Регулирование усилий в балочно-вантовых системах
- Авторы: Аверченко Г.А.1, Васильев К.А.1, Рудакова Е.А.1, Шашко А.И.1, Борисов В.А.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Выпуск: Том 7, № 4 (2021)
- Страницы: 5-13
- Раздел: Обзоры
- URL: https://transsyst.ru/transj/article/view/90594
- DOI: https://doi.org/10.17816/transsyst2021745-13
- ID: 90594
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Объектом исследования являются усилия в балочно-вантовых системах. Внедрение в строительство данных систем связано с задачей о создании предварительного напряжения с целью регулирования напряженно-деформированного состояния балочно-вантовой системы в целом. Преднапряжение позволит рационально использовать в конструкции высокопрочные материалы, экономично запроектировать конструкцию. При проектировании балочно-вантовых конструкций пролетных строений мостов приходится определять последовательность напряжения элементов конструкции – вантов с целью регулирования усилий в балочном элементе конструкции. Эта задача и рассматривается в данной статье. Для регулирования напряженно-деформированного состояния системы с помощью натяжения вантов в оптимальной последовательности используется метод динамического программирования. Для решения задач приведены формулы для выходной величины и критерия оптимальности, а также матрицы. В итоге найдены интересующие значения выходных величин на всех этапах натяжения вантов.
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Решению задач, поставленных в области научно-технического прогресса в транспортном строительстве, будет способствовать внедрение новых экономичных конструкций, среди которых значительное место занимают балочно-вантовые [1].
Широкое внедрение в практику строительства балочно-вантовых систем связано с решением ряда задач проектирования, важнейшей из которых является создание предварительного напряжения с целью регулирования напряженно-деформированного состояния балочно-вантовой системы в целом.
Преднапряжение сложной и ответственной конструкции балочно-вантового пролетного строения – обычно осуществляется путем многократных натяжений вант с постепенным приближением к проектным значениям [2]. Такой путь создания преднапряжения весьма трудоемок. Очевидно, что метод подбора не гарантирует получение оптимального решения и может быть улучшен, что привело бы к экономии времени и средств.
ОПТИМАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАТЯЖЕНИЯ ВАНТОВ
Решить задачу оптимальной последовательности натяжения вантов с целью регулирования напряженно-деформированного состояния системы можно, используя метод динамического программирования.
Опустив общие сведения из теории оптимального управления, постановку и решение задачи можно представить следующим образом.
Пусть напряженно-деформированное состояние системы характеризуется некоторой выходной величиной
, (1)
где – выходная величина (изгибающие моменты, усилия, перемещения); – геометрические характеристики системы; – жесткостные характеристики системы; – внешняя нагрузка; – усилия преднапряжения вантов; – закон соответствия между перечисленными множествами функций [3].
Заданы начальное и конечное напряженно-деформированное состояние системы. Поскольку геометрические и физические параметры объекта обычно не варьируются, вектор функции можно включить в состав оператора . Тогда зависимость (1) можно записать в виде
Здесь – нелинейный оператор, который может быть задан различными способами – с помощью формул, графиков, таблиц.
Состояние балочно-вантовой системы в процессе управления может быть охарактеризовано одним из параметров, из-за меняющимся в процессе управления и в достижении экстремума, которого мы заинтересованы [4]. Такими параметрами в рассматриваемой задаче могут быть изгибающие моменты или поперечные силы в балке, перемещения точек балки, минимум которых мы хотим получить в процессе создания преднапряжения системы.
В процессе управления мы хотим получить некоторый выигрыш, т. е. преследуем определенную цель. Выбор цели управления может быть, в общем, произвольным [5].
В зависимости от той или иной цели может быть сформулирован некоторый критерий оптимальности J.
, (2)
Для нашей задачи о максимальном выравнивании изгибающих моментов в балке жесткости критерий оптимальности примет вид
и требуется выбрать управляющие параметры так, чтобы обеспечить условие
, (3)
Условие (3) определяет системы управления, называемые на минимакснооптимальными. Здесь – некоторое заданное распределение изгибающих моментов в балке; – текущее значение изгибающих моментов; – минимальное значение, зависящее от начальных условий.
Вектор представляет собой некоторую наперед заданную последовательность чисел, например, допустимые значения изгибающих моментов в балке. Разность будет представлять собой меру «ухудшения» состояния системы в процессе управления, и нашей задачей будет являться минимизация этого «ухудшения» [6]. Таким образом, задача формулируется следующим образом.
Задана дискретная управляемая система:
, (4)
Требуется перевести систему из заданного начального со стояния в конечное состояние путем вариации вектора управления так, чтобы критерий оптимальности J получил экстремальное значение.
При решении этой задачи необходимо знать зависимость выходных параметров от усилий натяжения вантов, являющихся управляющими параметрами [7, 8]. Эту информацию можно получить на основании расчета рассматриваемой системы по деформированной схеме. Не останавливаясь на сущности этого метода, ограничимся лишь некоторыми существенными для последующего изложения замечаниями [9, 10]. В процессе натяжения вантов не происходит значительных перемещений опорных узлов, которые могли бы существенно изменить геометрические соотношения в расчетной схеме конструкции [11]. Поэтому в большинстве случаев соотношения между управляющими и выходными параметрами являются линейными либо достаточно близкими к линейным, что допускает применение принципа независимости действия сил.
Рис. Схема балочно-вантовой системы: 1 – балка; 2 – ванты
Рассмотрим балочно-вантовую систему, представленную на Рис. Пусть система находится в равновесии напряженно-деформированном состоянии . При этом усилия в вантах имеют значения .
Дадим і-тому ванту единичное приращение усилия [12, 13]. В результате получим новое напряженно-деформированное состояние системы, для которого вычислим приращение усилий во всех остальных вантах, а также единичные значения интересующей нас выходной величины . Проделав аналогичные операции для всех вантов, получим матрицы
, (5)
Матрица - квадратная порядка n по числу вантов. Матрица X – прямоугольная, имеет размерность mхn, где m – произвольное число точек, в которых фиксируются значения выходной величины [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Собственные значения усилий напряжения за один раз каждого ванта для перевода системы от начального состояния в конечное состояние находят из матричного уравнения
, (6)
где элементы представляют собой известные из заданных условий приращения усилий в вантах [15]. Изменения напряженно-деформированного состояния системы в процессе поочередного натяжения вантов в последовательности 1, 2,... могут быть представлены в виде
, (7)
где - конечные значения усилий преднапряжения вантов.
В этом решении нас более интересуют значения выходных величин на всех этапах натяжения. Поэтому запишем левую часть (7) в виде
, (8)
Значения выходных величин системы для любого t-го этапа натяжения равны сумме набора из t столбцов матрицы (8).
Авторы заявляют что:
- У них нет конфликта интересов.
- Настоящая статья не содержит каких-либо исследований с участием людей в качестве объектов исследований.
Об авторах
Глеб Александрович Аверченко
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Автор, ответственный за переписку.
Email: averchenko_ga@spbstu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8813-545X
SPIN-код: 1707-9958
ассистент, Инженерно-строительный институт
Россия, Санкт-ПетербургКирилл Андреевич Васильев
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Email: vasiliev2.ka@edu.spbstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1013-2029
SPIN-код: 8250-4609
студент, Инженерно-строительный институт
Россия, Санкт-ПетербургЕлена Андреевна Рудакова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Email: rudakova.ea@edu.spbstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2083-9714
студент, Инженерно-строительный институт
Россия, Санкт-ПетербургАнастасия Игоревна Шашко
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Email: shashko.ai@edu.spbstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9399-2410
студент, Инженерно-строительный институт
Россия, Санкт-ПетербургВячеслав Андреевич Борисов
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Email: borisov.va@edu.spbstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-8596-7020
SPIN-код: 8054-4914
студент, Инженерно-строительный институт
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Кирсанов М.Н. Статический расчет вантовой системы // Известия МГТУ МАМИ. – 2013. – № 3(17). – С. 89-93. [Kirsanov MN. Staticheskij raschet vantovoj sistemy. Izvestiya MGTU MAMI. 2013;(3(17)):89-93. (In Russ.)]. Ссылка активна на 16.04.2021. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=21250012&
- Козьмин Н. А. О некоторых способах определения усилий регулирования в вантово-балочных мостах // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – 2012. – № 28. – С. 103–108. [Koz'min NA. O nekotoryh sposobah opredeleniya usilij regulirovaniya v vantovo-balochnyh mostah. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshcheniya. 2012;(28):103-108. (In Russ.)]. Ссылка активна на 16.04.2021. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=21089721
- Карлов М.А., Крисько А.А. О распределении внутренних усилий вантового моста путем регулирования усилий в вантах // Потенциал интеллектуально одаренной молодежи - развитию науки и образования. – 2017. – С. 524–527. [Karlov MA, Kris'ko AA. O raspredelenii vnutrennih usilij vantovogo mosta putem regulirovaniya usilij v vantah. Potencial intellektual'no odarennoj molodezhi - razvitiyu nauki i obrazovaniya. 2017;524-527. (In Russ.)]. Ссылка активна на 16.04.2021. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=29126406
- Раззаков С.Р., Раззаков Н.С., Ахмадиёров У.С., Хуррамов Х.К. Деформированное состояние предварительно напряженных двухпоясных вантовых покрытий при симметричных и односторонних загружениях // Лолейтовские чтения-150. Современные методы расчета железобетонных и каменных конструкций по предельным состояниям. – 2018. – С. 351–356. [Razzakov SR, Razzakov NS, Ahmadiyorov US, Hurramov HK. Deformirovannoe sostoyanie predvaritel'no napryazhennyh dvuhpoyasnyh vantovyh pokrytij pri simmetrichnyh i odnostoronnih zagruzheniyah. "Lolejtovskie chteniya-150". Sovremennye metody rascheta zhelezobetonnyh i kamennyh konstrukcij po predel'nym sostoyaniyam. 2018;351-356. (In Russ.)]. Ссылка активна на 16.04.2021. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=37190732
- Дороган А.С. Вантово-висячие мосты с прямолинейными вантами. Часть 1 // Строительная механика и расчет сооружений. – 2012. – № 5 (244). – С. 2–9. [Dorogan AS. Vantovo-visyachie mosty s pryamolinejnymi vantami. CHast' 1. Stroitel'naya mekhanika i raschet sooruzhenij. 2012;(5(244)):2-9. (In Russ.)]. Ссылка активна на 16.04.2021. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=18173969
- Кирсанов М.Н. Аналитический расчет деформаций и усилий в плоской вантовой ферме // Механизация строительства. – 2018. – № 1. – С. 29–33. [Kirsanov MN. Analiticheskij raschet deformacij i usilij v ploskoj vantovoj ferme. Mekhanizaciya stroitel'stva. 2018;(1):29-33. (In Russ.)]. Ссылка активна на 16.04.2021. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=32574765
- Хоанг А.З. Определение растягивающих усилий в кабелях вантовых систем // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2016. – № 2 (76). – С. 25–27. [Hoang AZ. Opredelenie rastyagivayushchih usilij v kabelyah vantovyh sistem. Nauka i tekhnika v dorozhnoj otrasli. 2016;(2(76)):25-27. (In Russ.)]. Ссылка активна на 16.04.2021. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=26289980
- Козьмин Н.А. Определение усилий регулирования для вантового пролетного строения пешеходного моста, сооружаемого на временных опорах // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2011. – № 4 (33). – С. 187–197. [Koz'min NA. Opredelenie usilij regulirovaniya dlya vantovogo proletnogo stroeniya peshekhodnogo mosta, sooruzhaemogo na vremennyh oporah. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. 2011;(4 (33)):187-197. (In Russ.)]. Ссылка активна на 16.04.2021. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=17111403
- Уласевич В.П. Статический расчет гибких стержневых систем сложной геометрической структуры методом деформаций // Вестник брестского государственного технического университета. Строительство и архитектура. – 2018. – № 1 (109). – С. 73–77. [Ulasevich VP. Staticheskij raschet gibkih sterzhnevyh sistem slozhnoj geometricheskoj struktury metodom deformacij. Vestnik brestskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Stroitel'stvo i arhitektura. 2018;(1 (109)):73-77. (In Russ.)]. Ссылка активна на 16.04.2021. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=37331830
- Дороган А.С. Ретроспектива вантово-висячих мостов повышенной аэродинамической устойчивости // Известия ТРАНССИБА. – 2017. – № 1 (29). – С. 105–111. [Dorogan AS. Retrospektiva vantovo-visyachih mostov povyshennoj aerodinamicheskoj ustojchivosti. Izvestiya TRANSSIBA. 2017;(1(29)):105-111. (In Russ.)]. Ссылка активна на 16.04.2021. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=29411227
- Фарниева М.В. Усилия в покрытиях с радиальной системой вант // Молодежный научный форум. – 2019. – С. 77–82. [Farnieva MV. Usiliya v pokrytiyah s radial'noj sistemoj vant. Molodezhnyj nauchnyj forum. 2019;77-82. (In Russ.)]. Ссылка активна на 16.04.2021. Доступно по: https://nauchforum.ru/studconf/science/31/46078
- Яшнов А.Н., Чаплин И.В., Быкова Н.М., Баранов Т.М. Мониторинг усилий натяжения вант виноградовского моста через протоку татышева в г. Красноярске по частотам их собственных колебаний // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2017. – № 4 (68). – С. 135–141. [Yashnov AN, CHaplin IV, Bykova NM, Baranov TM. Monitoring usilij natyazheniya vant vinogradovskogo mosta cherez protoku tatysheva v g. Krasnoyarske po chastotam ih sobstvennyh kolebanij. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshcheniya. 2017;(4(68)):135-141. (In Russ.)]. Ссылка активна на 16.04.2021. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=32274160
- Мироненко Е.Д., Бабичев А.А., Склезнев А.А. К вопросу обеспечения натяжения вант композитного бака высокого давления космического аппарата // Вестник НПО им. С.А. Лавочкина. – 2019. – № 1 (43). – С. 66–70. [Mironenko ED, Babichev AA, Skleznev AA. K voprosu obespecheniya natyazheniya vant kompozitnogo baka vysokogo davleniya kosmicheskogo apparata. Vestnik NPO im. S.A. Lavochkina. 2019; (1(43)):66-70. (In Russ.)]. Ссылка активна на 16.04.2021. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=37254792
- Юшков В.С., Кычкин В.И., Бармин Н.Д. Реализация диагностики и ремонта мостовых сооружений // Вестник МГСУ. – 2016. – № 6. – С. 118–125. [Yushkov VS, Kychkin VI, Barmin ND. Realizaciya diagnostiki i remonta mostovyh sooruzhenij. Vestnik MGSU. 2016;(6):118-125. (In Russ.)]. Ссылка активна на 17.03.2021. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26210458
- Тимофеев Д.Р., Тимофеев Д.Д. Усиление мостовых конструкций с использованием композиционных материалов // Актуальные проблемы автомобильного, железно-дорожного, трубопроводного транспорта в Уральском регионе: материалы междунар.науч.-техн. конф. (1–3 декабря 2005 г.). Пермь: ПГТУ. – 2005. – С. 45–51. [Timofeev DR, Timofeev DD. Usilenie mostovyh konstrukcij s ispol'zovaniem kompozicionnyh materialov. Aktual'nye problemy avtomobil'nogo, zhelezno-dorozhnogo, truboprovodnogo transporta v Ural'skom regione: materialy mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. (1-3 dekabrya 2005 g.). Perm': PGTU. 2005;45-51. (In Russ.)]. Ссылка активна на 17.03.2021. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01002872497
Дополнительные файлы
