Using of the state-private partnership model to projects of high-speed transport systems

Cover Page

Abstract


Using of the state-private partnership model to projects of high-speed transport systems


Комплексная оценка проекта должна отражать оценку его экономической эффективности и финансовой состоятельности. Именно эти процедуры отражаются на схеме его финансирования.

Источники финансирования инвестиционных проектов традиционно делят на собственные, привлеченные и заемные.

В практике финансирования проектов развития высокоскоростных транспортных систем, в частности железнодорожного транспорта, используются следующие основные формы:

  1. Прямое субсидирование.
  2. Инфраструктурные облигации.
  3. Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП).
  4. Продажа дочерних и зависимых обществ.
  5. Продажа акций ОАО «РЖД».
  6. Заемное финансирование.

ГЧП – форма взаимодействия государства и частных компаний для решения социально-экономических задач и достижения целей, интересных обеим сторонам. Принципы ГЧП применяются, в первую очередь, по отношению к реализации инвестиционных проектов в капиталоемких отраслях национальной экономики, за развитие которых должно отвечать государство.

Рассмотрим в качестве примера три реализованные и эффективно действующие схемы развития железнодорожного транспорта на основе ГЧП.

1. Строительство и финансирование высокоскоростной магистрали. Линия LGV Perpignan-Figueres между Францией и Испанией является высокоскоростной магистралью протяженностью 44 км. Она была построена усилиями консорциума частных предприятий, с которыми был заключен договор концессии на 53 года. Согласно данному договору концессионер принимает на себя финансовые риски в обмен на право взимания платы с пассажиров и за грузоперевозки. Государственный и частный сектор вложили по 1.1 млрд. евро. Линия была сдана в эксплуатацию в декабре 2010.

2. Специальные железнодорожные концессии. Железнодорожные перевозки зачастую являются наиболее экономичным способом транспортировки продуктов горнодобывающей промышленности оптовым или конечным потребителям, поэтому добывающие компании заинтересованы в инвестициях в железнодорожную инфраструктуру. Подобные компании получают финансовую прибыль от обеспечения собственных транспортных нужд, а также от предоставления, например, подвижного состава другим транспортным компаниям.

В Китае примером такой компании, которая финансирует железные дороги с целью транспортировки собственных продуктов горнодобывающей отрасли, является ShenhuaGroup. Компания владеет и эксплуатирует девять железнодорожных линий общей протяженностью 1765 км, еще 313 км железной дороги строятся в настоящее время. В 2013 году железные дороги, принадлежащие ShenhuaGroup, перевезли более 200 млрд. тонн/км.

3. Малозагруженные региональные железные дороги. В Японии железнодорожные линии с малой загрузкой находятся в эксплуатации у компаний так называемого «Третьего Сектора», которые принадлежат совместно государственному и частному сектору (местные общины владеют половиной или 2/3 активов, а частные инвесторы обладают правом собственности на остаток). Как правило, сами железнодорожные перевозки умерено прибыльны, но не могут обеспечить крупных капиталовложений, в отличии от государственного инвестора. В тех случаях, когда перевозки не покрывают расходы, государственный партнер предоставляет субсидии, чтобы сделать их более привлекательными.

Распространенными способами ГЧП также являются:

  1. Привлечение капитала в обновление подвижного состава (например, лизинг).
  2. Использование железнодорожных активов (коммерческое использование зданий и помещений, принадлежащих железной дороге и пр.).
  3. Полоса отвода. Полосы отвода используются для различных видов инженерных сетей – коммуникаций, электроснабжения, водопроводов.
  4. Недвижимость (развитие частными предприятиями жилищных и коммерческих строительных проектов рядом с объектами железнодорожной инфраструктуры).
  5. Привлечение капитала с финансовых рынков (долговые обязательства и выпуск акций).
  6. Концессионные контракты.
  7. Франшизы.

Таким образом, ГЧП рассматривается как концепция, позволяющая использовать ресурсы частного сектора для развития инфраструктуры высокоскоростных транспортных систем, повысить качество и увеличить объем общественных услуг и избавить государство от специфических рисков, связанных с выполнением проектов.

Natalia A. Zhuravleva

Emperor Alexander I Petersburg State Transport University

Author for correspondence.
Email: zhuravleva_na@mail.ru

Russian Federation

Natalia V. Batalova

Emperor Alexander I Petersburg State Transport University

Email: natalyabatalova@yandex.ru

Russian Federation

Views

Abstract - 144

PDF (Russian) - 114

Cited-By


PlumX


Copyright (c) 2017 Zhuravleva N.A., Batalova N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies