Том 8, № 2 (2022)

Обложка

Весь выпуск

Обзоры

Перспективы развития городских транспортных систем на основе концепции «Мобильность как услуга»

Романов А.С.

Аннотация

Обоснование: Уже несколько десятилетий остается актуальной проблема «автоцентричной» модели развития транспортных систем мегаполисов, которая характеризуется серьезными негативными последствиями в долгосрочной перспективе, несмотря на определенные удобства для отдельных пользователей. Городская мобильность обеспечивает доступ населения к экономическим ресурсам, поэтому надежная транспортная система является ключевым условием устойчивого развития современных агломераций. Использование цифровых технологий совместно с инновационными продуктами может обеспечить эффективное функционирование и конкурентоспособность общественного транспорта. «Мобильность как услуга» – это ориентированная на конечного пользователя модель городской мобильности, которая может способствовать постепенному отказу от пользования личного автомобиля.

Цель: Рассмотреть организационные модели реализации концепции инновационной мобильности, определить потенциальные выгоды от цифровой трансформации городской транспортной системы, основанной на модели эффективной мобильности «мобильность как услуга».

Методы: В работе были использованы общенаучные методы исследования как системный подход, аналогия, обобщение, синтез.

Результаты: В статье исследована концепция инновационной городской мобильности, основанная на технологии «мобильность как услуга», рассмотрены организационные модели MaaS, выявлены основные барьеры для реализации данной концепции наряду с потенциальными преимуществами и недостатками.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(2):5-16
pages 5-16 views

Эффективность реализации мультимодальных перевозок в рамках пилотного проекта Intertran

Чеченова Л.М., Баталова Н.В.

Аннотация

Обоснование: В настоящее время перед транспортной отраслью стоят нетрадиционные для нее вызовы, такие как потребность в «оцифровке» транспортной услуги, повышение мобильности перевозки и снижение зависимости от бумажных технологий ее оформления. При этом на данный момент железнодорожный транспорт демонстрирует рынку качественное развитие с переориентацией географии сервисов и играет важнейшую стратегическую роль в развитии восточного полигона, предлагая именно то, что требуется грузоотправителям: регулярность отправок, кратчайшие сроки и стабильные цены, несмотря на глобальную перестройку рынков и экономические колебания.

Цель: определение взаимосвязи между расширением использования цифровой технологии и эффективностью развития интермодальных перевозок. Подтверждено, что проект Intertran позволяет эффективно взаимодействовать железнодорожным компаниям, морским портам и контролирующим органам.

Методы: методология исследования построена на анализе порядка электронного взаимодействия между морскими портами и железной дорогой в процессе интермодальной перевозки грузов через морские порты с использованием электронных документов и данных. Информационная база исследования опирается на отчеты азиатских и европейских железнодорожных компаний – членов Международного союза железных дорог, российских и иностранных экспедиторских компаний, а также данные Федеральной таможенной службы России и зарубежных таможенных органов.

 Результаты: в результате исследования обосновано участие ОАО «РЖД» в развитии инноваций и цифровой рыночной среды, определен порядок обработки документов в электронном виде в рамках реализации проекта Intertran с использованием мобильных рабочих станций, определены эффекты от организации пилотной грузоперевозки в рамках проекта, установлена необходимость расширения цифровой среды доверия между участниками транспортно-логистических процессов.

Заключение: исследование подтверждает, что основу эффективного развития проекта Intertran и взаимодействия железнодорожных компаний, морских портов и контролирующих органов составляет комплекс действий, направленных на электронное взаимодействие участников процесса перевозки и дальнейшую оптимизацию обработки технологических операций.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(2):17-27
pages 17-27 views

Оригинальные статьи

Инновационные способы подготовки основания транспортных магистралей c использованием техногенных образований металлургического производства

Соловьева В.Я., Сахарова А.С., Еремеев Е.Г.

Аннотация

Обоснование: Для эффективного укрепления проблемных грунтов на основе глин или мелких пылеватых песков, необходимо производить их предварительную стабилизацию, например, при помощи гранулированного доменного шлака.

Цель: использование многотоннажных шлаков разной природы для высокоэффективной подготовки оснований при создании дорожного покрытия.

Методы: в качестве основного объекта исследований рассматривались грунты природного и техногенного происхождения: глины, пески, асфальтогранулят. Физико-механические исследования грунтов природного происхождения проводились в соответствии с ГОСТ 5180-2015 «Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик», коэффициент фильтрации определялся по ГОСТ 25584-2016 «Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации». Физико-механические характеристики асфальтобетона определялись по ГОСТ 12801-98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний». Компонентный состав шлака внепечной обработки определялся с помощью рентгенофазового анализа. Испытание затвердевших образцов осуществлялось в водонасыщенном состоянии по ГОСТ 10180-20125 «Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам». Определение величины водопоглощения по массе укрепленного грунта производилось по ГОСТ 12730.3-78 «Бетоны. Методы определения водопоглощения».

Результаты: укрепление предварительно подготовленных грунтов любой природы эффективно осуществлять при использовании пониженного расхода цемента в сочетании с комплексной химической добавкой «Наноактив-М» и тонкомолотым доменным шлаком.

Выводы: комплексное использование металлургических шлаков различного вида при укреплении грунтов обеспечивает эффективное решение технологической, экономической и экологической проблемы современности.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(2):28-42
pages 28-42 views

Гибридный и традиционный электромагниты для целей магнитного подвешивания: сопоставительный анализ

Амосков В.М., Арсланова Д.Н., Белов А.А., Белов А.В., Васильев В.Н., Деомидов В.В., Капаркова М.В., Кухтин В.П., Ламзин Е.А., Ларионов М.С., Морозов И.А., Неженцев А.Н., Овсянников Д.А., Овсянников Мл. Д.А., Родин И.Ю., Смирнов С.А., Смирнова О.Ю., Сычевский С.Е., Шатиль Н.А., Фирсов А.А., Фирсова Т.А.

Аннотация

Цель: сравнение гибридных электромагнитов (ГЭМ) и традиционных электромагнитов (ЭМ) левитационного подвеса.

Методы: Сопоставление проводится на базе вычислительного эксперимента для варианта ГЭМ, достоверность численной модели которого подтверждается верификацией с использованием адекватной натурной (физической) модели.

Результаты: Конструкция гибридных электромагнитов (ГЭМ) совмещает в качестве источников поля в единой магнитной цепи токовые катушки и постоянные магниты. Сравнение продемонстрировало семикратное снижение энергопотребление для ГЭМ по сравнению с ЭМ, причём вес гибридного магнита в два раза меньше.

Заключение: Подтверждена правильность выбранной концепции построения магнитной системы предложенного варианта магнитолевитационного подвеса.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(2):43-54
pages 43-54 views

Компьютерное моделирование длинной линии с потерями в установившемся гармоническом режиме при активной нагрузке

Криворотова В.В.

Аннотация

Обоснование: Реализация проектов по созданию энергосистем большой протяженности требует максимально большего исследования не только технической реализуемости длинных линий, но и особенностей передачи энергии по этим линиям. Подобные исследования могут проводиться в полевых условиях, с применением физического эксперимента или с помощью компьютерного моделирования. Первое ограничено сложностью выполнения эксперимента, отсутствием доступа к реальным измерениям. В отличие от физического эксперимента компьютерное моделирование лишено данных проблем: оно позволяет достаточно легко не только смоделировать длинную линию, но и исследовать ее при различных режимах работы. Практическая значимость – возможность применения предлагаемого метода в учебном процессе при выполнении студентами энергетических специальностей транспортных ВУЗов исследований линий с распределенными параметрами для решения последующих задач в рамках развития или разработки новых энергетических систем большой протяженности.

Цель: Построение компьютерной модели длинной линии и разработка метода с исследования различных режимов ее работы при различных нагрузках, в том числе в режиме холостого хода и короткого замыкания.

Методы: компьютерное моделирование.

Результаты: Построена компьютерная модель линии с распределенными параметрами, которая позволяет выполнить ее исследование при различных режимах.

Выводы: В рамках развития энергетических систем актуальность разработки и моделирования новых методов исследования различных режимов в таких цепях многократно возрастает. При этом, вновь разрабатываемые методы должны быть применимы в учебном процессе. В статье описывается компьютерное моделирование и исследование длинной линии при различных активных нагрузках распределения действующего значения напряжения вдоль линии при ее передаче, равной половине длины волны (полуволновая линия). Исследования в данном направлении имеют не только научную значимость, но и практическую, поскольку можно обоснованно разрабатывать новые модели длинных линий, а также решать задачи в области исследования нестационарных (переходных) режимах работы длинных линий.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(2):55-69
pages 55-69 views

Управление параметрами транспортной логистики в структуре консалтингового логистического центра

Селиванов А.В., Вашлаев И.И., Михайлов А.Г.

Аннотация

Обоснование: Предложена система количественных оценок параметров планирования и регулирования транспортной работы компании по доставке товаров заявленных конечными покупателями. В качестве параметров для оценок общих затрат на выполнение заказов предложены удельные средневзвешенные затраты на доставку товаров до конечных потребителей. Разработана методика текущего выбора маршрутных карт на основе сопоставления альтернативных вариантов доставки грузов смешанными видами транспорта, что способствует получению существенного дополнительного дохода компании и позволяет повысить качество и эффективность принимаемых управленческих решений в области логистического менеджмента процесса доставки товаров предприятия по заказчикам. Приведены методические основы управления технологиями планирования и регулирования параметров транспортной логистики коммерческого предприятия (компании). Даны рекомендации и определены функции по созданию и функционированию консалтингового логистического центра (КЛЦ), который определяет и координирует обязанности всех участников транспортного процесса смешанной доставки грузов с учетом состава транспортных затрат, качества и сроков поставок.

Цель: Уменьшить логистические затраты компании в процессах транспортного обеспечения перевозок грузов с привлечением смешанных видов транспортных средств.

Методы: Достижение цели исследования основано на использовании количественных и качественных методов анализа и синтеза.

Результаты: Разработана методика текущего выбора маршрутных карт на основе сопоставления альтернативных вариантов доставки грузов смешанными видами транспорта. Приведены методические основы управления технологиями планирования и регулирования параметров транспортной логистики коммерческого предприятия. Даны рекомендации и определены функции по созданию и функционированию консалтингового логистического центра (КЛЦ).

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(2):70-91
pages 70-91 views

Трансформационное лидерство и устойчивое развитие Российских транспортных систем

Журавлева Н.А.

Аннотация

Обоснование: Тема устойчивого развития (ESG), заявленная ООН в 2015 году и утвержденная Постановлением Правительства РФ в 2020 году переживает непростые времена: те драйверы и стимулы, которые двигали национальные экономики к росту, претерпевают существенные изменения. В ситуации, когда многие инфраструктурные организации ушли или временно отказались от сотрудничества с российскими компаниями, возникает вопрос, как восполнить этот пробел, чтобы компании, решившие продолжать свое движение в повестке ESG, могли иметь соответствующую инфраструктуру и поддержку.

Цель: обоснование научной гипотезы влияния трансформационного лидерства на активность процессов устойчивого развития (ESG) и разработка инструментария оценки данного влияния на эффективность операционных и бизнес-моделей транспортных организаций.

Методы: методология работы основана на развитии теории трансформационного лидерства как нового вида эффективной управленческой деятельности, концепции эволюции цифровых платформ и экосистем.

Результаты: подтверждены положения научной гипотезы о влиянии инструментов трансформационного лидерства на эффективность операционных и бизнес-моделей транспортных организаций, реализующих проекты устойчивого развития и становление нового вида управленческой деятельности. Доказано, что действующие метрики транзакционного лидерства (KPI и управление по отклонениям) перестают работать в нынешних условиях. Разработана модель количественной оценки соответствия влияния трансформационного лидерства на цели устойчивого развития транспортных компаний.

Заключение: Обосновано, что трансформационное лидерство, обеспечивающее принцип единства, межсекторальности и ресурсосбережения становится новым видом управленческой деятельности, обеспечивающей рост долгосрочной доходности от социальных и «зеленых инвестиций». Систематизированы проекты устойчивого развития российских транспортных компаний, обоснован вывод о преимущественной эффективности инвестирования в долгосрочные проекты развития над проектами, обеспечивающими краткосрочное получение прибыли.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(2):92-111
pages 92-111 views

Развитие системы управления стратегической устойчивостью в различные периоды ее жизненного цикла

Григорьева С.В.

Аннотация

Обоснование: Формирование системы управления стратегической устойчивостью транспортных организаций с учетом концепции ее жизненного цикла должно быть направлено на повышение эффективности управления.

Цель: На основе сущности категории «стратегическая устойчивость», а также методологии управления развить систему управления стратегической устойчивостью с учетом концепции ее жизненного цикла.

Методы: Методология исследования предполагала использование системного подхода к формированию системы управления. Применены методы сбора, сравнения и анализа данных.

Результаты: Указана необходимость развития системы управления стратегической устойчивостью в различные периоды ее жизненного цикла. В работе приводится методология управления с указанием назначения ее структурных элементов. На основе разработанного методологического подхода авторами приводится описание что и как делает система на каждом из этапов «системный анализ – системный дизайн – развитие – реализация – сопровождение» ее жизненного цикла; какие поставлены цели и желаемые выходы. Для выделенных процессов управления, таких как управление подготовкой стратегических данных, эффективным использованием стратегических ресурсов, результатами стратегической устойчивости с учетом рисков, инновациям и управления стратегическими знаниями; выделены пять групп процессов и перечислены виды деятельности каждой из групп, которые необходимо выполнять для достижения стратегической устойчивости развития транспортных организаций.

Заключение: Показана необходимость в выработке требований к формированию системы управления стратегической устойчивостью и процессов ее жизненного цикла на основе сущности категории «стратегическая устойчивость» и разработанной методологии управления. Получение информации на разных этапах жизненного цикла позволит получить эффективную интеграцию процессов, что улучшит качество управления стратегической устойчивостью транспортных организаций.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(2):112-123
pages 112-123 views

«Российский Маглев» в единой транспортной системе страны

Смирнов С.А., Смирнова О.Ю.

Аннотация

Обоснование: В текущей мировой экономической и геополитической обстановке перед Россией самым острым образом встали вопросы укрепления транспортных связей между ее регионами при безусловном обеспечении транспортной безопасности в условиях ограниченных ресурсов. Обязательным условием для достижения национальной устойчивости и безопасности является развитие единой транспортной системы страны на основе глубокой кооперации всех видов транспорта, позволяющей эффективно удовлетворять спрос на перевозки как в технологическом, так и в экономическом отношении. При этом научно-технический прогресс не должен приводить к слому имеющихся связей в транспортной системе, а иметь поступательный характер, означать партнерское взаимодействие действующих видов транспорта – железнодорожного, водного, автомобильного, авиационного, и перспективных, в частности, магнитолевитационного.

Цель: рассмотреть возможности включения магнитолевитационного транспорта, выполненного по российской технологии, в единую транспортную систему России в качестве приоритетного вида транспорта, определить принципы единой транспортной системы и осуществить ранжирование видов транспорта по степени их соответствия национальным интересам.

Материалы и методы: методология исследования построена на анализе методов оценки эффективности видов транспорта, а также анализе технико-технологических особенностей видов транспорта. Информационная база исследования опирается на статистическую информацию органов государственной статистики России, отчеты компаний – участников транспортной отрасли, а также данные открытых источников.

 Результаты: в результате исследования обосновано наиболее полное соответствие магнитолевитационной транспортной технологии «Российский Маглев» национальным интересам, интересам бизнеса и общества, выявлены перспективные ниши для использования технологии.

Заключение: исследование подтверждает, что основу единой транспортной системы России должна представлять технология «Российский Маглев», что обеспечит транспортную безопасность страны и высокую экономическую эффективность перевозок грузов.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(2):124-134
pages 124-134 views

Влияние цифровизации железных дорог на развитие национальной экономики

Анохов И.В., Римская О.Н., Хомов А.В.

Аннотация

Обоснование: В статье рассмотрены существующие и проектируемые технологии железнодорожного транспорта, которые в специальной литературе позиционируются как цифровые.

Цель: Исследование процесса цифровизации железных дорог, рассматриваемого в качестве условия для цифровизации всей национальной экономики. Объектом исследования является грузовой железнодорожный транспорт России.

Методы: Для анализа процесса цифровизации железных дорог применено моделирование замкнутого производственно-потребляющего воспроизводственного контура.

Результаты: Важным условием цифровизации национальной экономики является наличие условно замкнутого экономического контура, обслуживаемого преимущественно железнодорожным транспортом и соединяющего потребителей и всю цепочку производителей. Такого рода контуры должны быть ориентированы на абсолютные потребности населения, которые являются максимально прогнозируемыми и стабильными с количественной точки зрения. Это в свою очередь способствует осуществлению производственной и транспортной деятельности рутинным образом без участия человека на основе цифровых технологий. Организационное выделение таких замкнутых экономических контуров, по мнению авторов, позволит перейти к цифровизации национальной экономики.

Заключение: Железнодорожный транспорт наиболее пригоден для оформления таких замкнутых экономических контуров и их последующей цифровизации, т.к. технологически максимально изолирован от внешней среды.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(2):135-148
pages 135-148 views