Improvement of the calculation of ice crossings

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Background: In winter, ice crossings open in the north of the Far Eastern region. In most cases, they are organized due to the lack of capital bridges. Ice crossings are used to deliver goods and passengers to remote settlements where the road network is poorly developed and the navigation period is limited, because to get to settlements it is necessary to cross reservoirs. Ice crossings remain the only way to connect such settlements with cities with a large population. The most reliable way to increase the load-bearing capacity is to freeze the floating bridge of the articulated circuit into the ice cover. The advantage of such crossings is low sensitivity to climatic conditions and the nature of the water flow, small rolls and sediment. Currently, these crossings are used at cross-border crossings of the Far East, but there are no calculation methods.

Aim: Development of a methodology that would improve the calculation of ice crossings, taking into account the reinforcement in the form of metal pontoon structures consisting of articulated ferries on two supports.

Materials and Methods: The article provides a calculation model. Design scheme: a metal structure frozen in ice lying on water is a rigid stamp on a plate lying on the elastic base of the crossing. To confirm the accepted calculation model, an experiment of a real crossing in the form of static tests was carried out.

Results: The article presents the results of determining the crossing deflections according to the accepted calculation model and after the experiment. The carrying capacity of the reinforced ferry was also calculated by months.

Conclusion: This study will help to carry out calculations of combined crossings for a significant increase in load-bearing capacity.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ

 В зимний период на севере Дальневосточного региона открываются ледовые переправы. В большинстве случаев они организуются из-за отсутствия капитальных мостов. Для доставки грузов и пассажиров в отдаленные населенные пункты, где плохо развита дорожная сеть и ограниченный срок навигации используются ледовые переправы, т.к. чтобы добраться до населенных пунктов необходимо пересекать водоемы [1]. Ледовые переправы остаются единственным способом связи таких населенных пунктов с городами большой численностью населения. Для проезда тяжелой техники через водные препятствия нужно, чтобы лед был достаточно толстый и прочный, а также имел минимальное количество трещин. И чтобы достигнуть данного эффекта переправы нужно усиливать либо намораживанием льда поверх естественного [2], либо вмораживанием массивов дерева [3]. Данные способы усиления ледовых переправ не дадут желаемого эффекта увеличения несущей способности для пропуска тяжелой техники и регулярного использования ледовой переправы [4]. Для того, чтобы значительно увеличить несущую способность данных переправ нужно применить более надежное усиление. Одним из таких усилений является вмораживание наплавного моста [5] шарнирной схемы в ледовый покров.

Преимуществом таких переправ является малая чувствительность к климатическим условиям и природе водного потока, малость кренов и осадок.

В настоящее время данные переправы используются на трансграничных переходах Дальнего Востока, но методики расчета их нет и задача состоит в том, чтобы разработать методику, которая бы совершенствовала расчет ледовых переправ с учетом усиления в виде металлических понтонных конструкций состоящих из шарнирных паромов на двух опорах.

МЕТОДИКА РАСЧЕТА КОМБИНИРОВАННЫХ ПЕРЕПРАВ

 Расчетная схема: металлическая конструкция, вмороженная в лед лежащая на воде, представляет из себя жесткий штамп на плите, лежащей на упругом основании [6].

Производится разбиение опорных элементов конструкции на равные части напоминающие квадрат (рис. 1). В центре масс частей разбиения прикладывается активная нагрузка в виде сосредоточенной силы от подвижной нагрузки и распределенной по площади окружности, от нагрузки которая действует по площади части разбиения [7, 8].

 

Рис. 1. Сетка разбиения двухопорного парома

 

После того как провели разбиение опор наплавного моста определяют величины радиального и тангенциального моментов с учетом табличных функций (f0'(α),g0[M](ξk),g~0[M](ξk)) используемых для вычисления изгибающих моментов в теории изгиба плит на упругом винклеровском основании [9–11].

Формулы для определения величин моментов:

Gr=G(0)14i=1nPg0[M](ξk); Gr=G(0)14i=1nPg~0[M](ξk),

где G(0)=ql24πα(1+α)f0'(α) – изгибающий момент определяемый через равномерно распределенную по контуру приведенного радиуса нагрузку q и приведенный радиус эквивалентного круга α=rэкв/l, rэкв – радиус эквивалентного круга, Р – сосредоточенная нагрузка, ξk=rk/l – приведенное расстояние между точкой, в которой определяются усилия или перемещения, и точкой, в которой приложено внешнее воздействие, l – характеристика гибкости льда, rk – расстояние между точками.

Величина допускаемого изгибающего момента определяется [12]:

[M]=Rfh262,5,

где Rf – нормативное сопротивление льда изгибу, h - толщина льда.

Затем под действием системы сосредоточенных сил используя табличную функцию f0k) [9], цилиндрическую жесткость (D) и характеристику гибкости (l) определяются прогибы:

w=l24Di=1nPf0(ξk). (1)

Допускаемый прогиб принимаем [f]=h/4.

По формуле (1) были определены прогибы ледового слоя с усилением путем вмораживания наплавного моста и без усиления при разной толщине льда, результаты приведены в Табл.

 

Таблица. Расчет прогибов

h, см

35

55

83

D, кгс/см2

2356∙105

9393∙105

31417∙105

l, см

696,7

984,5

1331,3

∑ f0(ξ)∙P, кг

С усилением

7619,73

10606,8

12797,5

Без усиления

11863

13384,7

14382,8

Прогиб w, см

С усилением

3,92

2,74

1,8

Без усиления

6,11

3,45

2,03

 

По различным месяцам была рассчитана грузоподъемность комбинированной переправы от осевой нормативной нагрузки от автотранспортных средств (Рак) и осевой нормативной нагрузки от автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, пропускаемых в специальном режиме (Рнк). Для расчета использовалось условие прочности льда. Результаты расчета приведены на графике (Pис. 2).

 

Рис. 2. График грузоподъемности усиленной ледовой переправы

 

ЭКСПЕРИМЕНТ

 Для подтверждения принятой модели расчета данных переправ был проведен эксперимент в виде статических испытаний на действующей ледовой переправе, усиленной рассматриваемым способом. Эксперимент проводился при толщине льда 83 сантиметра. В процессе проведения испытания измерительными приборами снималась осадка понтона. Датчики системы «ФАЗА» и прогибомеры размещались согласно Рис. 3.

 

Рис. 3. Схема размещения измерительных приборов: а) поперек пролетного строения, б) вдоль пролетного строения

 

После проведения эксперимента результат показал, что прогиб усиленной переправы составил 1,6 см.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Был разработан усовершенствованный расчет ледовых переправ с учетом усиления (вмораживанием наплавного моста).

Высокая сходимость аналитического и экспериментального результатов расчета прогиба усиленной ледовой переправы говорит о том, что модель расчета для рассматриваемой расчетной схемы выбрана правильно.

×

About the authors

Yuri V. Tryapitsyn

Far Eastern State Transport University

Email: Tryapitsinyv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0093-6557

Associate Professor, Candidate of Engineering Sciences

Russian Federation, Khabarovsk

Dmitry A. Tryapkin

Far Eastern State Transport University

Author for correspondence.
Email: Dmitry.tryapkin@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6484-741X

Assistant Professor

Russian Federation, Khabarovsk

References

  1. Лузганов А.А. Обустройство ледовых переправ в условиях крайнего севера // Арктика и Север. – 2011. – № 3. – С.1–9. [Luzganov AA. Obustroistvo ledovykh pereprav v usloviyakh krainego severa. Arktika i Sever. 2011;3:1-9. (In Russ.)]. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17101104 Ссылка активна на: 30.11.2023.
  2. Хафизов Э.Р., Миннуллин Э.Р. Намораживание, как способ усиления ледовых переправ // В сборнике: Академическая наука – проблемы и достижения. Материалы XXI международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 75–76. [Khafizov EhR, Minnullin EhR. Namorazhivanie, kak sposob usileniya ledovykh pereprav. V sbornike: Akademicheskaya nauka - problemy i dostizheniya. Materialy XXI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2019. pp. 75-76. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 30.11.2023. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41340256
  3. Харенко П.С., Черватюк Л.М. Cпособ усиления ледовой переправы // В сборнике: Развитие дорожно-транспортного комплекса и строительной инфраструктуры на основе рационального природопользования. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). – 2012. – С. 150–155. [Kharenko PS, Chervatyuk LM. Cposob usileniya ledovoi perepravy // V sbornike: Razvitie dorozhno-transportnogo kompleksa i stroitel'noi infrastruktury na osnove ratsional'nogo prirodopol'zovaniya. materialy VII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem). 2012. pp. 150-155. (In Russ.)]. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=yklijh&ysclid=lpkdwerr5l335307162 Ссылка активна на: 30.11.2023.
  4. Федотова Е.А., Киселев П.В., Понятов А.Г. Методы усиления ледяного покрова водных переходов временных зимних дорог // В сборнике: Наземные транспортно-технологические комплексы и средства. Материалы международной научно-технической конференции. Министерство образования и науки РФ; Тюменский индустриальный университет. – 2016. – С. 316–319. [Fedotova EA, Kiselev PV, Ponyatov AG. Metody usileniya ledyanogo pokrova vodnykh perekhodov vremennykh zimnikh dorog // V sbornike: Nazemnye transportno-tekhnologicheskie kompleksy i sredstva. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF; Tyumenskii industrial'nyi universitet. 2016. pp. 316-319. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 30.11.2023. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26011968
  5. Skinner LB, Benmore CJ, Shyam B, Weber JKR, Parise JB: Structure of the floating water bridge and water in an electric field. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2012;41(109):16463-16468. doi: 10.1073/pnas.1210732109
  6. Малофеев А.Г., Якименко О.В. Несущая способность ледовых переправ // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2009. – № 1(11). – С. 32–36. [Malofeev AG, Yakimenko OV. Nesushchaya sposobnost' ledovykh pereprav. Vestnik Sibirskoi gosudarstvennoi avtomobil'no-dorozhnoi akademii. 2009;1(11):32-36. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 30.11.2023. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17892939
  7. Бычковский Н.Н., Гурьянов Ю.А. Ледовые строительные площадки, дороги и переправы. – Саратов: Саратов. гос. техн. ун-т, 2005. – 180 с. [Bychkovskii NN, Guryanov YuA. Ledovye stroitel'nye ploshchadki, dorogi i perepravy. Saratov: Saratov. gos. tekhn. un-t.;2005. 180 p. (In Russ.)].
  8. Козин В.М., Жесткая В.Д., Погорелова А.В., и др. Прикладные задачи динамики ледяного покрова / Академия Естествознания. – М., 2008. – 329 с. [Kozin VM, Zhestkaya VD, Pogorelova AV, et al. Prikladnye zadachi dinamiki ledyanogo pokrova / Akademiya Estestvoznaniya. Мoscow; 2008. 329 p. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 30.11.2023. Доступно по: https://monographies.ru/en/book/view?id=14
  9. Коренев Б.Г., Черниговская Е.И. Расчет плит на упругом основании (пособие для проектировщиков). – М.: ЦНИИСК, 1962. – 356 с. [Korenev BG, Chernigovskaya EI. Raschet plit na uprugom osnovanii (posobie dlya proektirovshchikov). Мoscow; 1962. 356 p. (In Russ.)].
  10. ГОСТ Р 58948-2020. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания / Стандартинформ. – М. – 2020. – 52 с. [GOST R 58948-2020. Dorogi avtomobil'nye obshchego pol'zovaniya. Dorogi avtomobil'nye zimnie i ledovye perepravy. Tekhnicheskie pravila ustroistva i soderzhaniya / Standartinform. Мoscow; 2020. 52 p. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 28.11.2023. Доступно по: https://docs.cntd.ru/document/1200174655?ysclid==lphxsee9y755018517
  11. Козин В.М., Земляк В.Л. Физические основы разрушения ледяного покрова резонансным методом / ИМиМ ДВО РАН, Комсомольск-на-Амуре. – 2013. – 250 с. [Kozin VM, Zemlyak VL. Fizicheskie osnovy razrusheniya ledyanogo pokrova rezonansnym metodom / IMIM DVO RAN. Komsomol'sk-na-Amure; 2013. 250 p. (In Russ.)]. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22464123 Ссылка активна на: 30.11.2023.
  12. СП 38.13330.2012. Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов). – М., 2012. [SP 38.13330.2012. Nagruzki i vozdeistviya na gidrotekhnicheskie sooruzheniya (volnovye, ledovye i ot sudov). Мoscow; 2012. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 28.11.2023. Доступно по: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293793/4293793649.pdf?ysclid=lphwfi1fll257364097

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рис. 1. Сетка разбиения двухопорного парома

Download (67KB)
3. Рис. 2. График грузоподъемности усиленной ледовой переправы

Download (89KB)
4. Рис. 3. Схема размещения измерительных приборов: а) поперек пролетного строения, б) вдоль пролетного строения

Download (226KB)

Copyright (c) 2023 Tryapitsyn Y.V., Tryapkin D.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

link to the archive of the previous title

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies