Заключение: в результате проведенного исследования удалось выявить ряд ошибок в пользовательских сценариях на сайтах исследованных компаний экспресс-доставки, устранение этих ошибок и совершенствование интерфейса сайтов позволит компаниям улучшить пользовательский опыт клиентов.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2023;9(3):59-74
pages 59-74 views

Среднескоростные маглев-системы: подходящие области применения с точки зрения транспортной отрасли

Клюшпис Й.О., Кирхер Р., Витт М., Хэнель С., Блоу Л.Е.

Аннотация

Обоснование: Среднескоростные транспортные системы маглев считаются прорывной инновацией. Это усложняет потенциальный доступ на транспортный рынок, на котором доминируют обычные, традиционные транспортные системы. Могут ли системы маглев конкурировать с ними?

Цель: Этот опрос, предназначенный специально для специалистов в области транспорта, анализирует текущее (2023 г.) восприятие систем маглев для пассажирских и грузовых перевозок. Подходят ли среднескоростные системы маглев для будущего транспорта с точки зрения экспертов транспорта?

Методы: Международный веб-опрос пятисот специалистов в транспортном секторе. Основное внимание уделяется применению и пригодности. Это не техническое сравнение систем.

Результаты: Среднескоростные маглев-системы считаются конкурентоспособными, а в некоторых случаях и превосходящими существующие транспортные системы в том же диапазоне скоростей. Однако большинство международных экспертов считают, что системы маглев пригодны в основном для специфических областей применения, таких как пассажирские перевозки между аэропортами и центрами городов, или в качестве грузовой транспортной системы для решения специальных логистических задач.

Заключение: С экспертной точки зрения, инновационное внедрение маглев-систем в четко определенных областях применения кажется разумной и перспективной.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2023;9(3):75-94
pages 75-94 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах