Выпуск 4(10), 2017

Видеоматериалы

Архив

Главная ТРАНСПОРТНЫЕ ВУЗЫ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РФ № 273–ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Н. Н. Григорьев
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

ТРАНСПОРТНЫЕ ВУЗЫ
В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РФ № 273–ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Аннотация: Российское образование находится в состоянии перманентного реформирования с 1990-х годов. Отличительными особенностями этого периода можно считать, с одной стороны, резкий отток молодых преподавателей высокого уровня из учебных заведений, а с другой – стремительный рост числа высших учебных заведений.
«Закон перехода количества в качество» неумолимо отразился не только на качестве образования выпускников вузов, но и на кадровом потенциале страны в целом. Начался стремительный рост специалистов с высшим образованием, сомнительной квалификации и частичной востребованности. В то же самое время стала исчезать или существенно минимизирована подготовка по рабочим профессиям. Дошло до того, что средние технические и профессионально-технические учебные заведения стали преобразовываться в вузы или филиалы вузов.
Для того чтобы хоть как-то упорядочить сложившуюся неопределенность, в Федеральном законе РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» появляется градация вузов. По своей сути, Закон предусматривает деление вузов на четыре категории. На первые три ступени предусмотрены квоты (40 вузов). В четвертую категорию вошли все прочие вузы, в том числе и ВУЗы занимающиеся подготовкой специалистов транспортной отрасли. Подход в определенной степени субъективный.
В 2013 году показатель ВВП по категории «Транспорт и связь» составил 8%, что соответствует четвертому месту в структуре валовой добавленной стоимости России.
Нормативно-подушевое финансирование в вузах, включенных в четвертую категорию, скажется на качестве подготовки, и, в отличие от гуманитариев, последствия не будут носить отсроченный характер, а проявят себя ростом аварийности на транспорте.
Учитывая значимость транспорта для России, кажется странным столь безразличное отношение к главной составляющей успеха в транспортных отраслях – к кадрам.


Nikolay N. GRIGOREV
Admiral makarov State University of Maritime and Inland Shipping

TRANSPORT UNIVERSITIES ARE IN THE CONTEXT OF THE FEDERAL LAW № 273-FZ «ON EDUCATION IN RUSSIAN FEDERATION»)


Abstract: The education in Russia since 1990 year remains in a state of permanent reformation. Distinctive characteristics of this period can be stated on the one hand as the abrupt flow-out of the high grade young professors from the Higher educational units and on the other hand head long growth of the quantity of the said units. The law of «Transition of quantity into quality» had an inexorable effect not only on the quality of education of the graduates but on the personnel potential of the Russia in general. Rapid growth of the quantity of the Higher education specialists of questionable qualification and partial demand have started. At the same time the skill conversion practically disappeared. And technical colleges started to transform into universities or branches of those. In order to regulate existing uncertainty the gradation of the Higher educational units appears in the Federal Law РФ № 273-ФЗ «Education in Russian Federation». As a matter of fact that Law stipulates 4 grades of Higher educational units, whereof for the first three quotas of 40 units are envisaged. All remaining units, including those engaged in education of the specialists in the field of transportation. Such approach to the problem seems to be rather subjective.
In the year of 2013 the index of GDP (Gross domestic product) in the category «Transport and communication» was some 8% which corresponds to the fourth place in the structure of the Gross added cost in Russia.
Normative per person financing in the Higher educational units of the fourth grade will negatively influence the quality of education and contrary to the humanitarians the after-effects will not be of deferred character but will directly cause the increase of accidents at the transport. Taking into account the importance of the transport for the Russia it seems quite strange such indifferent approach to the personnel which plays the most important part of success in the field of transportation.

скачать/download