Tax monitoring – an effective environment for the internal control system of Russian Railways

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article describes how to improve the organization's internal control system by means of tax monitoring carried out in JSC "Russian Railways" with direct access to the company's information systems in real time for tax officers.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития экономики основа государственного управления в сфере налогообложения определяется налоговым контролем, который выступает в качестве самостоятельного правового института. Оценка объемов налоговых поступлений в бюджет государства в той или иной степени осуществляется при помощи различных форм налогового контроля.

Из анализа научной литературы [1–3], объекты налогового контроля определяются, как движение денежных средств, в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также трудовые, материальные, и иные ресурсы налогоплательщиков. Налоговый контроль является элементом финансового контроля и одним из видов государственного контроля, что требует его постоянного совершенствования.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях технического прогресса происходит стремительное развитие всех сфер жизни, и зачастую прежних способов и методов контроля недостаточно. В связи с этим важно разрабатывать новые формы и методы, которые позволяют в полной мере осуществлять его функции [4].

УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ

В целях установления единой системы внутреннего контроля как комплексной системы контрольных мероприятий по идентификации и управлению рисками искажения бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности, а также отчетности ОАО «РЖД» согласно международным стандартам компанией в 2008г разработана организационная концепция. Основная цель концепции обеспечение контроля соответствия финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» требованиям законодательства РФ и внутренним документам ОАО «РЖД» [5].

С 1 января 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг.

Налоговый мониторинг – новая форма налогового контроля над крупнейшими налогоплательщиками, заменяющая традиционные налоговые проверки.

Налоговый мониторинг является одной из форм налогового контроля и предполагает информационное взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков. Иными словами, организации добровольно предоставляют доступ налоговым органам к данным налогового и бухгалтерского учета, чтобы впоследствии получить мотивированное мнение налоговых экспертов, с целью предотвращения налоговых последствий по совершаемым сделкам [4]. Но при этом в случае обнаружения ошибки налоговые органы обязаны сообщить об этом организации.

Применять налоговый мониторинг могут далеко не все, эта возможность предоставлена крупнейшим предприятиям, которые соответствуют критериям, указанным в п. 3 ст. 105.26 НК РФ [6].

Условия, при которых возможно проведение налогового мониторинга представлены на Рис. 1.

 

Рис. 1. Условия проведения налогового мониторинга [4]

 

По данным ФНС РФ, в прошлом году эту новую форму налогового контроля применили около 44 российских компаний, половина из которых представлена нефтегазовым сектором.

Основной задачей налогового мониторинга является сбор объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе и контроль над налоговыми поступлениями. Также к ключевым задачам можно отнести четкое определение правильности исчисления налогов и сборов в реальном времени, не тратя время на выездные и камеральные налоговые проверки [7].

Законодательно существует два способа порядка раскрытия информации налоговому органу, которые налогоплательщик может выбрать самостоятельно, либо совместить их.

  1. Предоставление документов в электронной форме: передача документов (информации) по телекоммуникационным каналам связи через оператора ЭДО.

В данном случае организация должна указать:

  • формат предоставляемых документов (если формат не входит в список ФНС России, организация должна обеспечить налоговый орган соответствующим средством визуализации);
  • структуру данных и способ их идентификации по названию файла;
  • способ защиты передаваемой информации, и способ подтверждения целостности (объема) данных;
  • указать иные аспекты порядка представления данных.
  1. Предоставление доступа к информационным системам (ресурсам) компании (доступ к системе онлайн или доступ к копии базы данных – «витрина»)

В данном случае организация должна указать:

  • используемые информационные системы и порядок актуализации и синхронизации данных, порядок информирования об изменении версии систем, предоставить инструкции пользователя;
  • возможности программного продукта в части составления аналитических выборок налогового учета и бухгалтерского учета, формирования выгрузок в электронных форматах;
  • подробный перечень функциональных возможностей информационной системы, доступных для налогового органа;
  • технические параметры доступа (возможность копирования данных, время доступа, политика смены паролей и пр.);
  • порядок обновления информации (для копий баз данных);
  • В обоих случаях организация должна.
  • представить следующий перечень документов: бухгалтерская отчётность, оборотно-сальдовая ведомость, регистры бухгалтерского учёта, расширенные выписки по счетам бухгалтерского учёта, аналитические регистры налогового учёта и расчёт налоговой базы, первичные документы, расшифровки по формированию строк налоговых деклараций, а также учётная политика для целей бухгалтерского и налогового учетов за год проведения налогового мониторинга;
  • раскрыть сроки предоставления документов (предоставления доступа к копии базы данных);
  • раскрыть порядок информирования налоговых органов об изменении данных, а также порядок отражения последствий таких изменений (корректировок).

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ И РИСКИ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ СРЕДУ КОНТРОЛЯ

В создании систем, обеспечивающих взаимодействие с налоговыми органами, есть ряд проблем.

  1. Отсутствие стандартизированного подхода к витрине данных. В регламенте информационного взаимодействия между регулятором и налогоплательщиком определяются требования, но сегодня компании имеют возможность договориться об удобном для них подходе к созданию такой витрины. С технологической точки зрения кто-то использует хранилища данных, кто-то создает продвинутые системы с анализом данных «на лету». И в итоге отличается и визуальное отображение этих данных – то, как они выглядят, и уровни детализации (уровни вложенности).
  2. Отсутствие у компаний должного уровня автоматизации процессов. В системе внутреннего налогового контроля (требования к СВК определены ФНС) есть уровни зрелости. Они в основном связаны с регламентированием контроля внутри компании, автоматизацией различных бизнес-процессов. Но и сама автоматизация выполнения контроля в компаниях может быть разной: кто-то уже использует машинное обучение, а для кого-то автоматизация – это использование, например, Excel/XML.
  3. Отсутствие единых требований к сертификации систем налогового мониторинга. Данная проблема на сегодняшний день весьма актуальна, и у компаний, которые уже инвестировали в проект, есть опасения потерять инвестиции, в случае если появится ограниченный набор сертифицированных решений, под который их система не подходит [8].

 

Рис. 2. Преимущества и недостатки налогового мониторинга

 

Переход на налоговый мониторинг имеет ряд преимуществ и недостатков (Pис. 2) и предъявляет повышенные требования к налоговой функции компании (Pис. 3).

 

Рис. 3. Требования к налоговой функции компании

 

Переход на налоговый мониторинг является новым прогрессивным этапом взаимоотношений ОАО "РЖД" и налоговых органов, открывает новые перспективы осуществления налогового планирования в транспортной организации [9]. Компания одна из единственных в России, которая является налогоплательщиком такого масштаба, получившего решение о проведении налогового мониторинга.

В целом любой процесс управления предполагает прием, фиксацию, обработку, хранение и интерпретацию информации, поэтому особую важность приобретает не только процесс построения информационно-аналитического пространства на предприятии, но и определение его значимости для принятия управленческих решений и развития компании [10].

ОАО «Российские железные дороги» находится на седьмом месте по объему налоговых платежей среди крупнейших налогоплательщиков [11]. За 2017 год компания перечислила в бюджеты 78 субъектов РФ 311 млрд. руб., что больше на 8 % по сравнению с предыдущим годом. За 2017 год представлено свыше 4 тыс. налоговых деклараций и авансовых расчетов, направлено 19 тыс. ответов на требования налогового органа. Для ведения учета и подготовки отчетности в компании задействованы 13 тыс. сотрудников, в том числе 2,3 тыс. налоговых специалистов [12].

Прежде чем ОАО «РЖД» перейти на налоговый мониторинг была осуществлена подготовка и осуществлены следующие мероприятия, которые представлены в Tабл. 1.

 

Таблица. План мероприятий по подготовке ОАО «РЖД» к проведению налогового мониторинга

Дата

Мероприятие

22 марта 2017

Правление ОАО «РЖД» приняло решение о переходе на налоговый контроль в форме налогового мониторинга

24 июля 2017

Согласован «План перехода ОАО «РЖД» на режим налогового мониторинга»

1 ноября 2017

Презентация информации о способе информационного взаимодействия с налоговым органом в рамка налогового мониторинга (Глава I Регламента)

14 декабря 2017

Презентация описания порядка ведения бухгалтерского и налогового учета и формирования отчетности (Глава II Регламента)

26 декабря 2017

Проведение демонстрации прототипа рабочего места налогового органа в информационных системах ОАО «РЖД»

28 марта 2018

Презентация описания системы внутреннего контроля ОАО «РЖД» (Глава III Регламента)

23-26 апреля 2018

Проведение обучения сотрудников налоговых органов работе в информационных системах ОАО «РЖД»

28-29 мая 2018

Проведение итоговой встречи по презентации Регламента

27 июня 2018

Подача Заявления на проведение налогового мониторинга

 

С первого января 2019 года компания ОАО «РЖД» перешла на налоговый мониторинг. За счет прямого доступа ФНС к информационным системам ОАО «РЖД», компания сможет сократить трудозатраты на сопровождение мероприятий налогового контроля, перераспределить освободившиеся ресурсы на решение методологических и аналитических вопросов, а также сможет повысить уровень определённости во взаимоотношениях с налоговыми органами.

На Pис. 4 представлено сравнение текущего налогового контроля ОАО «РЖД» и налогового мониторинга.

За 2018 год ОАО «РЖД» направило свыше 10 000 налоговых деклараций, получило свыше 16 000 требований о предоставлении документов, представило свыше 19 000 ответов на требования, получила 820 актов по результатам налоговых проверок.

 

Рис. 4. Сравнение текущего режима налоговых проверок и налогового мониторинга

 

На Рис. 5 и 6 представлен объем деклараций и авансовых расчетов, а также объем работы с требованиями налоговых органов.

 

Рис. 5. Декларации и авансовые расчеты, представленные в 2018 г.

 

Рис. 6. Объем работы с требованиями налоговых органов в 2018 г. [13]

 

Переходя на налоговый мониторинг, компания ставит перед собой такие цели как:

  • сокращение трудозатрат, связанных с администрированием мероприятий налогового контроля;
  • эффективное управление налоговыми рисками;

Это достигаться будет посредством предоставления прямого доступа к информационным системам ОАО «РЖД» в режиме реального времени и использования механизма мотивированного мнения для формирования методологических позиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На данный момент существует ряд перспективных направлений работ в области налогового мониторинга:

  1. Формирование стандартного файла налогового аудита (Standard audit file for tax - SAF-T);
  2. Подготовка дочерних обществ к переходу на налоговый мониторинг;
  3. Развитие автоматизации системы управления рисками и системы внутреннего контроля;
  4. Расширение использования внутреннего и внешнего электронного документооборота.

 

Также переход на налоговый мониторинг будут осуществлять и дочерние общества ОАО «РЖД». Этапы перехода представлены на Рис. 7.

 

Рис. 7. Этапы перехода дочерних обществ ОАО «РЖД» [14]

 

Таким образом, выстраивание взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков на базе налогового мониторинга – инициатива, способная качественно повысить эффективность налогового администрирования и в целом содействовать созданию благоприятной налоговой среды.

По окончанию перехода на налоговый мониторинг компания ожидает:

  • сокращение трудозатрат на сопровождение мероприятий налогового контроля;
  • перераспределение освободившихся ресурсов на решение методологических и аналитических вопросов;
  • определенность в вопросах налогообложения.

По мнению экономистов И.М. Гулого и Н.В. Сакс «в качестве рекомендаций по повышению экономической устойчивости предлагается использование преимуществ и наращивание эффекта от применения цифровых технологий в деятельности Российских железных дорог» [15].

Организация и управление подобного рода программами – сложный процесс, предъявляющий повышенные требования к налоговой функции организации, открывающий новые перспективы для налогового планирования и определяющий соответствие строгим требованиям ФНС России.

×

About the authors

Elena S. Sivertceva

Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport Univer

Author for correspondence.
Email: sivlen@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2087-0260
SPIN-code: 2917-1809
https://www.pgups.ru/sveden/employees/sivertseva-elena-sergeevna

senior lecturer

Russian Federation, 9 Moskovsky Ave., Saint Petersburg, 190131

Julia A. Chibizova

Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport Univer

Email: chibizowa98@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7095-0034
SPIN-code: 5621-6809

Student

Russian Federation, 9 Moskovsky Ave., Saint Petersburg, 190131

References

  1. Журавлева Н.А. Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов в экономике // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2013. – № 5. – С. 67–84. [Zhuravleva NA. Influence of Tax System on Activization of Innovative Processes in Economy. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. 2013;(5);67-84. (In Russ.)].
  2. Безруков Г.Г., Казак А.Ю., Привалова С.Г. Налоговый контроль в условиях реформирования экономики. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2003. 259 с. [Bezrukov GG, Kazak AYu, Privalova SG. Nalogovyj kontrol' v usloviyah reformirovaniya ekonomiki. Ekaterinburg: AMB; 2003. 259 рр. (In Russ.)]. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23505727. Ссылка активна на 20.12.2019.
  3. Безруков Г.Г., Казак А.Ю., Привалова С.Г. Учет и контроль налоговых органов: учеб. пособие. Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, Урал. гос. с.-х. акад. Екатеринбург, 2009. [Bezrukov GG, Kazak AYu, Privalova SG. Uchet i kontrol' nalogovyh organov: ucheb. posobie. 2009. 124 с. (In Russ.)].
  4. Гнатышина Е.И., Лебедева Е.С., Никитина Е.О. Налоговый мониторинг как инновационный способ контроля // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2017. – Т. 9. – № 5. [Gnatyshina EI, Lebedeva ES, Nikitina EO. Tax monitoring as an innovative way of control. Internet-zhurnal “NAUKOVEDENIE” 2017;9(5). (In Russ.)]. Доступно по: https://naukovedenie.ru/PDF/70EVN517.pdf. Ссылка активна на 20.12.2019.
  5. Концепция формирования системы бухгалтерского внутреннего контроля в ОАО «РЖД» от 05 сентября 2008 г. № 37. [Koncepciya formirovaniya sistemy buhgalterskogo vnutrennego kontrolya v OAO “RZHD” ot 05 sentyabrya 2008 g. № 37. (In Russ.)]. Доступно по: https://jd-doc.ru/2008/sentyabr-2008/8315-kontseptsiya-oao-rzhd-ot-05-09-2008-n-37. Ссылка активна на 29.12.2019.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019). [Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 N 146-FZ (red. ot 29.09.2019, s izm. ot 31.10.2019) (In Russ.)]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/. Дата обращения: 24.11.2019.
  7. Наркевич Н.В. Налоговый мониторинг как форма налогового контроля // Молодой ученый. – 2016. – № 12. – С. 631–634. [Narkevich NV. Nalogovyj monitoring kak forma nalogovogo kontrolya. Molodoj uchenyj. 2016;(12);631-634. (In Russ.)]. Доступно по: https://moluch.ru/archive/116/31780/. Ссылка активна на 24.11.2019.
  8. Подводные камни налогового мониторинга // РЖД-Партнер. [Podvodnye kamni nalogovogo monitoringa. RZD-Partner (In Russ.)]. Доступно по: https://www.rzd-partner.ru/other/interview/podvodnye-kamni-nalogovogo-monitoringa/. Ссылка активна на 24.11.2019.
  9. Лякина М.А., Охотникова М.П. Налоговая нагрузка как инструмент налогового планирования транспортной организации // Журнал экономических исследований. – 2019. – Т. 5. – № 4. – С. 141–145. [Lyakina MA, Okhotnikova MP. Tax burden as a tax planning instrument of the transport organization. Journal of Economic Studies. 2019;5(4);141-145. (In Russ.)].
  10. Сиверцева Е.С., Колосовская П.К. Проблемы формирования и использования информационно-аналитического пространства для повышения эффективности функционирования железнодорожного транспорта // В сборнике: Развитие экономической науки на транспорте: проблема оптимизации бизнеса сборник научных статей V Международной научно-практической конференции. / Под редакцией Журавлевой Н.А. – СПб: ПГУПС, 2016. – С. 440-445. [Sivertseva ES, Kolosovskaya PK. Problems of the formation and use of information and analytical space to increase the efficiency of the functioning of railway transport. In the development of economic science in transport: the problem of business optimization collection of scientific articles of the V International scientific and practical conference. Zhuravleva NA, editor. St. Petersburg: PGUPS; 2016. рр. 440-445. (In Russ.)].
  11. Исследование РБК: крупнейшие налогоплательщики России. [Issledovanie RBK: krupnejshie nalogoplatel'shchiki Rossii. (In Russ.)]. Доступно по://www.rbc.ru/economics/15/08/2017/597724fd9a794714c9ac187c/. Ссылка активна на 24.11.2019.
  12. Раскрытие в обмен на отказ от проверок. РЖД присоединилась к налоговому мониторингу. [Raskrytie v obmen na otkaz ot proverok. RZHD prisoedinilas' k nalogovomu monitoringu (In Russ.)]. Доступно по: https://www.kommersant.ru/doc/3689382. Ссылка активна на 24.11.2019.
  13. Федеральная служба государственной статистики. [Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki]. Доступно по: http://www.gks.ru/. Ссылка активна на 29.12.2019
  14. Официальный сайт ОАО «РЖД». [The official website of Russian Railways.]. Доступно по:http://www.rzd.ru/static/public/. Ссылка активна на 29.12.2019.
  15. Гулый И.М., Сакс Н.В. Устойчивое развитие железнодорожного транспорта: тенденции, перспективы, новые проекты // Экономические науки. – 2019. – № 172. – С. 27–32. [Guly IM, Saks NV. Sustainable development of railway transport: trends, prospects, new projects. 2019;172;27-32. (In Russ.)]. doi: 10.14451/1.172.27

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Sivertceva E.S., Chibizova J.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies