Том 9, № 3 (2023)
Обзоры
Оценка и пути снижения неопределенности при учете выбросов и поглощений парниковых газов
Аннотация
Обоснование: Как известно, транспортная отрасль – один из крупных источников эмиссии парниковых газов, и, неизбежно подвергается влиянию экологической повестки.
Цель: Оценка неопределенности и разработка путей снижения неопределенности при учете выбросов и поглощений парниковых газов.
Метод: Анализ статистических причин неопределенности при измерении и учете выбросов и поглощений парниковых газов, а также анализ литературных источников предложены пути снижения неопределенности.
Результаты: Выявлены источники неопределенности, полученные при учете выбросов или поглощений парниковых газов при реализации плана адаптации к изменениям климата в области транспорта. При этом выделены объективно обусловленные причины неопределенности, связанные с недостатками данных, используемых моделей и анализируемых выборок, а также причины неопределенности, основанные на субъективных предпосылках. Сформулированы пути снижения неопределенности, основанные на улучшении концептуализации, совершенствовании модельной структуры, повышении репрезентативности данных, а также использовании более точных методов измерения.
Заключение: Пути снижения неопределенности при реализации плана адаптации к изменениям климата в области транспорта, основанной на субъективных параметрах, заключаются во внедрении адаптивного управления и развитии обучения, как итеративного процесса, так как обучение становится ключевым компонентом деятельности в условиях меняющегося климата.
Применение интеллектуальных технологий для реализации проекта цифровой тяговой подстанции
Аннотация
Цель: анализ различных проектных решений для применения цифровых подстанций и перспективных направлений в использовании интеллектуальных технологий в современной энергетической системе тягового электроснабжения.
Методы: для достижения поставленной цели были рассмотрены результаты исследований, известные и инновационные технические решения повышения интеллектуального уровня подстанций, произведен анализ потенциала использования цифровых технологий в системе тягового электроснабжения.
Результаты: рассмотрены основные принципы работы цифровых подстанций, их преимущества и недостатки, принципиальные отличия классических подстанций от цифровых и цифровых от интеллектуальных, использование на подстанциях цифровых измерительных приборов и оборудования. Проведен обзор зарубежного и отечественного опыта разработки и применения цифровых технологий в системах общего и тягового электроснабжения. Показаны основные стадии и технические решения для перевода электрических подстанций на новый этап их развития.
Заключение: Дальнейшее поэтапное развитие подстанций делает их переход на интеллектуальную платформу, что позволит сократить расходы на ремонт и обслуживание электрооборудования, трудозатраты на оперативный персонал, существенно повысить надежность системы электроснабжения за счет раннего обнаружения неисправностей, снизить количество аварий и случаев травматизма на производстве. Благодаря развитию энергетики в этом направлении удастся создать собственную сеть цифровых подстанций с использованием концепции переоборудования уже существующих подстанций и перевода их на новую цифровую силовую технику, а также создания российского уникального программного обеспечения, не зависящего от других стран.
Оригинальные статьи
Исследование изгибных колебаний силовых конструкций кузова рефрижераторного вагона при различных вариантах расположения энергохолодильного оборудования
Аннотация
Цель: исследовать изгибные колебания силовых конструкций кузова рефрижераторного вагона при различных вариантах расположения энергохолодильного оборудования.
Материалы и методы: задача решается методом конечных элементов, для анализа результатов используется коэффициент влияния.
Результаты: получены частоты и формы колебаний вариантов кузова вагона.
Заключение: частота колебаний мало меняется в зависимости от конструкции кузова и лежит в интервале 7–5 Гц, масса холодильной установки не оказывает значительного влияния на частоту колебаний, наибольшие перемещения приходится на крышу вагона, при определенной комбинации жесткости рессорного подвешивания и массы груза возможно возникновение резонансных явлений.
Разработка вихретоковых замедлителей для транспортных комплексов «второго уровня» uST
Аннотация
Обоснование: В настоящее время перед человечеством остро встают вопросы поиска новых транспортно-инфраструктурных решений – более безопасных, более эффективных и экологически чистых. Одним из возможных путей решения данных задач является перемещение взаимодействующих и ограничивающих друг друга инфраструктурно-транспортных элементов в разные плоскости, в частности, перенос путевых структур и подвижного состава транспортных систем на «второй уровень». При возникновении нештатных ситуаций и при приближении юнимобиля (беспилотного рельсового электромобиля на стальных колесах) к зонам остановки, парковки и вхождении в крутые повороты на высоких скоростях, механическое торможение не всегда может гарантированно обеспечить безопасную остановку рельсового электромобиля в таких погодных условиях как ливень, обледенение пути, а также износ компонентов тормозной системы. Разработанные авторами вихретоковые замедлители (ВТЗ) позволяют решить данную проблему, минимизировав количество продуктов износа, поскольку тормозящая сила возникает за счет взаимодействия магнитных полей, при этом в такой тормозной системе отсутствует механический контакт.
Цель: Разработка энергонезависимого ВТЗ, конструкция которого обеспечивает стабильную работу без предъявления повышенных требований к точности позиционирования транспортного средства «второго уровня» uST.
Материалы и методы: В статье приводятся исследования образцов вихретоковых замедлителей с шинами из различного материала и компоновкой магнитов. Подтверждение экспериментальных данных проводилось с помощью компьютерной модели ANSYS Maxwell – метода конечных элементов.
Результаты: В статье представлены ВТЗ с оптимальным относительным расположением и ориентацией магнитов в сочетании с магнитопроводами, разработанные и рассчитанные методом математического моделирования, подтвержденного натурными испытаниями и экспериментами.
Разработанный ВТЗ (вариант №2) развивает требуемое усилие и, в отличие от ВТЗ (вариант №1) с классической компоновкой магнитной системы, способен работать при неточном позиционировании юнимобиля как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.
Заключение: Разработанные опытные образцы секций ВТЗ будут использованы в системах пассивной безопасности в качестве энергонезависимого замедлителя подвижного состава в городских, а также в транспортно-инфраструктурных комплексах uST применительно к любым природно-климатическим условиям нашей планеты.
Исследование пользовательского опыта для Интернет-ресурсов компаний экспресс-доставки
Аннотация
Цель: тестирование и сравнение интернет-ресурсов транспортно-логистических компаний экспресс-доставки на предмет удобства использования их сайтов, скорости оформления заказов, соответствию предлагаемых услуг потребностям пользователей, соразмерности ожиданий пользователей и получаемого результата, а также наличию проблемных точек при оформлении заказа на экспресс-доставку.
Материалы и методы: для проведения экспериментальных качественных исследований использовалась методика удаленного модерируемого тестирования и методика изучения субъективной удовлетворенности пользователя на основе анкеты SUPR-Q, которую мы адаптировали под наше исследование.
Результаты: в ходе исследования для каждой компании была составлена обобщенная карта пути пользователя, которая отражает точки взаимодействия пользователя с интерфейсом, его мотивацию, эмоции, барьеры и драйверы на каждом этапе выполнения заказа по экспресс-доставке. Выполнено сравнение компаний по критериям общей удовлетворенности пользователей и скорости выполнения заданий.
Заключение: в результате проведенного исследования удалось выявить ряд ошибок в пользовательских сценариях на сайтах исследованных компаний экспресс-доставки, устранение этих ошибок и совершенствование интерфейса сайтов позволит компаниям улучшить пользовательский опыт клиентов.
Среднескоростные маглев-системы: подходящие области применения с точки зрения транспортной отрасли
Аннотация
Обоснование: Среднескоростные транспортные системы маглев считаются прорывной инновацией. Это усложняет потенциальный доступ на транспортный рынок, на котором доминируют обычные, традиционные транспортные системы. Могут ли системы маглев конкурировать с ними?
Цель: Этот опрос, предназначенный специально для специалистов в области транспорта, анализирует текущее (2023 г.) восприятие систем маглев для пассажирских и грузовых перевозок. Подходят ли среднескоростные системы маглев для будущего транспорта с точки зрения экспертов транспорта?
Методы: Международный веб-опрос пятисот специалистов в транспортном секторе. Основное внимание уделяется применению и пригодности. Это не техническое сравнение систем.
Результаты: Среднескоростные маглев-системы считаются конкурентоспособными, а в некоторых случаях и превосходящими существующие транспортные системы в том же диапазоне скоростей. Однако большинство международных экспертов считают, что системы маглев пригодны в основном для специфических областей применения, таких как пассажирские перевозки между аэропортами и центрами городов, или в качестве грузовой транспортной системы для решения специальных логистических задач.
Заключение: С экспертной точки зрения, инновационное внедрение маглев-систем в четко определенных областях применения кажется разумной и перспективной.