Стратегические приоритеты ОАО «Российские железные дороги» в области устойчивого развития

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель: определение взаимосвязи между принятием политики устойчивого развития и эффективностью реализации инфраструктурных проектов развития ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Мы доказываем, что функционирование Холдинга в рамках установленных принципов устойчивого развития – Environmental, Social, and Corporate Governance (ESG) способствует улучшению его операционной деятельности.

Методы: Методология исследования строится на анализе международных подходов и критериев оценки по ESG-факторам с использованием аналитических процедур выявления причинно-следственных связей стратегии развития железнодорожного транспорта РФ в рамках ESG. Работа выполнена с ориентацией на текущее состояние железнодорожной отрасли РФ в контексте целей устойчивого развития и опирается на анализ отчетов международных организаций и данных ОАО «РЖД», обозначенных в Концепции финансирования проектов устойчивого развития.

Результаты: Дана оценка стратегическим приоритетам ОАО «РЖД» в стратегии устойчивого развития с обоснованием тенденций и критериев развития. Установлен формат соответствия стратегии развития железнодорожного транспорта России целям устойчивого роста с сопоставлением национальных проектов, государственных программ и стратегических целей развития транспортного комплекса РФ.

Заключение: Проведенный анализ подтверждает возможность использования основных результатов исследования при принятии решений устойчивого развития инфраструктурных отраслей экономики и, в частности, транспорта для привлечения «зеленых» инвестиций в проекты развития магистральной инфраструктуры с приоритетными установками по энергоэффективности, экологичности и безопасности железнодорожной транспортной системы.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

Цифровая трансформация транспортной отрасли становится неизбежным процессом адаптации бизнеса к новым реалиям и предпочтениям цифрового мира, поскольку определяющим фактором цифровых преобразований являются динамика изменений предпочтений современного потребителя и формы его потребления товаров и услуг.

В последние годы мы можем наблюдать кардинальную трансформацию транспортных систем в целом и прежде всего, железнодорожного транспорта. Это преобразование предопределено масштабными социальным, технологическим и экономическим прогрессом на рынке транспортных услуг, формируемым новой моделью потребления. Появляются новые рынки товаров и услуг, разрушаются и модифицируются старые. Значительные изменения коснулись геодинамики, организации и форм перевозок. Транспортная система переходит в формат экологичной (безопасной), социальной (высокомобильной) и экономичной системы [1–3].

Вопросы устойчивого развития представляют интерес как для бизнес-сообществ, так и для национальной экономики государств. Концепция устойчивого развития предусматривает не только «зеленые» ориентиры, но и создает исключительный фактор инвестиционной привлекательности. При этом реализация инвестиционных проектов является более сознательным и менее спекулятивным процессом, в котором заинтересован не только бизнес, но и государство, что показано в исследовании [4].

Следует отметить исследования [5] взаимозависимости и взаимовлияния принципов устойчивого роста и стоимости транспортных компаний. Авторами проведен панельный анализ данных транспортных компаний, результаты которого подтверждают положительную взаимосвязь между оценкой экологического компонента (Env) и оценкой показателей стоимости компании и финансовых показателей, соответственно. Это подтверждает увеличение рыночной стоимости компании и доходности инвестируемых средств в случае положительной динамики показателей ESG.

Помимо этого, существуют убедительные исследования и доказательства того, что наращивание социального капитала положительно влияет на устойчивые бизнес-модели [6]. Ограниченность и сложность этого вопроса состоит в том, чтобы включить в анализ экологические, социальные и управленческие факторы, в частности их стандартизацию и классификацию. На наш взгляд, подход и методология данного исследования позволит частично решить данную проблему.

Методология исследования

Новые ориентиры деятельности ОАО «РЖД» аккумулируют процессы поиска и внедрения проектов устойчивого развития, разработанных для обеспечения прозрачности основ для использования инструментов «зеленого» финансирования.

Целью данного исследования является определение взаимосвязи между принятием политики устойчивого развития и эффективностью реализации инфраструктурных проектов развития ОАО «РЖД».  Наша задача – доказать, что функционирование Копании в рамках установленных принципов устойчивого развития ESG способствует улучшению его операционной деятельности.

В настоящее время основными задачами Холдинга является достижение национальных целей за счет расширения возможностей транспортной инфраструктуры и повышения экономической связанности территорий. Рассматривая стратегический характер развития железнодорожного транспорта нами структурированы ключевые сферы оказания транспортных услуг с учетом их положительного воздействия на бизнес-процессы, реализуемые в отрасли (Рис. 1).

 

Рис. 1. Область деятельности ОАО «РЖД» по оказанию транспортных услуг

Источник: составлено автором

 

Необходимо отметить предварительную тенденцию ОАО «РЖД» в соблюдении принципов защиты окружающей среды и соблюдения мер безопасности, что закреплено в Экологической стратегии Холдинга до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. [7]. В настоящее время удельный вес компании по атмосферным выбросам, загрязнению сточных вод и созданию отходных веществ составляет не более 1 % по сравнению со всеми организациями, действующими на территории РФ. При этом в 2019 г. в соответствии с корпоративной Программой мероприятий по повышению экологической ответственности наблюдается сокращение атмосферных выбросов, сбросов сточных вод и водопотребления в пределах 3–4 % по сравнению с предыдущим периодом.  

С целью сокращения отрицательного влияния железнодорожного транспорта на окружающую среду, Холдингом активно используются «зеленые» технологии при электрификации путевых линий, предназначенных для пассажирских перевозок. Экономический эффект от реализации энергоэффективных проектов составил более 2 млрд. руб. в 2019 г., что свидетельствует о лидирующих позициях, занимаемых ОАО «РЖД» в числе международных грузовых и пассажирских железнодорожных перевозчиков в части энергетической и экологической эффективности. 

Результаты исследования

  1. Определены стратегические приоритеты ОАО «РЖД» в соответствии с принципами устойчивого развития, представленные на Рис. 2:

 

Рис. 2. Стратегические приоритеты ОАО «РЖД» в области устойчивого развития

Источник: составлено автором

 

Основным мероприятием Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г. является электрификация железнодорожной транспортной системы. Соответственно, задача Холдинга – оказывать поддержку экологически ориентированным проектам строительства и реконструкции инфраструктурных объектов, а также экологически направленным перевозкам ЖДТ, к которым можно отнести электропоезда и локомотивы на электрической тяге для сокращения вредных выбросов и минимизации энергопотребления. Оценивая ЖДТ как максимально энергоэффективный вид транспорта по сравнению с другими, следует отметить расширение инфраструктурной городской и высокоскоростной географии за последние 10 лет и минимальное 3-х процентное энергопотребление ЖД-сектором, на который приходится порядка 9 % мировых пассажироперевозок и 7 % грузоперевозок.

 

Рис. 3. Объемы выбросов от пассажирского ЖД-транспорта

 

В целях развития системы учета и управления выбросами парниковых газов утверждена Программа организационно-технических мероприятий, направленных на снижение выбросов парниковых газов в ОАО «РЖД» на 2020–2025 гг.

Реализация мероприятий в рамках указанной программы дает возможность дальнейшего сокращения прямых и косвенных выбросов вредных атмосферных веществ, которые возможно сократить за счет увеличения доли возобновляемой энергии, поставляемой в сеть, через которую поступает электричество для питания локомотивов.

 

Рис. 4. Объемы выбросов от грузового ЖД-транспорта

 

Учитывая низкую энергоемкость и интенсивность выбросов углекислого газа на железнодорожном транспорте, развитие железнодорожного транспорта является важным элементом повышения энергетической безопасности и сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу. Смещение объёмов пассажирских и грузовых перевозок с более интенсивных по выбросам вредных веществ в атмосферу видов транспорта (таких как личные автомобили, грузовики и самолеты) на железнодорожный транспорт существенно снизит количество таких выбросов и сократит негативное воздействие на окружающую среду. Ввиду того, что деятельность Компании сопряжена с постоянным расширением пропускной способности пассажирского общественного транспорта, строительством и модернизацией пассажирской инфраструктуры, и увеличением доли перевозок с использованием экологически чистого электрического транспорта, ОАО «РЖД» вносит важный вклад в декарбонизацию экономики. Это является основой для выпуска Компанией зеленых облигаций и предоставляет инвесторам возможность поддержать финансирование низкоуглеродных транспортных активов и инфраструктуры в РФ.

  1. Обосновано привлечение ОАО «РЖД» инструментов зеленого финансирования в целях реализации экологических инфраструктурных проектов

Выпуск зеленых облигаций обеспечивает гарантированное привлечение капитальных вложений и инвестиций для экологически благоприятных проектов как текущих, так и перспективных. Принципы зеленых облигаций (GBP) подразумевают прозрачность и раскрытие информации, способствуют целостности в развитии рынка зеленых облигаций путем уточнения подхода к выпуску зеленых облигаций.

GBP предназначены для широкого использования рынком: они предоставляют эмитентам рекомендации по ключевым компонентам, участвующим в запуске надежной зеленой облигации; они помогают инвесторам, обеспечивая доступность информации, необходимой для оценки воздействия инвестиций в экологические ресурсы, их инвестиций в зеленые облигации; и они помогают андеррайтерам, перемещая рынок к стандартному раскрытию информации, что существенно облегчает процесс реализации сделки. Одним из участников рынка зеленых облигаций является ОАО «РЖД» (Табл.).

 

Таблица. Экономический эффект от внедрения проекта

Код облигаций

XS1843437036

CH0522690715

RU000A102564

Срок погашения

23 мая 2027 (8 лет)

12 марта 2026 (6 лет)

Без установленного срока погашения

Размер выпуска

500 000 000 евро

250 000 000 шв. франков

100 000 000 000 руб.

Купон

2,2 % фиксированный, ежегодный

0,84 % фиксированный, ежегодный

7,25 % плавающий, каждые 182 дня

Источник: составлено автором

 

  1. Систематизированы приоритеты ОАО «РЖД» в стратегии устойчивого развития.

Анализ текущего состояния железнодорожной отрасли в контексте принципов ESG позволил нам обозначить основные приоритеты ОАО «РЖД» в стратегии устойчивого развития, исходя из стратегических задач Холдинга и проектов, позволяющих снизить негативное воздействие на окружающую среду (Рис. 5).

 

Рис. 5. Экономический эффект от внедрения проекта

Источник: составлено автором

 

Оценивая влияние «зеленых» проектов ОАО «РЖД» на экономический рост отрасли в целом, необходимо руководствоваться соотношением затрат и ожидаемых результатов по итогам внедрения проектов, согласованных с основными принципами устойчивого роста, что предопределяет тематику наших будущих исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование подтверждает, что Россия и транспортный сектор в частности достигли незначительных результатов при решении глобальных экологических проблем. Стереотипы развития Холдинга сместились в пользу экологичности, энергоэффективности и безопасности перевозок. Это обязательно приведет к трансформации отрасли, появлению новых бизнес-моделей и пересмотру структуры стоимости транспортной услуги, поскольку проекты устойчивого развития генерируют свои идеи как финансово привлекательные и социально значимые. Фактически устойчивыми могут считаться любые инфраструктурные проекты, если они соответствуют принципам устойчивого развития. В более узком смысле – «зелеными» могут быть любые инициативы, которые удовлетворяют определенным экологическим требованиям. В мировой практике имеются факты, когда объекты инфраструктуры создавались с применением механизмов ГЧП и в дальнейшем были сертифицированы по «зеленым» стандартам.

Автор заявляет, что настоящая статья не содержит каких-либо исследований с участием людей в качестве объектов исследований.

×

Об авторах

Лиана Мухамедовна Чеченова

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Автор, ответственный за переписку.
Email: liana1981-149@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2641-9454
SPIN-код: 7593-2214

кандидат экономических наук

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Wang X, Wong YD, Yuen KF, Li KX. Environmental governance of transportation infrastructure under Belt and Road Initiative: A unified framework. Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2020;(139):189-199. doi: 10.1016/j.tra.2020.03.001
  2. Jong E, Vijge M. From Millennium to Sustainable Development Goals: Evolving discourses and their reflection in policy coherence for development. Earth System Governance. 2021;(7). doi: 10.1016/j.esg.2020.100087
  3. Svatovskaya L, Drobyshev I, Mikhailova K, Khamenok N. Criteria of green geoecoprotective technologies in transport construction. Lecture Notes in Civil Engineering. 2020;(50):431-440. doi: 10.1007/978-981-15-0454-9_45
  4. Shaydurova A, Panova S, Fedosova R, Zlotnikova G. Investment Attractiveness of “Green” Financial Instruments. Journal of Reviews on Global Economics. 2018;(7):710-715. doi: 10.6000/1929-7092.2018.07.65
  5. Abdi Y, Li X, Càmara-Turull X. Impact of Sustainability on Firm Value and Financial Performance in the Air Transport Industry. Sustainability. 2020;12(23):1 23. doi: 10.3390/su12239957
  6. Kluza K, Ziolo M, Spozc A. Innovation and environmental, social, and governance factors influencing sustainable business models - Meta-analysis. Journal of Cleaner Production. 2021;(303). doi: 10.1016/j.jclepro.2021.127015
  7. Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2020 года и перспективу до 2030 года. [Ekologicheskaya strategiya OAO “RZhD” na period do 2020 goda i perspektivu do 2030 goda. [Internet]. (In Russ.)]. Доступно по: https://company.rzd.ru/ru/9353/page/105104?id=958. Ссылка активна на 07.06.2021.
  8. Социальная ответственность. Сокращение выбросов парниковых газов. [Socialnaya otvetstvennost. Sokrashchenie vybrosov parnikovyh gazov. [Internet]. (In Russ.)]. Доступно по: https://company.rzd.ru/ru/9386/page/103290?id=17515. Ссылка активна на 07.06.2021.
  9. Resolution adopted by the General Assembly on 6 July 2017, Work of the Statistical Commission pertaining to the 2030 Agenda for Sustainable Development. [Internet]. [cited 2021 June 7]. Available from: http://ggim.un.org/meetings/2017-4th_Mtg_IAEG-SDG-NY/documents/A_RES_71_313.pdf.
  10. Kurenkov P, Pokrovskaya O, Anastasov M, Sokolov M, Bochkov A. Study of the current state of the transport infrastructure of road and rail transport of the Russian Federation. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019;698(6). doi: 10.1088/1757-899X/698/6/066064
  11. Pokrovskaya O, Kurenkov P, Khmelev I, Goncharnko S. Evolutionary and functional development of transport nodes. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020;918(16). doi: 10.1088/1757-899X/918/1/012033
  12. Pokrovskaya O, Fedorenko R, Kizyan N. Cargo transportation and commodity flows management. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020;(918). doi: 10.1088/1757-899X/918/1/012050
  13. Shavshukov V, Zhuravleva N. Global Economy: New Risks and Leadership Problems. International Journal of Financial Studies. 2020;8(1). doi: 10.3390/ijfs8010007
  14. Panova Y, Korovyakovsky E, Semerkin A, et al. Russian railways on the Eurasian market: issue of sustainability. European Business Review. 2016;29(6):664-679. doi: 10.1108/EBR-01-2016-0008
  15. Petriaev A, Svatovskaya L, Baidarashvili M, Sakharova A. Green technology with geosynthetics prevent environment from railway dangerous pollutants. In: 11th International Conference on Geosynthetics (ICG); 2018 Sep 16–21; Seoul, Korea; 2018. p. 1554-1560.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Область деятельности ОАО «РЖД» по оказанию транспортных услуг

Скачать (68KB)
3. Рис. 2. Стратегические приоритеты ОАО «РЖД» в области устойчивого развития

Скачать (79KB)
4. Рис. 3. Объемы выбросов от пассажирского ЖД-транспорта

Скачать (56KB)
5. Рис. 4. Объемы выбросов от грузового ЖД-транспорта

Скачать (57KB)
6. Рис. 5. Экономический эффект от внедрения проекта

Скачать (207KB)

© Чеченова Л.М., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Ссылка на архив предыдущего журнала