Перспективы магнитолевитационного транспорта в единой интегрированной транспортной системе Евразийского экономического союза
- Авторы: Смирнов С.А.1, Смирнова О.Ю.1
-
Учреждения:
- Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
- Выпуск: Том 9, № 2 (2023)
- Страницы: 110-120
- Раздел: Оригинальные статьи
- URL: https://transsyst.ru/transj/article/view/516357
- DOI: https://doi.org/10.17816/transsyst202392110-120
- ID: 516357
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование: Изменения в геополитической обстановке, начавшиеся в 2022 году, оказали влияние на транспортную отрасль Российской Федерации и государств-членов Евразийского экономического союза. Возникла необходимость реорганизации производственно-сбытовых цепочек и формирования логистических маршрутов с учетом новых реалий при соблюдении взаимных интересов всех участников транспортных и экономико-географических процессов. Продолжается развитие евразийских транспортных коридоров и реализация инфраструктурных проектов с использованием инновационных подходов.
Цель: рассмотреть перспективы использования магнитолевитационной транспортной технологии на пространстве государств-членов Евразийского экономического союза.
Материалы и методы: методология исследования построена на анализе методов логистики, социально-экономического анализа, а также макроэкономических методов. Информационная база исследования опирается на официальную правовую и методическую информацию органов власти Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии.
Результаты: в результате исследования определена ниша магнитолевитационного транспорта в единой интегрированной транспортной системе Евразийского экономического союза, на качественном уровне описаны ожидаемые эффекты от внедрения магнитолевитационного транспорта.
Заключение: исследование подтверждает, что в современных условиях необходимы инновационные логистические решения для развития международных транспортных коридоров. Предложенный нейрологистический подход обосновывает необходимость и эффективность внедрения магнитолевитационного транспорта в единую интегрированную транспортную систему Евразийского экономического союза в качестве ее неотъемлемого элемента.
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Транспортные коридоры, проходящие через территорию государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), определены на нормативном уровне.
До недавнего времени развитие наземных транспортных коридоров «Восток–Запад» реализовывалось преимущественно в рамках инициативы Китая «Один пояс – один путь»: требовалось регулярное движение товаров в государства Европейского союза.
Часть грузов переориентировалось с морского маршрута через Суэцкий канал на сушу, но их доля оставалась незначительной в общей структуре перевозок. Однако факторы скорости, ритмичности и стоимости перевозок, эффективности работы с неравномерным грузопотоком позволяли формировать конкурентные преимущества сухопутным маршрутам.
Ввиду изменений на международной арене с февраля 2022 года, во-первых, Россия и Беларусь оказались фактически вычеркнуты из международного транзита на коридоре «Восток–Запад». Одновременно с этим под вопросом оказалась устойчивость морского маршрута через Суэцкий канал. Как показала геополитическая практика, введение рядом стран массовых ограничений возможно в достаточно сжатые сроки и в узком консенсусе. Дальнейшее развитие устойчивых сухопутных коридоров по территориям стабильных во внешнеполитическом отношении стран получило особую важность (Рис. 1) [1].
Рис. 1. Транспортные коридоры Евразийского экономического союза
Во-вторых, интенсифицировались экспортно-импортные перевозки в Россию. Произошла переориентация грузопотоков на восток, что вызвало рост нагрузки на транспортные сети на этом направлении. Соответственно, образовался дефицит провозных способностей.
И в-третьих, наметилась тенденция укрепления направления «Север – Юг», способствующая изменению грузопотоков [2, 3].
Таким образом, транспортно-логистическая система государств-членов ЕАЭС и соседних стран, не входящих в состав ЕАЭС, претерпела значительные изменения. Новые конфигурации выразились не только в смене вектора грузопотоков, но и в появлении принципиально новых для транспортных систем государств-членов ЕАЭС условий [4].
ВЫЗОВЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЕАЭС
Современная ситуация, которая характеризируется высокой турбулентностью и неопределенностью, как в отношении цепочек поставок, так и в отношении объемов поставок и условий работы, требует высочайшей гибкости в организации логистики. Устойчивость транспортных коридоров становится одной из наиболее важных характеристик. При этом транспортный коридор приобретает очертания своеобразной нейросети, способной создавать вариативность маршрутов и обеспечивать оперативное замещение слабых или перегруженных участков.
Следует констатировать, что уровень текущего развития транспортной инфраструктуры государств-членов ЕАЭС, а также Китая не соответствует необходимому. Ограниченность вариантов маршрутов поставок и емкости отдельных маршрутов, наличие инфраструктурных барьеров сдерживает исполнение реальных объемов потребностей в перевозках. Это, в свою очередь, сдерживает экономическое развитие стран, на территории которых расположена актуальная и перспективная транспортная инфраструктура. Вместе с этим нельзя не отметить, что в текущих условиях реализация инфраструктурных проектов не должна осуществляться в течение десятилетий. Скорость реализации такой нейрологистики напрямую будет влиять на экономическое благополучие государств-членов ЕАЭС и определять его на годы вперед.
Создание эффективной нейрологистической сети возможно только на основе единой интегрированной транспортной системы:
- все виды транспорта обладают определенной степенью взаимозаменяемости и взаимно дополняют друг друга в единой транспортной системе;
- потенциал грузооборота и пассажирооборота на пространстве ЕАЭС существенно превышает наличные возможности транспортной инфраструктуры;
- достигается оперативная гибкость в логистике.
При этом номенклатура видов транспорта должна быть дополнена магнитолевитационным – транспортом, позволяющим достичь необходимого уровня инновационности транспортной системы по перевозочным характеристикам (Рис. 2).
Рис. 2. Модель единой интегрированной транспортной системы
МАГНИТОЛЕВИТАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ: ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В транспортной сфере физическое явление магнитной левитации используется в целях исключения физического взаимодействия пути и подвижного состава, в результате чего решаются различные фундаментальные проблемы – от сил сопротивления движению до износа элементов транспортной системы.
Технология магнитной левитации не нова и ведет отсчет с 1911 г. Серьезные исследования и работы проводились в мире по официальным данным с 1960-х гг. К XXI веку уровень развития технологии позволил достичь экономической целесообразности ее внедрения. С тех пор технология дешевеет [5, 6].
В настоящее время в трех странах мира – в Китае, России и Японии – магнитолевитационная транспортная технология отражена в основополагающих документах стратегического транспортного планирования [7–9]. Магнитолевитационная транспортная технология развивается на всех континентах, количество перспективных проектов увеличивается (Табл. 1) [10].
Таблица 1. Перспективные магнитолевитационные транспортные проекты мира
Страны / Континенты | Магнитолевитационные транспортные проекты |
Китай | • Национальный транспортный план на 2021-2035 гг.: строительство 6 600 км новых высокоскоростных линий; • Постепенный перевод ВСМ на магнитную левитацию; • Развитие маглев-систем для мегаполисов |
Япония и Южная Корея | • Высокоскоростная линия Токио–Нагоя–Осака (438 км, Япония); • Переориентация внутренних перевозок с авиатранспорта на маглев (Япония); • Строительство высокоскоростной линии Сеул–Бусан (Южная Корея) |
Америка | • Проект строительства линии Балтимор–Вашингтон (США) в стадии общественных слушаний; • Проект внутригородской линии в Рио-де-Жанейро (Бразилия) |
Европа
| • Разработан ряд проектов в Германии, Швеции, между Германией и соседними странами, Россией; • Пройдена тестовая эксплуатация грузовой линии в порту Гамбург; • Разрабатывается проект городской линии в г. Мюнхен (Германия) |
Отечественные разработки в области магнитолевитационного транспорта находились на высоком уровне до 1990-х гг. Однако по объективным причинам к 2010-м гг. Россия в данной сфере оказалась в роли догоняющей [11].
К настоящему моменту разработки современных российских инженеров и ученых проявились в создании технологии «Российский Маглев» (далее – «РосМаглев»), которая кратно превзошла зарубежные аналоги по эффективности и может обеспечивать массовые перевозки грузов. Технология позволяет осуществлять транспортировку на высоких скоростях, проявляет гибкость в отношении массогабаритных характеристик перевозимых грузов, обеспечивает перевозки малых партий грузов за счет самостоятельного движения отдельных транспортных единиц, и, что важно в текущих экономических условиях, имеет быстро возводимую инфраструктуру.
Наиболее значимыми особенностями магнитолевитационного транспорта являются:
- гибкое приспособление инфраструктуры к ландшафту;
- возможность строительства практически в любых условиях;
- быстрое возведение инфраструктуры при ее низкой стоимости;
- малые объемы обслуживания инфраструктуры при высокой пропускной способности;
- высокая коммерческая скорость и приспосабливаемость под определенные нужды;
- низкие расходы на эксплуатацию подвижного состава;
- низкая стоимость жизненного цикла;
- отсутствие износа от физического контакта;
- высокие экологические характеристики (Табл. 2).
Технический облик транспортной системы на базе технологии «РосМаглев» представлен на Рис. 3.
Таблица 2. Особенности технологии «РосМаглев»
Параметр | Характеристика параметра |
Особенности строительства
| • Не требует использования тяжелой техники для строительства (масса 1 м пути до 7,5 т, против 22-29 т ж.д. пути, нагрузка 1 кг/см2 против 5 000-10 000 кг/см2 для ж.д.); • Установка модульных конструкций; • Землеотвод 7,2 м (для ж.д. 20 м) |
Сроки и стоимость строительства | • Срок строительства 100 км пути 6-9 мес. (для ж.д. 39 мес.); • Стоимость 1 км пути составляет около 50% от стоимости строительства ж.д. |
Эксплуатация инфраструктуры | • Малообслуживаемая, низкий объем ремонтов; • Пропускная способность до 30 раз выше, чем на ж.д |
Эксплуатация подвижного состава | • Коммерческая скорость до 250 км/ч (на ж.д. транспорте – до 40 км/ч); • Срок жизненного цикла 50-100 лет; • Отсутствие жестких ограничений по габаритам и грузоподъемности |
Расходы | • Малый объем обслуживания подвижного состава; • Потребность в подвижном составе в 4-8 раз ниже ж.д., нет потребности в локомотивах; • Эксплуатационные расходы на 30-50 % ниже ж.д. |
Эффективность и экологичность | • Стоимость 1 года жизненного цикла в 2,5 раза ниже, чем на ж.д.; • Отсутствие износа от трения и ударных нагрузок; • Отсутствие выбросов пыли, ГСМ, тяжёлых металлов |
Источник: составлено авторами
Рис. 3. Технический облик транспортной системы на базе технологии «РосМаглев»
Магнитолевитационный транспорт в единой интегрированной транспортной системе может использоваться в следующих направлениях:
- вывозные линии в портовой логистике – транспортировка грузов между причалом и складом временного хранения, «сухим портом»;
- сбор партий грузов с предприятий и складов на крупные терминалы – сборка малых партий грузов одиночно следующими левитационными вагонами на станции формирования железнодорожных составов;
- межтерминальная безостановочная транспортировка грузов – перевозка грузов без перегрузок, ландшафтных барьеров, таможенных барьеров, минуя сложности с преодолением территорий других стран по выделенной эстакаде;
- перевозка груженых автомобилей в режиме контрейлера – погрузка автомобилей (в том числе, груженых) для преодоления естественных и искусственных преград, спрямления маршрута.
В результате внедрения технологии «РосМаглев» в единую интегрированную транспортную систему государств-членов ЕАЭС ожидается ряд положительных изменений, вызванных улучшением транспортно-логистической сети (Рис. 4).
Рис. 4. Влияние технологии «РосМаглев» на транспорт ЕАЭС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Единая интегрированная транспортная система Евразийского экономического союза находится в стадии становления. В изменившихся условиях повысились требования к ее гибкости и эффективности. Магнитолевитационный транспорт на основе технологии «Российский Маглев» на пространстве государств-членов Евразийского экономического союза предлагает существенную технологическую и экономическую полезность. Ключевым фактором, обеспечивающим ее, является возможность быстрой прокладки магистралей в любых природных условиях. Интеграция магнитолевитационного транспорта в единую транспортную систему государств – членов ЕАЭС позволяет кардинально повысить технологическую и экономическую эффективность их транспортных систем, в том числе сглаживая проблемы недостаточной провозной способности отдельных участков транспортной сети и объектов терминально-логистического хозяйства.
Благодарности
Исследование выполнено в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» Минобрнауки России (Постановление Правительства РФ от 13.05.2021 № 729).
Авторы заявляют, что:
- У них нет конфликта интересов;
- Настоящая статья не содержит каких-либо исследований с участием людей в качестве объектов исследований.
Об авторах
Сергей Александрович Смирнов
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Автор, ответственный за переписку.
Email: noc-pgups@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2096-6967
SPIN-код: 3042-2910
ведущий научный сотрудник, руководитель НОЦ ПП имени А.А. Зайцева
Россия, Санкт-ПетербургОльга Юрьевна Смирнова
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Email: noc-pgups@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2239-4384
SPIN-код: 9083-2984
старший научный сотрудник, заместитель руководителя НОЦ ПП имени А.А. Зайцева
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Официальный портал Евразийского экономического союза. [Oficial'nyj portal Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza. (In Russ.)]. Ссылка активна на 15.06.2023. Доступно по: http://www.eaeunion.org
- Аналитический доклад «О макроэкономической ситуации в государствах-членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития». [Analiticheskij doklad «O makroekonomicheskoj situacii v gosudarstvah-chlenah Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza i predlozheniyah po obespecheniyu ustojchivogo ekonomicheskogo razvitiya». (In Russ.)]. Доступно по: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/b59/Analytical_report_2022.pdf Ссылка активна на: 15.06.2023.
- Под председательством Алексея Оверчука состоялось заседание Совета Евразийской экономической комиссии. [Pod predsedatel'stvom Alekseya Overchuka sostoyalos' zasedanie Soveta Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 15.06.2023. Доступно по: http://government.ru/news/48311/
- Логинов В. Встречи и предложения: зачем главы правительств ЕАЭС и СНГ собрались в Сочи [Loginov V. Vstrechi i predlozheniya: zachem glavy pravitel'stv EAES i SNG sobralis' v Sochi. (InRuss.)]. Ссылка активна на: 15.06.2023. Доступно по: https://iz.ru/1524991/valentin-loginov/vstrechi-i-predlozheniia-zachem-glavy-pravitelstv-eaes-i-sng-sobralis-v-sochi
- Смирнов С.А., Смирнова О.Ю. Оценка эффективности видов наземного транспорта для массовых грузовых перевозок // Транспортные системы и технологии. – 2017. – Т. 3. – № 4. – C. 204–220. [Smirnov SA, Smirnova OY. Evaluation of effectiveness of different transport modes for regular mass freight transportation. Transportation Systems and Technology. 2017;3(4):204-220. (Russ., Engl.)]. doi: 10.17816/transsyst201734204-220
- Смирнов С.А., Смирнова О.Ю. Особенности оценки социально-экономических эффектов, возникающих в результате строительства линий грузового магнитолевитационного транспорта // Инновационные транспортные системы и технологии. – 2022. – Т. 8. – № 3. – С. 142–156. [Smirnov SA, Smirnova OY. Features of the assessment of socio-economic effects arising from the construction of lines of freight maglev transport. Modern Transportation Systems and Technologies. 2022;8(3):142-156. (In Russ.)]. doi: 10.17816/transsyst202283142-156
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 3363-р [Transportnaya strategiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 g.: utv. Rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 27.11.2021 g. № 3363-r. [Internet]. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 15.06.2023. Доступно по: http://static.government.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf
- Устойчивое развитие транспорта в Китае. Информационное бюро Государственного совета Китайской Народной Республики. [Ustojchivoe razvitie transporta v Kitae. Informacionnoe byuro Gosudarstvennogo soveta Kitajskoj Narodnoj Respubliki. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 15.06.2023. Доступно по: http://www.scio.gov.cn/zfbps/32832/Document/1695320/1695320.htm
- Shibayama T. Japan’s transport planning at national level, natural disasters, and their interplays. European Transport Research Review. 2017;9(3). doi: 10.1007/s12544-017-0255-7
- Официальный портал Международного совета по магнитной левитации. [Oficial'nyj portal Mezhdunarodnogo soveta po magnitnoj levitacii. (In Russ.)]. Ссылка активна на 15.06.2023. Доступно по: https://www.maglevboard.net/
- Ульянов Н. Магнит тянет в полет. [Ul’yanov N. Magnit tyanet v polet. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 15.06.2023. Доступно по: https://expert.ru/expert/2021/18/magnit-tyanet-v-polet/