Пороговые значения экономической безопасности инновационного развития железнодорожного транспорта
- Авторы: Шавшуков В.М.1, Костылев А.А.2
-
Учреждения:
- Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
- Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
- Выпуск: Том 11, № 3 (2025)
- Страницы: 533-543
- Раздел: Оригинальные статьи
- URL: https://transsyst.ru/transj/article/view/690065
- DOI: https://doi.org/10.17816/transsyst690065
- ID: 690065
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В условиях новой геоэкономики, когда изменились объемы и номенклатура перевозок, инновационные процессы и технологии становятся важнейшими элементами обеспечения экономической безопасности деятельности российских железных дорог. Уровень инновационного развития компании отражается на пороговых значениях экономической безопасности, расчет которых становится чрезвычайно актуальным.
Цель. Разработка показателей пороговых значений инновационного развития для ОАО «РЖД» в контексте экономической безопасности железнодорожных перевозок.
Материалы и методы. Исследованы результаты и проекты инновационного развития Холдинга «РЖД». Использован метод мониторинга и рейтингования (шкала оценки зрелости) показателей, определяющих уровень инновационного развития компании.
Результаты. Разработана система пороговых значений экономической безопасности деятельности компании железнодорожного транспорта на базе развития ее инновационных процессов.
Заключение. Инновационные процессы и технологии как объекты экономической безопасности являются существенным элементом экономического суверенитета страны.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Российские железные дороги имеют особое стратегическое значение для страны, внося значительный вклад в обеспечение ее территориальной целостности и единства экономического пространства, влияют на достижение экономической безопасности и реализации принципов разделения труда. Железнодорожный транспорт является материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей Российской Федерации и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Экономическая безопасность железнодорожного транспорта напрямую связана с его конкурентоспособностью на рынке грузовых и пассажирских перевозок. Именно конкурентоспособность становится преимуществом, обеспеченным ростом скорости и своевременности перевозки, ритмичностью функционирования магистрального железнодорожного транспорта.
Важнейшим показателем экономической безопасности национальной экономики становится величина стоимости перевозки или транспортной составляющей в цене товара. Уровень развития и доступности пассажирского транспорта способствует росту социальной активности населения и положительно влияет на доходы домашних хозяйств. Удешевление и одновременное ускорение железнодорожных перевозок позволяет снизить риски неравномерности пространственного развития Российской Федерации по уровню и темпам социально-экономической и деловой активности, качеству жизни населения.
В последнее время возрастает роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России, что обусловлено требованиями к повышенной мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Качество транспортной системы определяет степень эффективности работы аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны и специальных служб и, следовательно, условия общенациональной безопасности и вероятности террористических рисков.
Таким образом, состояние и потенциал роста производственной, социальной и рыночной транспортной инфраструктуры, прежде всего, железнодорожного транспорта формирует фундамент общей безопасности государства. Инновационный, высоко технологичный железнодорожный транспорт, конкурирующий на национальном и международных рынках перевозок, способен создать необходимый уровень безопасности. Транспортной стратегией Российской Федерации определена важнейшая задача обеспечения суверенитета – рост объемов грузоперевозок более чем в 1,5 раза исключительно на основе современных отечественных технологий [2].
Объектом данного исследования является ОАО «Российские железные дорого» (далее ОАО «РЖД») – владелец железнодорожной инфраструктуры и тягового подвижного состава, основной грузовой и пассажирский перевозчик.
Целью данного исследования является разработка показателей пороговых значений инновационного развития ОАО «РЖД» в контексте экономической безопасности железнодорожных перевозок.
В данном исследовании авторами рассмотрены технологические инновации на железнодорожном транспорте, выполнен анализ сущностных процессов их внедрения и масштабирования, сделана оценка их влияния на пороговые значения экономической безопасности.
Именно технологические инновации определяют качественные изменения не только техники и технологии, но и всего процесса перевозки. В определении пороговых значений экономической безопасности железнодорожных перевозок мы исследуем внедрение транспортных услуг с новыми свойствами, с которыми потребитель еще не знаком, либо нового уровня качества услуг по перевозке грузов и пассажиров, апеллируя к классическому пониманию инноваций [1].
Зона рисков показателей экономической безопасности ОАО «РЖД» зависит, в том числе, от монопольной позиции компании как владельца железнодорожной инфраструктуры и тяги, а также как участника перевозок отрытого, конкурентного рынка транспортных услуг. Поэтому совершенствование инновационного развития в различных направлениях – необходимый аспект деятельности.
Данные
На основе отчетных данных, базовых документов и предметных исследований, формирующих инновационный профиль ОАО «РЖД», сформирована аналитическая база:
- уточненных параметров инновационного развития Холдинга «РЖД» по состоянию на 2024 г. и приоритетным направлениям; новых технологий и продуктов, планируемых к производству российскими организациями; возможностей доступа к «открытым инновациям» [3].
- долгосрочных трендов инноваций на железнодорожном транспорте с учетом трансформации транспортного рынка и подрывных технологий, способных повысить экономическую безопасность российской экономики [4].
- инновационных изменений в международных железнодорожных компаниях [5].
- системы показателей инновационной стратегии развития ОАО «РЖД», идентифицируемых как пороговые значения экономической безопасности [6].
Методы
Экономическая безопасность деятельности российских железных дорог не ограничена пространством территории Российской Федерации, а является опорной сетью ее международных товарных связей. С целью определения соответствия уровня инновационного развития российских железных дорог железным дорогам международных транспортных коридоров (или дорог стран примыкания) авторы опирались на анализ международных стандартов. В частности, использовано Руководство Осло – «Руководство по сбору, представлению и использованию данных об инновациях» в версии от 2018 г., [7]. Указанное руководство содержит структурированные показатели, характеризующие инновационный профиль компаний, основная часть которых используется в оценке динамических рядов за период более 10 лет, а также описывает метод оценки расходов на инновации, разделяя их на два типа: транспортная услуга и бизнес-процесс ее производства. Несмотря на то, что, в среднем, от начала разработки инновации на железнодорожном транспорте до ее тиражирования проходит около пяти лет, мы учитываем ее способность к масштабируемости, что позволяет интерпретировать полученное пороговое значение по одному бизнес-процессу на весь процесс оказания транспортной услуги компанией [1].
На основе применяемой в ОАО «РЖД» системы мониторинга основных эксплуатационных и качественных показателей эффективности деятельности по реализации стратегии научно-технологического развития Холдинга «РЖД» на период до 2025 г. и на перспективу до 2030 г. авторами дополнен и сформирован перечень пороговых значений экономической безопасности деятельности компании по основным бизнес-процессам [8].
Результаты
- Разработана логико-структурная схема формирования пороговых значений экономической безопасности железнодорожной компании на основе показателей оценки инновационности ее бизнес-процессов (Рис. 1).
Как следует из представленной схемы, пороговое значение экономической безопасности рассчитывается применительно к каждому бизнес-процессу компании, находящемуся под влиянием процессов инновационного развития (обновления) [9].
Рис. 1. Логика исследования пороговых значений инновационных изменений в бизнес-процессах железнодорожной компании
Fig. 1. Logic of studying the threshold values of innovative changes in the business processes of a railway company
В Табл. 1 приведен фрагмент расчета интегрального показателя экономической безопасности бизнес-процесса «грузовые перевозки» с учетом соответствия его фактических инновационных параметров, заданным в стратегии научно-технологического развития Холдинга «РЖД» на период до 2025 г. и на перспективу до 2030 г. («Белая книга») [6].
Таблица 1. Фрагмент расчета интегрального показателя экономической безопасности бизнес-процесса «грузовые перевозки» с учетом соответствия его фактических инновационных параметров
Table 1. Fragment of the calculation of the integral indicator of economic security of the cargo transportation business process, taking into account the compliance of its actual innovative parameters
Изменение показателя, в %% к нормативному | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Удельные нормы расхода ТЭР на тягу поездов | 100,7 | 100,3 | 99,8 | 100,8 | 99,4 | 100,3 | 100,4 |
Средняя участковая скорость грузового поезда | 100 | 99,8 | 100,2 | 101 | 95,9 | 100,2 | 98,2 |
Средняя масса грузового поезда | 100,6 | 101,1 | 100,7 | 99,9 | 98,5 | 100,1 | 100,5 |
Скорость доставки грузовой отправки в груженых вагонах | 101,7 | 101,3 | 101,1 | 109,9 | 110 | 100,4 | 100,1 |
Доля грузовых отправок груженых вагонах с соблюдением установленного срока доставки | 100,4 | 100,7 | 101,9 | 102,6 | 101 | 95,5 | 98,6 |
Уровень безопасности движения | 110 | 123,4 | 112,2 | 115,6 | 103,4 | 103,4 | 101,1 |
Рост производительности труда работников ОАО «РЖД» занятых на перевозках | 104,2 | 101,8 | 98,3 | 100,8 | 102,9 | 101 | 100,3 |
Интегральный ключевой показатель эффективности инновационной деятельности грузовых перевозок1 | - | - | 126 | 143 | 114,7 | 130 | 128 |
Источник: составлено авторами с учетом исследований [6, 10].
Ввиду того, что большинство проведенных ранее исследований рассматривает влияние инноваций на экономические показатели деятельности железных дорог [11], на комплексное развитие регионов и отраслей промышленности [12, 13], раскрывает проблемы цифровой трансформации железнодорожного транспорта [14] и зависимости экономической безопасности от информационной [15], то в данном исследовании присутствует оригинальность. Пороговые значения экономической безопасности ОАО «РЖД» авторами взаимоувязаны с уровнем инновационной активности его бизнес-процессов, обусловленной влиянием новых технологий.
- Разработана шкала оценки зрелости инновационных продуктов (технологий), влияющих на уровень экономической безопасности компании, в отношении которых Холдинг «РЖД» является разработчиком или участвует в разработке. Данная шкала дополняет действующую в ОАО «РЖД» Методику оценки зрелости инновационного продукта/технологии к внедрению в ОАО «РЖД» и рисков не достижения уровня готовности инновационных проектов в ОАО «РЖД» с их применением через соответствующие уровни готовности [10], а также учитывает комментарии к ней [16]. В Табл. 2 приведены уровни готовности технологи (УГТ).
Таблица 2. Описание уровней готовности технологи
Table 2. Description of technology readiness levels
Уровень готовности технологии (УГТ) | Описание |
Бизнес-процесс, определяющий уровень эффективности деятельности компании | Классификатор инноваций, меняющих данный бизнес-процесс |
УГТ1 | Исследование базовых концептов с позиций их влияния на пороговое значение экономической безопасности (в т.ч. с учетом эффекта масштаба) |
УГТ8 | Оценка прямых, косвенных и внешних эффектов от инновации |
УГТ9 | Уровень влияния бизнес-процесса на экономические показатели деятельности компании. |
УГТ9.1 | Имитация модели инновационных изменений и оценка их результатов |
УГТ9.2 | Интеллектуальное моделирование (нейросетевое моделирование) зависимости порогового значения экономической безопасности от бизнес-процесса, обеспечивающего процесс железнодорожной перевозки от уровня его инновационного обновления |
УГТ9.3 | Внедрение/Масштабное внедрение (тиражирование)/ эксплуатация инновационных решений |
Источник: составлено авторами с учетом исследований [10, 16].
Заключение
Пороговые значения экономической безопасности деятельности ОАО «РЖД», формируемые инновационными техникой, технологиями, процессами, по своей сути являются предельными величинами. Их не введение снижает конкурентоспособность деятельности российских железных дорог, препятствует стабильному и устойчивому развитию целостности российской транспортной системы, ведет к росту стоимости перевозок. Приведенные уровни готовности инновационных технологий по всем срезам процессов железнодорожной перевозки требуют оценки и постоянного мониторинга, что должно привести к определенной коррекции стратегических инновационных решений в комплексе железных дорог Российской Федерации.
Авторы заявляют, что:
- У них нет конфликта интересов;
- Настоящая статья не содержит каких-либо исследований с участием людей в качестве объектов исследований.
The authors state that:
- They have no conflict of interest;
- This article does not contain any studies involving human subjects.
1 Рассчитан по шкале оценки зрелости инновационных технологий (оценка уровня технологической готовности бизнес-процессов к инновациям) [10].
Об авторах
В. М. Шавшуков
Петербургский государственный университет путей сообщенияИмператора Александра I
Автор, ответственный за переписку.
Email: shavshukov@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-3218-0718
SPIN-код: 6148-3969
Scopus Author ID: 56584500900
д-р экон. наук, профессор
Россия, Санкт-ПетербургА. А. Костылев
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Email: dolichagi@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-9821-1026
SPIN-код: 9033-5683
аспирант
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Кириченко И.В., Кравцов А.А., Мамедьяров З.А., и др. Мониторинг состояния мировой экосистемы инноваций за 2020–2021 гг. Анализ и прогноз // Журнал ИМЭМО РАН. 2022. № 1. С. 78–99. doi: 10.20542/afij-2022-1-78-99 EDN: SBIPTS
- Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. Дата обращения: 23.07.2025. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf
- Распоряжение ОАО «РЖД» от 19.08.2024 N2009/р «Об утверждении паспорта Комплексной программы инновационного развития Холдинга «РЖД» на период до 2025 г.». Дата обращения: 23.07.2025. Режим доступа https://clck.ru/3NGsH9
- РЖД 2050: взгляд за горизонт / Под ред. В.В. Сараева. М.: Иннопрактика, 2021. Дата обращения: 23.07.2025. Режим доступа: https://company.rzd.ru/api/media/resources/2312493?action=download
- Инновации в железнодорожных компаниях мира: перспективы технологического развития / под ред. И.П. Васильева. М.: Центр инновационного развития – филиалом ОАО «РЖД» и МГУ им. М.В. Ломоносова, 2023.
- Распоряжение от 17 апреля 2018 г. N 769/р «Об утверждении стратегии научно-технологического развития Холдинга «РЖД» на период до 2025 г. и на перспективу до 2030 г. (Белая книга)». Дата обращения: 23.07.2025. Режим доступа: https://clck.ru/3NGufW
- OECD/Eurostat (2018), Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Ed., The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities. Luxembourg: OECD Publishing, Paris/Eurostat, 2018. doi: 10.1787/9789264304604-en
- Порядок мониторинга и управления изменениями проектов Национальной технологической инициативы. Дата обращения 02.09.2025. Режим доступа: https://nti2035.ru/documents/docs/Procedure_monitoring_NTI_projects_29112019.pdf
- Распоряжение от 9 января 2020 г. N 4/р «О внесении изменений в распоряжение ОАО «РЖД» от 28 декабря 2012 г. N 2786р «О едином сетевом технологическом процессе железнодорожных грузовых перевозок». Дата обращения: 23.07.2025. Режим доступа: https://base.garant.ru/73666194/
- Распоряжение ОАО «РЖД» от 1 сентября 2021 г. N 1899/р «Методика оценки зрелости инновационного продукта/технологии к внедрению в ОАО «РЖД» и рисков недостижения уровня готовности инновационных проектов в ОАО «РЖД» с их применением через соответствующие уровни готовности. Дата обращения: 23.07.2025. Режим доступа: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=SVB014&n=44831&dst=100019
- Лунина Т.А., Пахомова Д.А. Экономическое значение инновационных технологий железнодорожных станций // European Journal of Natural History. 2023. № 2. С. 63–66. EDN: TFYGRZ
- Шматко А.Д., Хильченко П.А. Инновации на железнодорожном транспорте в России и их влияние на экономическое развитие регионов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2024. № 3(51). doi: 10.21685/2227-8486-2024-3-3 EDN: COASYA
- Багаряков А.В., Никулина Н.Л., Быстрай Г.П., Печеркина М.С. Инновации в контексте экономической безопасности региона // Управленец. 2014. №6(52). С. 54–59. EDN: TFDNTP
- Бердышева Ю.А., Жаркова Е.А. Инструменты реализации цифровой трансформации железнодорожного транспорта // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. 2022. №1 (12). С. 5–8. doi: 10.52170/2618-7949_2022_12_5 EDN: WTORCJ
- Мезина Н.А., Лунев В.С. Концептуальные и стратегические направления повышения экономической безопасности, как фактор устойчивого развития предприятий // Научные труды вольного экономического общества России. 2024. Т. 248, № 4. С. 507–517. doi: 10.38197/2072-2060-2024-248-4-507-517 EDN: YYZHDE
- Тулупов А.В., Васильев И.П., Ионов Д.А., и др. Использование метрик уровней готовности при оценке зрелости продукта или технологии к применению в ОАО «РЖД» // Экономика науки. 2022. № 1. С. 31–45. doi: 10.22394/2410-132X-2022-8-1-31-45 EDN: CDTWOP
Дополнительные файлы
