The reduction of accidents caused by human factor during operation maglev transport systems and technologies

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The reduction of accidents caused by human factor during operation maglev transport systems and technologies

Full Text

В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет угрозу. Процент аварийности по причине человеческого фактора внедряют в сознание пагубность этого влияния на жизнь человека.

Но, именно, благодаря человеческому фактору возможен прогресс. Прогресс в области технологий позволяет принимать более эффективные управленческие решения в тех отраслях, где интенсивность процессов существенно возросла.

На принятие управленческих решений оказывает влияние объем предоставляемой информации, который, зачастую, носит избыточный характер. А по причине ограниченности человека в способности перерабатывать большое количество информации, учитывая ограничение во времени при отборе наиболее важной, вследствие динамики замены информации одной на другую и ее осмыслении, человек попадает в жесткие временные рамки.

Стремление отыскать некую закономерность в причинах, которые ведут к авариям и катастрофам, породили несколько моделей причинно-следственной зависимости.

Наиболее известны модели: пирамида В. Х. Хайнриха (1931 г.) и модель «швейцарский сыр» Джеймса Ризона (1990 г).

Согласно модели аварийности Хайнриха, катастрофе предшествует череда происшествий, которым не придали значения, значительные поломки и промахи персонала, и, наконец, вершину пирамиды «венчает» крупная авария или катастрофа.

У этой модели есть уязвимое место, – как объяснить катастрофы, подобные «Титанику», когда самое современное по тем временам судно гибнет в первом же рейсе?

Дж. Ризон придумал остроумную метафору для череды ошибок, ведущих к катастрофе «швейцарский сыр». Каждая дырка в ломтике сыра — отдельная ошибка. Таких «дырок» много в любой системе на каждом из уровней, они находятся в разных местах и обладают разной степенью потенциальной разрушительности.

Суть модели сводится к тому, что к аварии приводит целый ряд обстоятельств, которые совпадают во времени и в пространстве.

Транспортное средство – это динамическая система, поведение которой можно представить системой дифференциальных уравнений. В общем случае – это система нелинейных уравнений, но, в определенных ситуациях, можно ограничиться и линейной системой, и при этом возможно предсказать поведение динамической системы. При резких изменениях динамики, поведение системы становится нелинейной, и, следовательно, непредсказуемой.

Предлагаемая модель – «матрица аварийности» базируется на системе дифференциальных уравнений, описывающих поведение системы: «транспортное средство – человек – внешние воздействия» [1].

Матрица аварийности находится в состоянии динамического равновесия, до тех пор, пока совокупность внутренних и внешних факторов не выйдет за рамки линейности. Переход от линейной системы к нелинейной ведет к состоянию бифуркации.

В системе линейных дифференциальных уравнений левая часть описыва ет внутреннее состояние системы и включает в себя, исправно функционирующее состояние систем и механизмов, так и состояние человека, ответственного за принятие управленческих решений, со всеми его физическими и психофизиологическими параметрами. А правая часть это совокупность внешних воздействий, которые способны повлиять на поведение системы, выводя его из состояния устойчивого динамического равновесия.

Реально существует множество причин, способствующих переходу в состояние, когда определитель из коэффициентов левой части уравнения стремится к нулю. Наступает явление резонанса, и, как следствие, авария.

Магнитолевитациннные транспортные системы, с высокой степенью автоматизации, их в полной мере можно отнести к разряду тех, где влияние человеческого фактора на аварийность минимизировано [2]. Более того, это влияние носит опосредствованный характер, не связанное с динамикой перемещения. Все действия, упреждающие аварию, носят характер регламентный и профилактических работ, которые должны проводиться в соответствие с графиком.

×

About the authors

Nikolay N. Grigoriev

Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping

Author for correspondence.
Email: n.grigoriev-1948@mail.ru
Russian Federation, St. Petersburg

References

  1. Григорьев Н.Н. Матрица аварийности: человеческий фактор / Атомная стратегия. // Интернет ресурс http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6613, (дата обращения 05.05.2016)
  2. Антонов Ю.Ф. Магнитолевитационная транспортная технология / Ю.Ф. Антонов, А.А. Зайцев; под ред. В.А. Гапановича. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2014. - 476 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Grigoriev N.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies