Пути повышения доступности отдаленных районов Крайнего Севера
- Autores: 1
-
Afiliações:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Edição: Volume 1 (2025)
- Páginas: 103-104
- Seção: ЧАСТЬ I. Актуальные направления развития транспортного комплекса
- ##submission.dateSubmitted##: 25.05.2025
- ##submission.dateAccepted##: 11.06.2025
- ##submission.datePublished##: 02.11.2025
- URL: https://transsyst.ru/osnk-sr2025/article/view/680341
- ID: 680341
Citar
Texto integral
Resumo
Обоснование. Отдаленные районы Крайнего Севера играют стратегическую роль в развитии экономики и безопасности Российской Федерации [1], обладая значительным запасом природных ресурсов и особым географическим положением. Однако низкая транспортная доступность этих территорий остается одной из наиболее актуальных проблем транспортной отрасли Российской Федерации. На данный момент существует большое количество сдерживающих инфраструктурных, климатических и социальных факторов, не позволяющих в должной степени реализовать существующий потенциал для повышения транспортной доступности отдаленных районов Крайнего Севера.
Цель — выявить пути повышения транспортной доступности, необходимые для разработки комплексной программы развития транспорта отдаленных районов Крайнего Севера.
Методы. В рамках данного научного исследования предлагается использовать комплекс различных методов для выявления конкретных проблем, связанных с низкой транспортной доступностью отдаленных регионов для последующей разработки мер, направленных на решение этих трудностей. Сравнительно-географический метод позволяет изучить, грамотно адаптировать и спроецировать успешный международный опыт на процесс развития отдаленных территорий России [2]. Важную роль играют методы социологического исследования, позволяющие собрать всеобъемлющую информацию от разных участников транспортного процесса, и методы экономико-математического моделирования, благодаря которым удается рассчитать необходимые показатели, демонстрирующие эффективность транспортного процесса. С помощью современных геоинформационных систем [3] становится возможным процесс детального анализа потоков всех видов транспорта. Благодаря использованию данного комплекса методов в вопросе транспортной доступности отдаленных регионов Крайнего Севера были выявлены следующие проблемы:
- Несовершенство нормативно-правовой базы.
- Недостаточно развитая инфраструктура.
- Географические и климатические особенности.
- Отсутствие современных информационных систем.
- Неиспользование транспортного потенциала.
- Дефицит квалифицированных кадров.
Результаты. Были выявлены основные направления разработки комплексной программы, направленной на устойчивое и планомерное развитие транспортной доступности отдаленных районов Крайнего Севера. Концепция, призванная решить проблему низкой транспортной доступности, состоит из пяти стратегических пунктов, описанных в табл. 1, и подразумевает параллельное их применение.
Таблица 1. Программа развития транспортной доступности отдаленных районов Крайнего Севера
Выявленная проблема | Пункт программы, направленный на ее решение |
Несовершенство нормативно-правовой базы | Законодательное закрепление статуса труднодоступных территорий и выделение целевого финансирования |
Недостаточно развитая инфраструктура | Инфраструктурная модернизация — строительство логистических центров, обновление парка техники, использование современных технологий строительства в условиях вечной мерзлоты и заболоченной местности |
Географические и климатические особенности | |
Отсутствие современных информационных систем | Внедрение цифровых технологий для управления перевозками |
Неиспользование транспортного потенциала | Развитие мультимодальных перевозок и разработка программ по реставрации устаревших объектов транспортной инфраструктуры |
Дефицит квалифицированных кадров | Подготовка кадров через специализированные образовательные программы |
Важно отметить, что для демонстрации эффективности применяемой системы мер все предложенные решения должны работать в тесном взаимодействии и быть своего рода «замкнутой экосистемой», которая позволит обеспечить грамотную политику в области обеспечения транспортной доступности регионов Крайнего Севера [1, 2].
Выводы. Проведенное научное исследование демонстрирует, что процесс повышения транспортной доступности отдаленных регионов Крайнего Севера требует комплексного подхода, а каждый из этапов по достижению поставленной цели требует достаточно большого количества ресурсов. Разработка комплексной программы развития, направленная на реализацию выявленных путей повышения транспортной доступности, в значительной мере позволит не только повысить экономические показатели регионов, но и поспособствовать развитию транспортного комплекса в целом, достигая тем самым комфортного уровня жизни населения.
Texto integral
Обоснование. Отдаленные районы Крайнего Севера играют стратегическую роль в развитии экономики и безопасности Российской Федерации [1], обладая значительным запасом природных ресурсов и особым географическим положением. Однако низкая транспортная доступность этих территорий остается одной из наиболее актуальных проблем транспортной отрасли Российской Федерации. На данный момент существует большое количество сдерживающих инфраструктурных, климатических и социальных факторов, не позволяющих в должной степени реализовать существующий потенциал для повышения транспортной доступности отдаленных районов Крайнего Севера.
Цель — выявить пути повышения транспортной доступности, необходимые для разработки комплексной программы развития транспорта отдаленных районов Крайнего Севера.
Методы. В рамках данного научного исследования предлагается использовать комплекс различных методов для выявления конкретных проблем, связанных с низкой транспортной доступностью отдаленных регионов для последующей разработки мер, направленных на решение этих трудностей. Сравнительно-географический метод позволяет изучить, грамотно адаптировать и спроецировать успешный международный опыт на процесс развития отдаленных территорий России [2]. Важную роль играют методы социологического исследования, позволяющие собрать всеобъемлющую информацию от разных участников транспортного процесса, и методы экономико-математического моделирования, благодаря которым удается рассчитать необходимые показатели, демонстрирующие эффективность транспортного процесса. С помощью современных геоинформационных систем [3] становится возможным процесс детального анализа потоков всех видов транспорта. Благодаря использованию данного комплекса методов в вопросе транспортной доступности отдаленных регионов Крайнего Севера были выявлены следующие проблемы:
- Несовершенство нормативно-правовой базы.
- Недостаточно развитая инфраструктура.
- Географические и климатические особенности.
- Отсутствие современных информационных систем.
- Неиспользование транспортного потенциала.
- Дефицит квалифицированных кадров.
Результаты. Были выявлены основные направления разработки комплексной программы, направленной на устойчивое и планомерное развитие транспортной доступности отдаленных районов Крайнего Севера. Концепция, призванная решить проблему низкой транспортной доступности, состоит из пяти стратегических пунктов, описанных в табл. 1, и подразумевает параллельное их применение.
Таблица 1. Программа развития транспортной доступности отдаленных районов Крайнего Севера
Выявленная проблема | Пункт программы, направленный на ее решение |
Несовершенство нормативно-правовой базы | Законодательное закрепление статуса труднодоступных территорий и выделение целевого финансирования |
Недостаточно развитая инфраструктура | Инфраструктурная модернизация — строительство логистических центров, обновление парка техники, использование современных технологий строительства в условиях вечной мерзлоты и заболоченной местности |
Географические и климатические особенности | |
Отсутствие современных информационных систем | Внедрение цифровых технологий для управления перевозками |
Неиспользование транспортного потенциала | Развитие мультимодальных перевозок и разработка программ по реставрации устаревших объектов транспортной инфраструктуры |
Дефицит квалифицированных кадров | Подготовка кадров через специализированные образовательные программы |
Важно отметить, что для демонстрации эффективности применяемой системы мер все предложенные решения должны работать в тесном взаимодействии и быть своего рода «замкнутой экосистемой», которая позволит обеспечить грамотную политику в области обеспечения транспортной доступности регионов Крайнего Севера [1, 2].
Выводы. Проведенное научное исследование демонстрирует, что процесс повышения транспортной доступности отдаленных регионов Крайнего Севера требует комплексного подхода, а каждый из этапов по достижению поставленной цели требует достаточно большого количества ресурсов. Разработка комплексной программы развития, направленная на реализацию выявленных путей повышения транспортной доступности, в значительной мере позволит не только повысить экономические показатели регионов, но и поспособствовать развитию транспортного комплекса в целом, достигая тем самым комфортного уровня жизни населения.
Sobre autores
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Autor responsável pela correspondência
Email: artemf163@yandex.ru
студент, группа 1426-230301D, институт авиационной и ракетно-космической техники
Rússia, СамараBibliografia
- government.ru [Электронный ресурс]. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (ред. от 11.06.2022). Режим доступа: http://government.ru/docs/22047/ Дата обращения: 22.05.2025.
- Кузнецов П.С. Логистика в условиях Крайнего Севера: теория и практика. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2020. 180 с.
- Смирнов Д.К. Геоинформационные системы в управлении транспортными потоками // Инновации на транспорте. 2022. № 4. С. 33–40.
Arquivos suplementares



