Сравнительная оценка стоимости международных перевозок грузов в контейнерах
- Авторы: Чеченова Л.М.1, Звонарев С.С.1
-
Учреждения:
- Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
- Выпуск: Том 11, № 3 (2025)
- Страницы: 522-532
- Раздел: Оригинальные статьи
- URL: https://transsyst.ru/transj/article/view/689784
- DOI: https://doi.org/10.17816/transsyst689784
- ID: 689784
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель. Выбор оптимального решения перевозки грузов в контейнерах в зависимости от результатов сравнительной оценки стоимости отправки контейнеров на импорт\экспорт арендованным судном на условиях тайм-чартера или через стороннюю организацию.
Материалы и методы. Особенности регулирования транспортно-экспедиторской деятельности с учетом национальных и международных норм права путем анализа и выборки данных; методические подходы к оценке стоимости перевозки груза в контейнерах; методы сравнительной оценки экономических эффектов по схеме «затраты-выгода».
Результаты. Установлены затраты времени по ключевым маршрутам контейнерных перевозок морским транспортом в международном сообщении; определена стоимость международной перевозки груза силами сторонней организации с использованием собственных и привлеченных контейнеров с учетом сроков доставки; обосновано решение по осуществлению международных контейнерных перевозок арендованным судном на условиях тайм-чартера; определен экономический эффект от перевозки груза в контейнере арендованным судном на условиях тайм-чартера в сравнении с отправкой через стороннюю организацию.
Заключение. Предложенное решение позволит оценить стоимость международной перевозки груза в контейнерах с целью выбора наиболее оптимального варианта, что окажет прямое воздействие на структуру тарифа на перевозку и обеспечит рост доходной составляющей компании-экспедитора.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Международные контейнерные перевозки морским транспортом, играют ключевую роль в глобальной логистике. Эффективное управление данными перевозками обеспечивает устойчивость бизнеса и способствует укреплению экономической составляющей организации. В меняющихся условиях международной торговли, морские перевозки остаются из самых востребованных и экономически выгодных способов транспортировки грузов. Организация морских перевозок предполагает решение определенных вопросов сталкивается с рядом сложностей, связанных с высокой капиталоемкостью, зависимостью от конъюнктуры рынка и учетом множества внешних факторов, таких как экономические санкции, политическая ситуация и международное законодательство.
Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях транспортные компании ставят своей целью оптимизацию затрат наряду с повышением эффективности оказываемых услуг. Компетентное формирование стоимости морских перевозок позволяет не только минимизировать издержки, но и предлагать клиентам конкурентоспособные условия, что в конечном итоге способствует устойчивому развитию бизнеса.
Материалы и методы
Исследование основано на анализе и систематизации нормативно-правовой базы, регулирующей оказание транспортно-экспедиторских услуг, исходя из общих принципов управления сегментом морских перевозок [1–5], порядка оказания транспортно-экспедиционных услуг [6–10] с установлением положительных и отрицательных характеристик для заказчика и экспедитора в контексте основных положений договора транспортной экспедиции (Табл. 1).
Таблица 1. Характеристики договора транспортной экспедиции
Table 1. Features of the freight forwarding agreement
Стороны договора | Положительный функционал | Отрицательный функционал |
Заказчик | - определенность условий и защиты интересов; - гибкость действий по дополнительным услугам: таможня, страхование; - возможность судебной защиты. | - риск финансовых перегрузок (налоги, сборы); - конфликт интересов в результате неоднозначной трактовки условий договора. |
Экспедитор | - гарантия оплаты и компенсации расходов; - право на страхование рисков; - свобода выбора транспортного средства/маршрута в интересах клиента. | - прямая ответственность за нарушение условий договора; - необходимость оперативного согласования с клиентом изменений условий договора. |
Методической основой исследования является порядок установления стоимости морских перевозок грузов в контейнерах в международном сообщении с возможностью определения затрат времени по ключевым маршрутам и структуры стоимости перевозки.
Объект исследования – ООО «Модуль» – транспортно-экспедиторская компания, которая предоставляет полный комплекс услуг по перевозке грузов на межконтинентальном уровне [11]. Следует отметить, что организация располагает парком контейнеров общей численностью более 7000 ед., владеет более 4,5 тыс. фитинговых платформ, арендует на долгосрочной основе 12 судов-контейнеровозов, эксплуатирует современный автопарк из 160 тягачей, управляет контейнерными терминалами в Санкт-Петербурге (модули «Южный» и «Пулково»), Сыктывкаре, Екатеринбурге и Архангельске с общей пропускной способностью свыше 320 тысяч TEU в год.
ООО «Модуль» демонстрирует стабильный рост объемов перевозок. Так, по операционным данным за последние три года, компания увеличила объем перевозимых контейнеров морским транспортом с 172 тыс. TEU в 2022 г. до 206 тыс. TEU в 2023 г., 267 тыс. TEU в 2024 г. Такой рост особенно значителен на фоне изменения структуры грузопотоков после 2022 г., когда произошла существенная переориентация маршрутов с европейских на азиатские направления.
Результаты
1. Установлены затраты времени по ключевым маршрутам контейнерных перевозок морским транспортом в международном сообщении
Морские контейнерные перевозки являются основным направлением деятельности ООО «Модуль», на которые приходится порядка 55% общего объема. Наиболее значимые направления – страны Азиатско-Тихоокеанского региона, доля которых в общем объеме перевозок увеличилась до 55% по итогам 2024 г.
Анализ календаря морских перевозок компании за период с 2022 по 2024 гг. позволил определить затраты времени на международные морские перевозки. В табл. 2 представлен фрагмент календаря следования судов по маршруту «Индия–Россия» (апрель–май 2025 г.).
Таблица 2. Фрагмент календаря следования судов
Table 2. A segment of the ship route calendar
Тип судна | Порт | Нава Шева, Индия | Мундра, Индия | ||||
Компания | BMCT | ADANI | |||||
Терминал | время прибытия судна в порт | время швартовки судна в порту | время отплытия судна из порта | время прибытия судна в порт | время швартовки судна в порту | время отплытия судна из порта | |
XIN LONG YUN 66 | 40INDSTP // CTSP | 22 апр. | 22 апр. | 23 апр. | 25 апр. | 25 апр. | 26 апр. |
XIN LONG YUN 86 | 41INDSTP // PLP/ULCT | 25 апр. | 25 апр. | 26 апр. | 27 апр. | 03 май. | 04 май. |
HNSIN | 42INDSTP // PLP/ULCT | 15 май. | 15 май. | 16 май. | 17 май. | 19 май. | 18 май. |
Источник: [11]
Затраты времени на международные морские перевозки по ключевым направлениям определены с учетом количества портов, в которые заходит судно (Табл. 3).
Таблица 3. Затраты времени на международные морские перевозки
Table 3. Time used up on international shipping
Сообщение перевозок | Страна вывоза | Страна ввоза | Количество портов | Затраты времени, дни |
Экспорт | Россия, СПб | КНР | 4 | 46 |
Импорт | КНР | Россия, СПб | 4 | 42 |
Экспорт | Россия, СПб | Индия | 4 | 37 |
Импорт | Индия | Россия, СПб | 6 | 47 |
Источник: [11]
Ключевыми направлениями перевозок являются маршруты Индия (Мундра, Нава-Шева) — Россия (СПб) и Китай (Шанхай) — Россия (СПб), где среднее время перемещения судов составляет от 37 до 47 дней в зависимости от направления. Разница во времени объясняется количеством портов захода и логистическими особенностями маршрутов. Например, импортные перевозки из Индии занимают больше времени из-за большего числа остановок, в то время как экспортные рейсы в ОАЭ и Китай реализуются на порядок оперативнее ввиду оптимизации маршрута.
2. Определена стоимость международной перевозки груза силами сторонней организации с использованием собственных и привлеченных контейнеров с учетом сроков доставки
Настоящее исследование представляет интерес для компаний-экспедиторов, которые осуществляют перевозку грузов как собственными силами, так и с привлечением арендованных судов ввиду большого количества транспортных заявок и невозможности их обработки собственными мощностями, а также наличием низкого\ нерегулярного спроса на отдельные маршруты.
Учитывая нарастающие объемы перевозок и ограниченные возможности по наличию собственных судов, ООО «Модуль» в период активного роста арендует суда. Процентное соотношение перевозок, арендованных судами и перевозок с привлечением сторонних компаний составляет 76/24%. Исследована стоимость перевозок грузов через сторонние транспортные компании [12, 13] с учетом собственных и привлеченных контейнеров, фрагментарно в Табл. 4 представлены результаты на примере привлечения судов ГК «Fesco».
Таблица 4. Стоимость перевозок грузов через сторонние транспортные компании
Table 4. The cost of cargo transportation through third-party transportation companies
Откуда | Куда | Тип контейнера, фут. | Фрахт, руб. | Срок доставки, дни |
Импорт + собственный контейнер | ||||
Шанхай | СПБ | 40 | 385535 | 39 |
Мундра | СПБ | 40 | 427035 | 24 |
Шанхай | СПБ | 20 | 269750 | 39 |
Мундра | СПБ | 20 | 323285 | 24 |
Импорт + привлеченный контейнер | ||||
Шанхай | СПБ | 40 | 510035 | 39 |
Мундра | СПБ | 40 | 427035 | 24 |
Шанхай | СПБ | 20 | 368935 | 39 |
Мундра | СПБ | 20 | 323285 | 24 |
Экспорт + собственный контейнер | ||||
СПБ | Шанхай | 40 | 207500 | 46 |
СПБ | Мундра | 40 | 307100 | 30 |
СПБ | Шанхай | 20 | 166000 | 46 |
СПБ | Мундра | 20 | 265600 | 30 |
Экспорт + привлеченный контейнер | ||||
СПБ | Шанхай | 40 | 207500 | 46 |
СПБ | Мундра | 40 | 307100 | 30 |
СПБ | Шанхай | 20 | 166000 | 46 |
СПБ | Мундра | 20 | 265600 | 30 |
Источник: [11]
При условии «Импорт\экспорт + собственный контейнер» перевозка 40-фут. контейнера на 30–40% дороже, чем 20-фут. Это объясняется тем, что 40-фут. контейнер занимает больше места на судне, что не всегда обеспечено пропорциональным увеличением полезного объёма перевозимого груза. Кроме того, разница в стоимости не всегда линейна, поскольку судоходные компании учитывают не только габариты, но и загрузку судна, спрос на конкретные маршруты и прочие дополнительные факторы.
При условии «Импорт\экспорт + привлеченный контейнер» стоимость перевозки, как правило, выше, что связано с дополнительными расходами на логистику партнёров, наценкой и возможными комиссиями. Однако, в отдельных случаях разница в стоимости перевозки минимальна\ дешевле, что объясняется наличием:
- скидок по тарифам на перевозку: если партнёрская компания имеет долгосрочные контракты с судоходными линиями, она имеет возможность получить более выгодные тарифы и распределить часть экономии заказчику;
- обратных рейсов на некоторых направлениях (чаще экспортных) в случае, если суда возвращаются полупустыми, перевозчики снижают цены, чтобы заполнить свободные места;
- специальных условий: со стороны партнеров допускается использование фиксированных тарифов на определённые маршруты при наличии избыточного количества контейнеров или свободных мощностей.
3. Обосновано решение по осуществлению международных контейнерных перевозок арендованным судном на условиях тайм-чартера
Использование привлеченных судов сторонних компаний, хотя и является вынужденной мерой, существенно сокращает потенциальную выручку компаний экспедиторов. По статистике, при пользовании услугами сторонних компаний, порядка 25% дохода «уходят» партнерам, что при больших объемах перевозок приводит к значительным финансовым потерям. Для минимизации этих потерь рекомендуется поэтапно наращивать долю собственных или арендованных судов. Аренда судна на условиях тайм-чартера может стать оптимальным решением, поскольку в отличие от спот-чартера, где ставки зависят от конъюнктуры рынка, тайм-чартер обеспечивает стабильность объема затрат и позволяет планировать логистику в длительном периоде. Кроме того, появляется возможность полного контроля над логистикой, что является значимым фактором ввиду того, что снижается зависимость от внешних поставщиков и обеспечивается гибкость в управлении заявками.
Тайм-чартер является сложным, комплексным договором, включающим в себя элементы аренды судна как транспортного средства и услуги экипажа, которые оказываются на основе договора, согласно которому судовладелец предоставляет судно фрахтователю на определённый срок (от нескольких месяцев до нескольких лет) для эксплуатации и его следует рассматривать как комплексный договор аренды судна и подряда экипажа, осуществляемых в целях торгового мореплавания. Именно цель мореплавания выделяет тайм-чартер из обычных договоров имущественной аренды или оказания услуг.
Преимуществом аренды на условиях тайм-чартера является детализация характеристик судна с возможностью внесения в тайм-чартер дополнительных пунктов, от чего зависит производительность и, следовательно, потенциальные доходы фрахтователя, а также возложенные на фрахтователя расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна. Характеристики предоставляются судовладельцем в качестве гарантии договора. В случае несоответствия характеристик действительно существующим, фрахтователь вправе требовать снижения арендной платы или возмещения убытков. К примеру, редуцированные значения по дедвейту, грузовместимости или скорости могут быть основанием для снижения арендной ставки; больший регистровый тоннаж, премиальный сорт топлива, неспособность судовой силовой установки обеспечить одновременную работу всех кранов и лебедок и освещение фронта работ, меньшая грузоподъемность судовых грузовых средств являются основанием к требованию о возмещении убытков.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что аренда судна на условиях тайм-чартера является одним из оптимальных решений для компании-экспедитора, осуществляющей международные контейнерные перевозки.
4. Определен экономический эффект от перевозки груза в контейнере арендованным судном на условиях тайм-чартера в сравнении с отправкой через стороннюю организацию
Экономический эффект выражен в абсолютной разнице стоимости отправки контейнеров арендованным судном на условиях тайм-чартера в сравнении с отправкой через стороннюю организацию. При расчете стоимости перевозки груза в контейнерах за основу приняты данные, предоставленные ООО «Модуль»:
- характеристики судна: тип – контейнеровоз, год постройки – 2001, грузовместимость – 2720 TEU, дедвейт – 32 000 тонны, длин\ширина\осадка – 210\31\10, скорость – 16-18 узлов (экономичный);
- стоимость ежедневной аренды судна данной категории – 3 320 тыс. руб. в сутки;
- время следования тайм-чартерных судов: Индия – 42 дня (импорт\экспорт), КНР – 44 дня (импорт\экспорт);
- объемы потребления топлива исходя из расчета в тонна/сутки и деления на стадии полного хода и простоя судна (полный ход – 55 т./сут., стоимость топлива – 58 100 руб./т. в ценах 2024 г., простой судна – 10 т./сут., стоимость использования иного вида топлива – 66 400 руб./т. в ценах 2024 г.);
- расходы на содержание экипажа данной категории судна – 23 чел. (оплата труда, страхование [14], питание, непредвиденные расходы);
- портовые сборы: лоцманский, маячный, навигационный сборы, а также сборы за пользование причалом, буксировку и швартовку;
- тариф за проход через Суэцкий канал (зависит от веса, высоты груза на палубе, осадки судна и пр. факторов).
Результаты расчета экономического эффекта на примере перевозки груза в контейнере (1 ед.) по маршруту «Россия, СПб – Индия, Мундра» представлены в Табл. 5.
Таблица 5. Результаты расчета экономического эффекта
Table 5. The results of calculating the economic effect
Тип собственного контейнера (с/к) | Стоимость перевозки, руб. | Экономический эффект, руб. |
Отправка контейнера на импорт арендованным судном на условиях тайм-чартера в сравнении с отправкой через стороннюю организацию | ||
40 футовый с/к, стороннее судно | 427 035 | +176 247,18
|
40 футовый с/к, арендованное судно | 250 787,82 | |
20 футовый с/к, стороннее судно | 323 285 | +197 891,09
|
20 футовый с/к, арендованное судно | 125 393,91 | |
Отправка контейнера на экспорт арендованным судном на условиях тайм-чартера в сравнении с отправкой через стороннюю организацию | ||
40 футовый с/к, стороннее судно | 307 100 | +56 312,18
|
40 футовый с/к, арендованное судно | 250 787,82 | |
20 футовый с/к, стороннее судно | 265 600 | +140 206,09
|
20 футовый с/к, арендованное судно | 125 393,91 |
Аренда судна на условиях тайм-чартера для перевозки контейнеров из Китая и Индии в Россию (СПб) экономически целесообразнее, чем пользование услугами сторонних компаний. В частности, для 40-футовых контейнеров на маршруте «Шанхай–СПб» обеспечена экономия в размере 118 750 руб./контейнер; для 20-футовых контейнеров - 136 360 руб./ контейнер в ценах 2025 г. По маршруту «Мундра–СПб» аренда судна обеспечивает экономию в 176 250 тыс. руб./ контейнер. На экспортных направлениях ситуация менее стабильна в особенности для перевозок в направлении КНР, ввиду волатильности ставок фрахта на экспорт [15]. Однако, на маршруте «СПБ-Мундра» разница менее критична ввиду ставок фрахта, превышающих себестоимость аренды, но и здесь возможно понижение размера ставок.
Заключение
Предложенное решение перевозки груза в контейнере арендованным судном на условиях тайм-чартера в сравнении с перевозкой сторонней организацией является оптимальным для компаний-экспедиторов, ограниченных в мощностях, но при это имеющих потенциал развития с учетом текущих рыночных тенденций и изменения маршрутов перевозок. Полученные результаты имеют практическую ценность, поскольку предлагают порядок сравнительной оценки стоимости перевозки, обеспечивающей рост доходной составляющей компании-экспедитора.
Авторы заявляет, что:
- У автора нет конфликта интересов;
- Настоящая статья не содержит каких-либо исследований с участием людей в качестве объектов исследований.
The authors declare that:
- She has no conflict of interest;
- This article does not contain any studies involving human subjects.
Об авторах
Л. М. Чеченова
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Автор, ответственный за переписку.
Email: liana1981-149@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2641-9454
SPIN-код: 7593-2214
Scopus Author ID: 57553177000
д-р экон. наук, доцент
Россия, Санкт-ПетербургС. С. Звонарев
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Email: zvonarev1998@mail.ru
экономист Департамента экономики ООО «Модуль»
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. Дата обращения: 28.06.2025. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22916/
- Конвенция ООН по морскому праву. Дата обращения: 28.06.2025. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121270/
- Международная конвенция о коносаментах (Гаагские правила, 1924; Гаагско-Висбийские правила, 1968; Гамбургские правила, 1978). Дата обращения: 18.06.2025. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133601/9a0b982e2b2ee6b30a273fe421f52501d7751338/
- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL, 1973/78). Дата обращения: 18.06.2025. Режим доступа: https://base.garant.ru/2540818/
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS, 1974). Дата обращения: 18.06.2025. Режим доступа: https://base.garant.ru/71353064/
- Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Дата обращения: 28.06.2025. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43006/
- Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов». Режим доступа: https://base.garant.ru/12159320/ Дата обращения: 28.06.2025.
- ГК РФ, Глава 41 «Транспортная Экспедиция». Дата обращения: 28.06.2025. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/dfe46eb17d8b852987049332ca429b48b665b8a9/
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 148-ст). Дата обращения: 28.06.2025. Режим доступа: https://rosgosts.ru/file/gost/03/080/gost_r_52298-2004.pdf
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52297-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Термины и определения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 147-ст). Дата обращения: 28.06.2025. Режим доступа: https://base.garant.ru/5922563/
- Официальный сайт компании ООО «Модуль». Дата обращения: 28.06.2025. Режим доступа: https://modul.global/services/
- Гулый И.М. Перспективы развития перевозок грузов по маршрутам мультимодального международного транспортного коридора «СЕВЕР – ЮГ» // Экономика Центральной Азии. 2022. Т. 6, № 4. С. 341–354.
- Гулый И.М. Экономические последствия цифровизации железнодорожных контейнерных перевозок // Экономические науки. 2021. № 200. С. 57–61.
- Волкова Е.В., Стримовская А.В. Влияние логистических затрат на финансовые показатели работы компании // Логистика и управление цепями поставок. 2018. № 5 (88). С. 53–61.
- Журавлева Н.А. Трансформационное лидерство и устойчивое развитие российских транспортных систем // Инновационные транспортные системы и технологии. 2022. Т. 8, № 2. С. 92–111.
Дополнительные файлы
