Economic consequences of the introduction of digital ecosystem platform solutions as part of the interaction of participants in the transportation process based on the national digital transport and logistics platform
- 作者: Gulyi I.M.1
-
隶属关系:
- Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University
- 期: 卷 11, 编号 3 (2025)
- 页面: 372-383
- 栏目: Reviews
- URL: https://transsyst.ru/transj/article/view/690064
- DOI: https://doi.org/10.17816/transsyst690064
- ID: 690064
如何引用文章
全文:
详细
Aim: to reveal the essence and results of the processes of implementing digital ecosystem platform solutions within the framework of the interaction of participants in the transportation process on the electronic platform of the National Digital Transport and Logistics Platform currently being implemented.
Methods: analysis of quantitative and qualitative indicators of the effectiveness and efficiency of building supply chains, systematization of planning and reporting data of regulatory documents in the field of transport, synthesis of theoretical and methodological provisions that reveal the foundations of platform economics, data economics, and industry ecosystem approaches to improving economic efficiency.
Results: the problems and challenges of the current stage of the transport industry development are formulated; the stages and main effects of the introduction of a single GosLog platform, the National Digital Transport and Logistics Platform, are systematized; a conceptual scheme reflecting the results of accumulation, verification and use of transportation data on the site of the unified National Digital Transport and Logistics Platform is formed; the specifics of providing digital services to the largest national the freight carrier and the owner of the public railway infrastructure of JSC “Russian Railways”.
Conclusion: The study showed that as a result of the introduction of the National Digital transport and Logistics Platform in Russia by 2030, government objectives will be achieved to transfer to an electronic format the interaction of all participants in freight transportation, registration and transfer of electronic transportation documents in a single information system, which will ensure the growth of the capacity of the country's transport infrastructure (for all types of transport) by 2030. compared to 2024 by 15%, an increase in the average speed of cargo delivery by all modes of transport by 17%, obtaining an annual economic effect by reducing downtime and transaction costs in the amount of 168 billion rubles, and will also eliminate unscrupulous counterparties from supply chains.
全文:
Введение
Основная управленческая задача, стоящая в ближайшей среднесрочной перспективе перед транспортной отраслью России, заключается в переходе системы от локальной организации отдельных перевозок грузов, как правило, не интегрированных и информационно не связанных друг с другом, к единой оцифрованной мультимодальной транспортно-логистической системе. Это позволит обеспечить бесшовное перемещение товаров как внутри территории страны, так и за ее пределами. Ключевым инструментом для достижения этой цели выступит цифровизация, которая обеспечит не только бесшовность грузовой транспортной логистики, но и прозрачность, законность, безопасность перевозочных процессов. В цифровых цепях перевозок контрагенты получат возможность отслеживать движение товаров, работу перевозчиков, их маршруты, что сделает движение товаров, весь процесс поставок грузов более контролируемым, прогнозируемым, безопасным.
Внедрение в России Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (далее – НЦТЛП – ГосЛог), ввод в эксплуатацию которой, согласно постановлению Правительства РФ [7], планируется с 2027 г., а переход к полноценному всеобщему использованию участниками перевозок – с 2030 г., даст возможность реализовывать электронные сервисы, предоставляемые различными контрагентами – как перевозчиками, так и ИТ-компаниями, а также государственными органами. Появление цифровых сервисов обеспечит рост эффективности грузовой логистики внутри страны, а также внешнеэкономических поставок, повысит привлекательность экспортно-импортных и транзитных маршрутов через российскую территорию.
В целом НЦТЛП станет прогрессивным инструментом управления грузовой логистикой в масштабе всей страны, поскольку каждый грузовой поток будет отражен в системе путем электронной цифровой копии, связанной с комплектом соответствующих грузосопроводительных транспортных документов.
Важнейшим составным элементом НЦТЛП является Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Внедрение ГИС ЭПД позволит унифицировать все перевозочные документы, обеспечит всем участникам перевозок грузов комплексно, в режиме реального времени возможность получать информацию о географии перемещения грузов по территории страны. Это будет способствовать более точному и предсказуемому транспортному планированию, развитию схем грузовых мультимодальных перевозок. ГИС ЭПД позволит быстро, непрерывно, прозрачно выявлять «узкие» места в загрузке транспортной инфраструктуры, выявлять приоритеты для планирования инвестиций в ее развитие. Для транспортных организаций, грузовладельцев и органов региональной власти наличие информационной системы цифровой платформы позволит своевременно и качественно планировать, и прогнозировать развитие экономики, определять приоритеты для инвестиций по вводу производственных мощностей, оценивать возможность грузовой логистики для отгрузки произведенной продукции.
ГИС ЭПД станет важнейшим импульсом для всеобщей цифровизации транспортной отрасли, развития мультимодальных перевозок.
В статье исследуются процессы и результаты внедрения цифровых экосистемных платформенных решений в рамках взаимодействия участников перевозочного процесса на электронной площадке проектируемой в настоящее время НЦТЛП – ГосЛог.
Материалы и методы
Основой проведенного исследования выступает методология реализации экосистемного подхода к взаимодействию субъектов транспортно-логистических отношений, который состоит в формировании единого цифрового пространства за счет объединения участников перевозок (контрагентов), совместно использующих цифровые ресурсы, данные и сервисы для достижения общей цели – эффективного построения и реализации схем мультимодальных схем транспортно-логистических отношений.
Исследование базируется на: теории транспортно-логистических систем, в частности, интеллектуальных и мультимодальных транспортных систем; теории и методологии управления цепями поставок; методологии декомпозирования структурных элементов систем и их непрерывной причинно-следственной связанности.
Научная гипотеза исследования состоит в следующем. Одним из ключевых механизмов повышения эффективности функционирования современной национальной транспортно-логистической системы является внедрение цифровых экосистемных решений, позволяющих: ускорить сроки доставки грузов, сократить транзакционные издержки, связанные с поиском, размещением, оформлением, мониторингом и контролем исполнения заказов на перевозки; повысить пропускные и провозные способности транспортной инфраструктуры; развить интеграцию смежных видов транспорт; увеличить масштабы предоставления мультимодальных грузовых перевозок.
Исследование подготовлено с опорой на научные труды ряда авторов. Например, исследованию методических инструментов оценки разрывов цифровой зрелости грузовладельцев рассмотрено А.В. Бабкиным, Е.В. Шкарупета, Т.А. Гилевой, Ю.С. Положенцевой, Л. Чэнь Л. [1]. Необходимость формирования цепей совместного потребления услуг перевозок в рамках построения единого цифрового бесшовного транспортного пространства доказана Е.М. Волковой [2]. Цифровой фактор обеспечения экономической безопасности интеллектуальных транспортных систем подробно рассмотрен Н.А. Журавлевой, А.Б. Никитиным [4, 5]. Н.В. Островская, С.Е. Барыкин, А.Ю. Бурова [8] важное внимание уделили доказательству необходимости оцифровки процессов проектного менеджмента в национальных промышленных и транспортных системах. Экономическому обоснованию создания интегрированного информационного пространства взаимодействия транспортных компаний и клиентов уделено внимание Ю.И. Соколовым, О.В. Ефимовой О.В., И.М. Лавровым [9]. Изучение индикаторов эффективности инвестиций в проекты оцифровки железнодорожных перевозок рассмотрено Л.М. Чеченовой [10].
Наше исследование дополняет ряд опубликованных исследований по выбранной тематике и уточняет экономические последствия внедрения цифровых экосистемных платформенных решений в транспортной отрасли страны.
Результаты
Сформулированы проблемы и вызовы современного этапа развития транспортной отрасли.
Особенностями и вызовами современного этапа развития транспортной отрасли, функционирования рынка услуг грузовых перевозок, по мнению автора, выступают:
- Неоднородность рынка грузовых перевозок – присутствие на нем значительного числа небольших перевозчиков (так, на автомобильном транспорте число малых организаций и индивидуальных предпринимателей достигает 85% от общего числа автоперевозчиков); для таких перевозчиков остается низким уровень проникновения, доступности цифровых услуг; невозможен непрерывный контроль безопасности перевозок; сохраняется малая доля оформления электронных перевозочных документов. Как следствие, образуются «цифровые разрывы» в построении оцифрованных цепей перевозок, появляются сложности эффективного управления ими, поскольку в электронные цепи перевозок полноценно вовлечены субъекты в основном только субъекты крупного бизнеса, другие участники перевозочного процесса не охвачены электронными каналами взаимодействия.
- Небольшие грузоперевозчики зачастую не имеют развернутой сети структурных подразделений по территории страны, не имеют ресурсной возможности по содержанию штата контролеров технического состояния подвижного состава и проведения обязательных медицинских осмотров сотрудников, управляющих транспортными средствами.
- Рост спроса участников грузовых перевозок на мультимодальные перевозки, оформляемых по принципу «от двери до двери» по единому перевозочному документу (единому набору электронных документов).
- «Цифровое поведение» грузовладельцев, использование электронных каналов коммуникаций и информационных систем, что предопределяет необходимость поиска, приобретения услуг, оформления заказов и перевозочных документов на базе онлайн-платформ и электронных систем.
- Требования грузовладельцев и государственных органов к сокращению сроков и стоимости грузовых перевозок.
- Появление на рынке услуг грузовых перевозок новых «цифровых» участников: компаний отраслей информационных технологий и телекоммуникаций; влияние на процессы перевозок цифровых экосистем, создаваемых такими компаниями.
- Развитие трансграничных маршрутов товародвижения, что задает новые требования по цифровизации транспортной отрасли (интеграции перевозчиков между странами).
- Повышение запросов со стороны общества в целом к ограничению воздействия транспорта на окружающую среду.
- Рост требований со стороны всех участников перевозок к их безопасности, включая непрерывный цифровой мониторинг и контроль соблюдения правил и стандартов безопасности грузовых перевозок.
- Появление новых требований государства к экспедиторам (в связи с изменениями федерального законодательства от 07.06.2025 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности») [6], предусматривающих создание реестра экспедиторов, обязанных среди прочего при приемке груза выявлять запрещенные и ограниченные в обороте предметы и вещества, а также внедрять обязательный электронный документооборот в сфере транспортно-экспедиционной деятельности.
- Внедрение новых форм перевозочных документов при поставках грузов по всем видам транспорта.
- Различный уровень цифровой зрелости (степени внедрения и использования цифровых технологий) отдельных участников перевозок, что предопределяет необходимость сокращения дифференциации его значений по различным контрагентам за счет использования совместных цифровых ресурсов и технологий взаимодействия на единой электронной площадке.
- Необходимость интеграции данных различных информационных систем для аккумулированного централизованного их использования в рамках единой платформы.
Систематизированы этапы и основные эффекты от внедрения единой платформы НЦТЛП – ГосЛог.
На Рис. 1 приведена хронология мероприятий и событий по конструированию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы.
Хронологические рамки внедрения НЦТЛП охватывают период 2020–2030 гг. В 2020–2023 гг. прошла подготовка к запуску основного модуля системы – информационной системы «Электронные перевозочные документы»: были разработаны формы электронных документов, проведено тестирование их применения отдельными перевозчиками, государственными компаниями. В 2024 г. согласно решению Правительства РФ [7] запущен эксперимент по созданию, апробации и внедрению информационного механизма НЦТЛП на пилотных площадках, выбранных маршрутах грузоперевозок. В 2025–2026 гг. в систему планируется внедрить цифровые сервисы, провести эксперимент и тестовые испытания оцифрованного взаимодействия участников. С 2026 г. предусмотрен обязательный переход участников грузовых перевозок на юридически значимый обмен электронными документами. Полноценный ввод в эксплуатацию НЦТЛП на всей территории страны ожидается с 2027 г.
Рис. 1. Хронология реализации мероприятий и событий в рамках конструирования Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (ГосЛог)
Fig. 1. Chronology of the implementation of events and events within the framework of the construction of the National Digital Transport and Logistics Platform (GosLog)
Источник: составлено автором на основе [3] Strategy Partners
На конец 2024 г. (Рис. 1) доля электронного документооборота на транспорте составляла 11%, а к 2030 г. Минтрансом РФ поставлена задача по ее увеличению до 90%. Увеличение пропускной способности транспортной инфраструктуры страны (по всем видам транспорта) должно составить не менее 15% к уровню 2024 г. [3]. Средняя скорость доставки груза по всем видам транспорта, благодаря оцифровке всех транспортно-логистических процессов и объединению участников перевозок на основе единой платформы достигнет к 2030 г. 479 км в сутки (приращение на 17%). Годовой экономический эффект за счет сокращения простоев и транзакционных издержек оценивается в 168 млрд. рублей. Внедрение НЦТЛП позволит устранить из цепочек поставок недобросовестных, «серых» контрагентов.
В результате внедрения сквозного и обязательного для всех участников грузовых перевозок электронного документооборота будет достигнута их прозрачность, произойдет снятие барьеров обмена данными между участниками, контролирующими органами, сократятся простои транспорта и потери времени на принятие решений, ожидается значительное сокращение затрат труда и транзакционных издержек.
Сформирована концептуальная схема, отражающая результаты аккумулирования, верификации и использования данных о перевозках на площадке единой Национальной цифровой транспортно-логистической платформы.
На Рис. 2 показана концептуальная схема, отражающая результаты аккумулирования, верификации и использования данных о перевозках на площадке единой национальной цифровой платформы, в рамках которой контрагенты обмениваются различными данными при организации предоставления услуг грузовых перевозок, в том числе мультимодальных, осуществляют электронный документооборот перевозочных документов, получают необходимую ценностно-значимую информацию, необходимую для выполнения бизнес-процессов транспортных организаций.
Данные Рис. 2 демонстрируют процесс и результат использования ценностно значимой информации (данных), благодаря их аккумулированию на ГИС ЭПД и НЦТЛП. Данные о перевозках (прибытие и отправление транспортных средств, остановки, следование по маршруту, отклонения в графике движения) непрерывно собираются с транспортных средств и инфраструктуры, поступают из электронных документов, затем передаются в ГосЛог, где обрабатываются, анализируются, происходит формирование электронных документов, отчетов, происходит дальнейшая передача данных по цепи поставок, а также в контролирующие органы.
Рис. 2. Концептуальная схема, отражающая результаты аккумулирования, верификации и использования данных о перевозках на площадке единой национальной цифровой платформы
Fig. 2. A conceptual scheme reflecting the results of accumulation, verification and use of transportation data on the site of the unified national digital platform
Источник: построено автором на основе [3]
Раскрыты особенности цифровых сервисов, предлагаемых рынку крупнейшим национальным перевозчиком грузов и владельцем железнодорожной инфраструктуры общего пользования ОАО «РЖД», которые внедряются в ГИС «Электронные перевозочные документы» и впоследствии – на площадке Национальной цифровой транспортно-логистической платформы.
Компания ОАО «РЖД» реализует экосистемный подход к взаимодействию со своими клиентами-грузовладельцами, который заключается в следующем:
- 90% клиентов-грузовладельцев (по данным на конец 2024 г.) взаимодействуют с железнодорожным перевозчиком в цифровом формате посредством оформления заказов, перевозочных документов, осуществления мониторинга и контроля движения грузов на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» [3].
- 72% услуг по перевозкам грузов оформляются железнодорожным перевозчиком и его клиентами в электронном виде. Этот процесс реализуется на основе создания личных кабинетов грузоотправителей ОАО «РЖД» через механизмы электронной алгоритмизации бизнес-процессов взаимодействия перевозчиков с контрагентами [3].
- В экспериментальном режиме внедряется сервис по интеграции данных информационной системы железнодорожного перевозчика (АС Этран) с государственной информационной системой электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) для возможности построения и реализации мультимодальных схем грузовых перевозок с участием железнодорожного транспорта (внедряется сервис «Мультилог»).
- Осуществляется интеграция и цифровой обмен данными информационных систем ОАО «РЖД» с информационными системами железных дорог дружественных стран.
- Развиваются отдельные локальные цифровые платформенные решения по поиску заказов и их оформлению на единой электронной площадке сырьевых грузов (электронная площадка «Оператор товарных поставок»), что способствует оцифрованному комбинированию биржевых сделок, заключаемых на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже, с процессами отгрузки товаров железнодорожным транспортом.
Основные элементы платформенной экосистемы ОАО «РЖД» и соответствующие статистические индикаторы ее функционирования показаны на Рис. 3.
Рис. 3. Элементы платформенной экосистемы ОАО «РЖД» и статистические индикаторы ее функционирования (на конец 2024 г.)
Fig. 3. Elements of the platform ecosystem of Russian railways and statistical indicators of its functioning (as of the end of 2024)
Источник: построено автором на основе [3]
Заключение
В проведенном исследовании мы получили следующие важнейшие его результаты.
Особенности, проблемы и вызовы для рынка грузовых перевозок связаны с его неоднородностью, ростом требований грузовладельцев к увеличению скорости, уменьшению сроков поставок, запросами на мультимодальность, развитием цифрового поведения контрагентов, вхождением на рынок транспортных услуг ИТ-компаний, значительным усилением требований к безопасности, необходимостью аккумулирования больших массивов данных о перевозках для реализации соответствующих цифровых технологий. Выявленные проблемы и вызовы предопределили необходимость внедрения экосистемных цифровых платформенных решений участниками транспортной отрасли по организации их взаимодействия и обмену данными на единой электронной площадке.
В исследовании рассмотрен процесс создания в России Национальной цифровой транспортно-логистической платформы – государственной информационной системы, предназначенной для организации электронного взаимодействия между участниками транспортно-логистической деятельности, а также государственными органами.
Выявлено, что внедрение в России Национальной цифровой транспортно-логистической платформы позволит к 2030 г.: достичь государственных задач по переводу к электронному формату взаимодействия всех участников грузовых перевозок; оформлять и передавать электронные перевозочные документы в единой информационной системе, что обеспечит: рост пропускной способности транспортной инфраструктуры страны (по всем видам транспорта) к 2030 г. в сравнении с 2024 г. на 15%, повышение средней скорости доставки груза по всем видам транспорта на 17%; получение годового экономического эффекта за счет сокращения простоев и транзакционных издержек в объеме 168 млрд. рублей, а также исключит из цепей поставок недобросовестных контрагентов.
Автор заявляет, что настоящая статья не содержит каких-либо исследований с участием людей в качестве объектов исследований.
The author declares that this article does not contain any studies involving human subjects.
作者简介
I. Gulyi
Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University
编辑信件的主要联系方式.
Email: ilya.guliy@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8676-1561
SPIN 代码: 1788-1967
Dr. Sci. (Economics)
俄罗斯联邦, St. Petersburg参考
- Babkin AV, Shkarupeta EV, Gileva TA, et al. Methodology for assessing digital maturity gaps in industrial enterprises. MIR (Modernization. Innovation. Research). 2022;13(3):443–458. (In Russ.) doi: 10.18184/2079-4665.2022.13.3.443-458 EDN: MIHCBQ
- Volkova EM. Factors Determining the Success of HSR Building Projects. Modern Transportation Systems and Technologies. 2021;7(3):56–66. (In Russ.) doi: 10.17816/transsyst20217356-66 EDN: VMXHQZ
- Presentations by participants of the conference “Digital Industry of Industrial Russia – 2025”, June 4, 2025 [Internet]. Accessed: June 25, 2025. Available from: https://vk.com/video-214515068_456239830 (In Russ.)
- Zhuravleva NA. Development of the railway transport market in the context of economic security of Russia. Economic sciences. 2015;132:15–19. (In Russ.) EDN: VQWYVF
- Zhuravleva NA, Nikitin AB. Economic security of intelligent transport systems: a monograph. St. Petersburg: Institute of Independent Socio-Economic Research – assessment; 2022. (In Russ.) EDN: HRTVWI
- O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O transportno-ekspedicionnoj deyatel'nosti» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 7 iyunya 2025 g. No 140-FZ [Internet]. Accessed: June 25, 2025. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_507282 (In Russ.)
- O provedenii na territorii Rossijskoj Federacii eksperimenta po sozdaniyu, aprobacii i vnedreniyu informacionnoj sistemy «Nacional'naya cifrovaya transportno-logisticheskaya platforma» dlya oformleniya perevozok gruzov: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 3 iyulya 2024 goda No 908 [Internet]. Accessed: June 25, 2025. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_480198 (In Russ.)
- Ostrovskaya NV, Barykin SE, Burova AYu. Digitalization of project management in state and municipal government of Russia. Strategic Risk Decisions & Management. 2020;11(2):206–215. (In Russ.) doi: 10.17747/2618-947X-2020-2-206-215 EDN: TBLUER
- Sokolov YuI, Efimova OV, Lavrov IM. Economic justification for the creation of an integrated information space for interaction between transport companies and customers: monograph. Moscow: Russian University of Transport (MIIT); 2019. (In Russ.) EDN: YXUBIL
- Chechenova LM. The specifics of investment development projects implemented in railway transport. Project management in new realities. Collection of scientific articles of the international scientific and practical conference. Edited by N. Zhuravleva. St.Petersburg; 2020:108–114. (In Russ.) EDN: ZKDGPY
补充文件
