Сравнительная оценка искусственной и естественной освещенности в помещениях высшего учебного заведения
- Autores: 1, 1
-
Afiliações:
- Самарский медицинский университет «Реавиз»
- Edição: Volume 1 (2025)
- Páginas: 285-286
- Seção: ЧАСТЬ I. Безопасность жизнедеятельности в техносфере
- ##submission.dateSubmitted##: 26.05.2025
- ##submission.dateAccepted##: 25.06.2025
- ##submission.datePublished##: 02.11.2025
- URL: https://transsyst.ru/osnk-sr2025/article/view/680736
- ID: 680736
Citar
Texto integral
Resumo
Обоснование. Специалисты давно работают над решением вопроса — создание комфортной световой среды в помещениях, предназначенных для долгого пребывания в них человека. В качестве нормированного показателя естественного освещения берется коэффициент естественной освещенности (КЕО). Фотометрическая величина, способная генерировать солнечное излучение с диапазоном длин волн 380–760 нм, является примером естественной освещенности поверхности Земли [1]. Непрерывный спектр естественного света снижает уровень мелатонина, способствует росту уровня кортизона, который обеспечивает активность организма, оказывает положительное воздействие на физиологическое состояние человека. Также естественный свет — значительный аспект энергосбережения [2]. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания», вступивший в силу с 2021 года, является действующим гигиеническим нормативом, определяющим нормирование параметров освещенности в том числе в помещениях высших учебных заведений [3]. Обеспечение в помещении достаточного уровня освещенности осуществляется с помощью систем искусственного общего, а также комбинированного освещения. Освещенность светильниками общего освещения рабочей поверхности в системе комбинированного освещения должна составлять не меньше 10 % нормы для комбинированного освещения. Согласно СанПиН 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение» минимальная освещенность на рабочих местах не может отличаться от средней освещенности помещения больше чем на 10 % [4].
Цель — изучить параметры искусственной и естественной освещенности в помещениях высшего учебного заведения и дать по ним сравнительную характеристику.
Методы. Исследование проводилось в помещениях высшего учебного заведения: в 10 аудиториях, 3 лабораториях, 2 компьютерных классах и в актовом зале. Измерение производилось с помощью люксметра без искусственного освещения (только естественное) и с совмещенным освещением на расстоянии 1 метра от окна и на расстоянии 5 метров от окна соответственно на уровне 0,8 метра от пола. Также с помощью измерительной ленты определялась длина и ширина окон и помещений. Анализ и статистическая обработка результатов осуществлялись при помощи программы Microsoft Office Excel.
Результаты. Согласно СанПиН 1.2.3685-21 в учебных кабинетах освещенность рабочей поверхности (выраженная в показателе КЕО) с высотой плоскости над полом в 0,8 метров при верхнем комбинированном естественном освещении составляет 3 %, тот же показатель, но при совмещенном освещении, составляет 1,8 %. В соответствии с нормативными документами норма освещенности рабочей поверхности в аудитории, компьютерном классе и лаборатории для люминесцентных ламп должна составлять не ниже 500 лк при комбинированном освещении и 400 лк при общем освещении. Установлено, что в компьютерных классах уровень естественной освещенности на удалении 5 м от окна ниже нормы и составляет 295–335 лк, поэтому в этих помещениях необходимо использовать искусственное освещение. Выявлено, что естественная освещенность в актовом зале на том же расстоянии составляет 130 лк при норме 400 лк. Дополнительное искусственное освещение помогает достичь показателя в 600 лк. Такая же ситуация наблюдается во всех трех лабораториях. Исследование показало, что КЕО для компьютерных классов, актового зала и лабораторий на расстоянии 5 м от окна был в пределах нормальных значений, а в 50 % аудиторий был ниже нормы (меньше 1,5 %). При дополнительном использовании искусственного света показатель КЕО составил для аудиторий на расстоянии 5 м от окна 4,8–9,5 %.
Выводы.
- Изучены параметры искусственной и естественной освещенности в помещениях высшего учебного заведения.
- Измерены показатели естественной освещенности в аудиториях, компьютерном классе, актовом зале и лабораториях вузах.
- Рассчитан КЕО и соотнесен с показателем нормы, прописанным в СанПиН.
Texto integral
Обоснование. Специалисты давно работают над решением вопроса — создание комфортной световой среды в помещениях, предназначенных для долгого пребывания в них человека. В качестве нормированного показателя естественного освещения берется коэффициент естественной освещенности (КЕО). Фотометрическая величина, способная генерировать солнечное излучение с диапазоном длин волн 380–760 нм, является примером естественной освещенности поверхности Земли [1]. Непрерывный спектр естественного света снижает уровень мелатонина, способствует росту уровня кортизона, который обеспечивает активность организма, оказывает положительное воздействие на физиологическое состояние человека. Также естественный свет — значительный аспект энергосбережения [2]. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания», вступивший в силу с 2021 года, является действующим гигиеническим нормативом, определяющим нормирование параметров освещенности в том числе в помещениях высших учебных заведений [3]. Обеспечение в помещении достаточного уровня освещенности осуществляется с помощью систем искусственного общего, а также комбинированного освещения. Освещенность светильниками общего освещения рабочей поверхности в системе комбинированного освещения должна составлять не меньше 10 % нормы для комбинированного освещения. Согласно СанПиН 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение» минимальная освещенность на рабочих местах не может отличаться от средней освещенности помещения больше чем на 10 % [4].
Цель — изучить параметры искусственной и естественной освещенности в помещениях высшего учебного заведения и дать по ним сравнительную характеристику.
Методы. Исследование проводилось в помещениях высшего учебного заведения: в 10 аудиториях, 3 лабораториях, 2 компьютерных классах и в актовом зале. Измерение производилось с помощью люксметра без искусственного освещения (только естественное) и с совмещенным освещением на расстоянии 1 метра от окна и на расстоянии 5 метров от окна соответственно на уровне 0,8 метра от пола. Также с помощью измерительной ленты определялась длина и ширина окон и помещений. Анализ и статистическая обработка результатов осуществлялись при помощи программы Microsoft Office Excel.
Результаты. Согласно СанПиН 1.2.3685-21 в учебных кабинетах освещенность рабочей поверхности (выраженная в показателе КЕО) с высотой плоскости над полом в 0,8 метров при верхнем комбинированном естественном освещении составляет 3 %, тот же показатель, но при совмещенном освещении, составляет 1,8 %. В соответствии с нормативными документами норма освещенности рабочей поверхности в аудитории, компьютерном классе и лаборатории для люминесцентных ламп должна составлять не ниже 500 лк при комбинированном освещении и 400 лк при общем освещении. Установлено, что в компьютерных классах уровень естественной освещенности на удалении 5 м от окна ниже нормы и составляет 295–335 лк, поэтому в этих помещениях необходимо использовать искусственное освещение. Выявлено, что естественная освещенность в актовом зале на том же расстоянии составляет 130 лк при норме 400 лк. Дополнительное искусственное освещение помогает достичь показателя в 600 лк. Такая же ситуация наблюдается во всех трех лабораториях. Исследование показало, что КЕО для компьютерных классов, актового зала и лабораторий на расстоянии 5 м от окна был в пределах нормальных значений, а в 50 % аудиторий был ниже нормы (меньше 1,5 %). При дополнительном использовании искусственного света показатель КЕО составил для аудиторий на расстоянии 5 м от окна 4,8–9,5 %.
Выводы.
- Изучены параметры искусственной и естественной освещенности в помещениях высшего учебного заведения.
- Измерены показатели естественной освещенности в аудиториях, компьютерном классе, актовом зале и лабораториях вузах.
- Рассчитан КЕО и соотнесен с показателем нормы, прописанным в СанПиН.
Sobre autores
Самарский медицинский университет «Реавиз»
Email: elizavetafedorova964@gmail.com
студентка, группа 22-101, факультет лечебное дело
Rússia, СамараСамарский медицинский университет «Реавиз»
Autor responsável pela correspondência
Email: alisapetryaeva@bk.ru
студентка, группа 22-101, факультет лечебное дело
Rússia, СамараBibliografia
- Горбаренко Е.В., Шиловцева О.А. Естественная освещенность горизонтальной и вертикальных поверхностей по данным наблюдений МО МГУ // Строительство и реконструкция. 2018. № 4(78). 53–63. EDN: YBKIST
- Блинов В.А., Смирнов Л.Н., Блинов В.В. Совершенствование естественного освещения в жилых и офисных зданиях // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 2. 23–26. EDN: PARNXB
- Стецкий С.В., Корнеев С.С. Сравнительный анализ эффективности различных типов системы верхнего естественного освещения в общественных и производственных зданиях // Инженерный вестник Дона. 2020. № 4(64). С. 17. EDN: JETUPG
- Терентьев А.В., Варфоломеева В.В. Искусственное освещение в помещениях производственных, общественных и жилых зданий. Самара: Изд-во Самарского университета, 2017. 20 с.
Arquivos suplementares



