Расчет показателей объемов и структуры перевозок грузов железнодорожным транспортом в границах Северо-Западного полигона ОАО «РЖД» в условиях смещения цепей поставок

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Существенное смещение цепей поставок изменило структуру и объемы грузовых железнодорожных перевозок.

Цель. Модификация расчета показателей объемов и структуры грузовых перевозок с учетом пропускной и провозной способности железных дорог.

Методы. Динамический анализ выборки статистических рядов, алгоритм определения условной плотности груза в транспортно-логистических комплексах, прогнозирования региональных железнодорожных перевозок до 2025 года.

Результаты. Проведена переоценка показателей «грузооборот», «объем грузовых перевозок», «структура грузопотока» с учетом влияния показателей «пропускная и провозная способность железных дорог». Уточнены плановые объемы перевозки и перевалки основных видов грузов на припортовых станциях на период 2024-2025 гг., что позволяет повысить достоверность принимаемых решений по развитию железнодорожной инфраструктуры полигона Октябрьской железной дороги, в том числе, подходов к морским портам и международного транспортного коридора «Север-Юг».

Полный текст

Введение

В последние два года существенно сместились цепи поставок грузов как в азиатско-европейской транспортной системе, так и в – отечественной: рост отправок в восточном направлении и их снижение в европейском. Соответственно, изменились объемы и структура перевозок грузов на полигоне Октябрьской железной дороги (филиала ОАО «РЖД»), в частности, на подходах к морским портам, прежде всего, Северо-Западного федерального округа (далее по тексту СЗФО), изменив конфигурацию части международных транспортных коридоров (далее по тексту МТК). Факторы, определяющие эти процессы, описаны рядом авторов, в частности [1, 2].

Несмотря на сильное влияние негативных факторов санкционного и политического характера транспортный полигон СЗФО остается мощным элементом транспортной системы страны и международных транспортных коридоров, что подтверждают исследования ОАО «Институт экономики развития транспорта», в частности [3]. Обладая развитой, логистически связанной железнодорожной и портовой инфраструктурой, транспорт СЗФО обеспечивает поставки грузов с северных территорий к морским портам, выход к Балтийскому морю через МТК «Север-Юг» и «Восток-Запад». В 2022 г. общий потенциал портов Северо-Запада (перерабатывающая способность) составлял 242,8 млн. т, а общий железнодорожный грузооборот портов Северо-Запада. 149,8 млн. т [4]. При этом следует отметить высокий уровень управления логистикой в регионе, положительно влияющий на пропускную и провозную способность транспортной инфраструктуры.

Проведенный авторами анализ производственного потенциала российских производителей и грузопотребителей СЗФО, показал, что в преобладающем большинстве они сохранили свои объемы производства и потребления, а, следовательно, объемы грузов, предъявляемых к перевозке. По отдельным видам грузов, производители наращивают свои объемы, в частности, по каменному углю: АО «СУЭК-Кузбасс» – ООО «Ультрамар»; по рудным грузам: ООО «РТС» – ПАО «Северсталь»; по удобрениям: ПАО «Уралкалий» – ООО «ПГ «ФОСФОРИТ» и пр. Отмечено восстановление спроса на российский уголь, рудные металлы и удобрения к концу 2022 г., при этом, часть объемов продукции, предназначенной для закрывшегося европейского рынка, перенаправлено в другие регионы [5, 6]. Тренд по ряду грузов сохраняется по настоящее время, что подтверждают инвестиционные планы отдельных компаний, в частности, ПАО «Северсталь» в 2024 г. инвестировало в расширение производства железорудных окатышей – 116 миллиардов рублей, ПАО «Уралкалий» в 2024 г. нарастил подвижной парк до 7900 вагонов-минераловозов [7, 8]. В перспективе стратегического развития МТК, проходящих через СЗФО, отмечено увеличение грузопотоков, планируемых к перевозке железнодорожным транспортом (полигон Октябрьской железной дороги, далее по тексту – ОЖД) к морским портам [9]. Таким образом, транспортная система региона сохраняет свою значимость в отечественных и международных перевозках и развитие ее инфраструктуры остается одной из важнейших задач роста российской экономики.

Целью данного исследования является создание надежного инструментария расчета показателей объемов и структуры перевозок грузов железнодорожным транспортом, прежде всего, для проектов развития транспортной инфраструктуры.

Объектом исследования является транспортный полигон ОЖД. Полигон является приграничным и обеспечивает связь железнодорожного транспорта с морскими и с сухими портами – внутренними терминалами, связывающими автомобильные, железнодорожные перевозки с морским портом, в частности, «Модуль Пулковский», «Модуль Южный» и пр.

Данные и методы

В целях расчета показателей грузовых железнодорожных перевозок (Северо-Западный полигон) принята следующая исходная информация:

  1. Статистические данные по объемам грузооборота и погрузки грузов железнодорожным транспортом (в том числе, выделено по СЗФО) приведены в Табл. 1.

 

Таблица 1. Перевозки грузов железнодорожным транспортом (млн. т)

Table 1. Freight transportation by rail (million t)

Год /месяц

январь

март

июнь

июль

сентябрь

декабрь

2022

104,219

106,793

100,154

102,184

100,957

102,916

2023

99,413

109,358

101,621

103,337

101,166

100,895

В % к предыдущему году

104,9

102,1

109,4

102,4

105,0

105,3

В % к предыдущему месяцу

96,8

107,8

102,6

100,6

99,2

98,6

2024

94,999

105,504

98,484

97,499

  

Составлено по: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport

 

  1. Общий объем грузовой работы, выполненный на железнодорожных станциях полигона ОЖД с распределением на железнодорожные пограничные переходы (ЖДПП) представлены в Табл. 2.

 

Таблица 2. Общий объем грузовой работы.

Table 2. Total volume of cargo handling.

Пограничное государство

ЖДПП

Условное количество поездов, пропущенных в ед. времени в 2022 г.

Грузооборот,

2022 г.

пар поездов

поездов

в год

млн. т

Финляндия

Бусловская

от 3 суток

до 1,5 недель

2818

7,01

Светогорск

Кивиярви

Вяртисиля

Эстония

Ивангород

от 1,5/ сут.

до 4/ нед.

755

3,86

Печоры-Псковские

Латвия

Пыталово – Скангали

от 4/ нед.

до 3/ сут.

1303

9.96

Себеж – Зилупе

Белоруссия

Завережье

6/ сут.

2 125

8,29

Составлено авторами по данным из открытых источников.

 

  1. Данные по терминально-логистическим центрам полигона ОЖД показаны в Табл. 3.

 

Таблица 3. Терминально-логистические центры полигона ОЖД

Table 3. Terminal and logistics centers of the October Railway polygon

Наименование ТЛЦ

Жд - станция

Мощность ТЛЦ

Уровень загрузки ТЛЦ, ДФЭ

Уровень загрузки, 2022 г.

TEU/ год

2020 г.

2021 г.

2022 г.

%

Логистический парк Янино»

Занев.пост

200 000

22 962

20 723

32 565

16,28

«Модуль»

Купчинская

60 000

65 504

54 758

45 955

76,59

«Модуль»

Предпортовая

200 000

158 858

139 417

89 513

44,76

ЗАО «Логистика-терминал»

Шушары

340 000

172 224

183 774

140 639

41,36

ООО Восход»

Шушары

200 000

68 410

61 431

59 340

29,67

Итого

1 000 000

487 958

460 103

368 012

36,8

Составлено авторами по данным из открытых источников.

 

Из проведенного наблюдения и динамического анализа следует, что из-за приостановки грузового железнодорожного сообщения с Финляндией и Прибалтийскими государствами уровень загрузки указанных транспортно-логистических центров в целом, в 2022 году снизился по сравнению с 2020 годом почти на 25%. Единственным маршрутом до апреля 2023 г. включительно производились поставки сырья на крупнейший завод «Норильский никель» (г. Харьявалта, Финляндия) с объемом производства в 5% от общемирового, с мая 2023 г. логистика поставок нарушена [10, 11].

В целом, за рассматриваемый период (2018–2022 гг.) суммарный объем перевозок составил 1 740,7 млн. тонн различных грузов, объем грузовых перевозок за 2022 г. снизился на 5% к 2021 г. (Табл. 1–3). Гополитические, макроэкономические и эпидемиологические ограничения существенно не повлияли на объемы перевозок на полигоне Октябрьской железной дороги: снижение в -2% к объемам 2018 г. можно рассматривать как незначительное. При этом снижение объемов выгрузки за период (-6,2%) частично компенсируется ростом объемов погрузки (+7,3%). Погрузка, как один из самых существенных показателей работы транспортной системы региона, в отдельных основных номенклатурных групп грузов росла вплоть до настоящего времени. Так, по данным оперативной отчетности ОЖД за январь-ноябрь 2024 г. погрузка химических и минеральных удобрений – выросла на 4,6%; цемента на 11,7%; зерна на 27,6% к аналогичному периоду 2023 года [12].

Терминально-логистические центры по переработке контейнеров, работающие в режиме сухих портов (тыловых терминалов) отработали как стратегическое направление диверсификации деятельности ОЖД. Рост контейнерного оборота при морских портах Северо-Запада обеспечил создание логистических центров с совокупным потенциалом по переработке контейнеров в 1 млн. TEU/ год. По итогам 2022 г. резервы перерабатывающих способностей ТЛЦ составили – 631988 TEU/ год (63,2%) (Табл. 3).

Провозная способность терминально-логистических центров установлена согласно алгоритму:

  • определена условная плотность груза со значением в 1000 кг/м3 исходя из нормативов по видам ключевых видов грузов (Табл. 4).

 

Таблица 4. Условная плотность груза

Table 4. Conditional density of cargo

Вид груза

(при нормальной температуре в 20 °С)

Плотность, кг/м3

Нефть и нефтепродукты

800–980

Каменный уголь

11 000–13 050

Химические и минеральные удобрения

550–1 450

Источник: данные из открытых источников, анализ авторов

 

  • конвертирована пропускная мощность ТЛЦ из TEU в млн. тонн с условием, что плотность груза составляет 1000 кг/м3 и 1 teu = 38,54956 т. При обработке статистических данных учитывались исследования прогнозирования региональных железнодорожных перевозок в разрезе укрупненной номенклатуры грузов [13]. Результаты математической операции представлены в Табл. 5.

 

Таблица 5. Пропускная мощность ТЛЦ

Table 5. TLC throughput capacity

Наименование ТЛЦ

Ж.д. станция

Мощность ТЛЦ, млн. т/г

ООО «Логистический парк Янино»

Занев.пост

16,27

ООО «Модуль»

Купчинская

2,44

ООО «Модуль»

Предпортовая

8,13

ЗАО «Логистика-терминал»

Шушары

13,82

ООО «Восход»

Шушары

8,13

Итого

 

48,79

Источник: авторский анализ данных открытых источников.

 

Динамический анализ возможности портовой инфраструктуры полигона ОЖД по итогам 2022 г. показал совокупный потенциал (перерабатывающую способность) морских портов Северо-Запада (Табл. 6).

 

Таблица 6. Морские порты полигона ОЖД

Table 6. Sea ports of the October Railway polygon

Наименование

Припортовые ж.д. станции, используемые при анализе данных

Грузооборот 2022 г.,

млн. т

Уровень загрузки,

2022 г., %

Выборг

Выборг-эксп, Выборг

1,3

49,00

Высоцк

Высоцк-эксп, Высоцк

11

55,00

Санкт-Петербург

Новый Порт-эксп, Новый порт, Автово-эксп, Автово-перев, Автово

25,6

39,88

Усть-Луга

Лужская-эксп, Лужская

92,0

75,00

ММПК «Бронка»

Бронка-эксп, Бронка

  

Мурманск

Мурманск-эксп, Мурманск-перев, Мурманск

18,1

621,42

Кандалакша

Кандалакша-эксп, Кандалакша-перев, Кандалакша

2,0

56,00

Источник: анализ и расчеты авторов по данным открытых источников.

 

При совокупном потенциале морских портов СЗФО в 242,8 (100%) млн. тонн за 2022 г. в указанные морские порты было направлено с последующей переработкой и перевозкой 149,8 (61,7%) млн т грузов, таким образом, резервы перерабатывающих способностей морских портов составили 93 млн тонн (38,3%) (Табл. 6).

Результаты

Основным результатом исследования является расчет показателей объемов и структуры перевозок грузов железнодорожным транспортом в границах Северо-Западного полигона российских железных дорог в условиях смещения цепей поставок.

Расчет проведен по показателям: «грузооборот». «объем грузовых перевозок», «структура грузопотоков», «пропускная и провозная способность железных дорог».

Базовым расчетным показателем принят «грузооборот». Анализ его динамики за 2023 г. по морскому порту «Усть-Луга» показал рост в 135% по сравнению с 2021 г. при этом, смещение цепей поставок изменило структуру грузов, обрабатываемых крупнейшими стивидорами, приведенными ниже, показало следующую динамику к 2022 г. [14]:

  • АО «Усть-Луга Ойл»: 23/22 млн т,
  • ООО «Ультрамар»: 14/2 млн т,
  • ООО «Европейский серный терминал»: 8/7 млн т,
  • ООО «Портэнерго»: 5/4 млн т,
  • АО «Усть-Лужский контейнерный терминал»: 2/1,92 млн т,
  • Усть-Лужское управление Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»: 2/1 млн т.

При анализе показателя «объем грузовых перевозок» с точки зрения видов перевозок (внешнеторговые перевозки – экспорт, импорт и транзит, а также внутренние перевозки) было выявлено, что наибольшие доли в структуре грузовых перевозок как в 2022 г., так и в 2023 г. в целом составляют экспорт (49% в 2022 г. при средней доле за период в 55%) и внутренние перевозки (41% и 39% соответственно).

Наблюдается объективное сокращение доли экспорта и увеличение долей других видов перевозок.

В период изменения цепей поставок основными видами грузов, (показатель «структура грузопотоков») составляющими погрузку по ОЖД, являются строительные, рудные, нефтяные и удобрения. Их доля в погрузке 2022 г. составляла 81,4% (в целом, за период 2018–2022 гг. составляла 79,6%). В период с 2022 г. выросли объемы их погрузки, при этом, лесные грузы и руда железная и марганцевая показали падение. Следует отметить, что показатель «структура погрузки» отличается от показателя «структуры объемов перевозок в разрезе видов грузов». Так, в общем объеме погрузки совокупная доля 4-х видов грузов (строительных грузов, руды железной и марганцевой, химических и минеральных удобрений) практически в два раза выше, чем в целом по объему перевозок (68,7% против 38,1% соответственно). А доля нефти и нефтепродуктов в объеме погрузки, наоборот ниже, чем в целом по объему перевозок (10,9% и 21,8% соответственно).

В целях повышения устойчивости российской экономики в условиях ограниченности внешнеторговых операций ключевым вектором логистики перевозок по полигону ОЖД является использование потенциала МТК «Север-Юг».

Актуальным остается вопрос развития инфраструктуры МТК «Север-Юг», о чем свидетельствует подписанное 17 мая 2023 г. соглашение о строительстве участка железной дороги «Решт-Астара», как части МТК «Север-Юг», проходящего от г. Санкт-Петербург до МП «Мумбаи» в Индии. Согласно данным доклада Евразийского банка реконструкции и развития, использование инфраструктуры полигона ОЖД по МТК «Север-Юг» позволит перевозить грузы в контейнерах в международном сообщении, тем самым увеличивая объемы перевозок [15].

В результате трансформации международной логистики и приостановки работы крупнейших грузоперевозчиков («Maersk», «MSC», «CMA» и пр.) в 2022 г. в морских портах СЗФО наблюдалось значительное сокращение контейнерного грузооборота, сопровождающегося снижением уровня показателя провозной способности. Тем не менее, в конце 2023 г. объема перевозимых грузов по МТК увеличились за счет роста пропускной способности морских линий:

  • перевозки угля в Марокко, Турцию, Израиль, Индию, Китай;
  • контейнерных грузов в порт г. Стамбул;
  • перевозки сельхозпродукции из стран Латинской Америки и стран Карибского бассейна в МП «Усть-Луга» и «Бронка» [16].

В целом, перспективы роста грузопотоков подтверждаются статистическими данными роста объемов производств в 2023–2024 гг. основных производителей и потребителей грузов, как в самом СЗФО, так и проходящих транзитом, в т.ч. в МТК. В расчетах данного исследования учтены, подтвержденные ОЖД, заявляемые плановые объемы перевозки и перевалки основных видов грузов на припортовых станциях за период с 2024 по 2025 гг. в следующих объемах:

  • каменного угля более 80 млн т – 142%,
  • удобрений (химических и минеральных) до 43 млн т – 189,4%,
  • нефти и нефтепродуктов – 56,4 млн т – 105,8%1.

Следует отметить, что крупнейшие транспортные компании-перевозчики адаптируются к работе в новых условиях – развивают новые линии и запускают модифицированные логистические сервисы (такие как: цифровые платформы, технологии распределенного реестра и блокчейн при прохождении пограничных пунктов и пр.), что позволяет восстанавливать докризисные объемы перевозимых грузов через порты Северо-Запада, не снижая актуальности развития транспортной инфраструктуры региона [17].

Заключение

Выполненное исследование представляет собой законченный фрагмент обоснования проектов развития железнодорожной инфраструктуры с учетом загрузки морских портов. Проблема развития транспортной инфраструктуры в период глобальных изменений должна рассматриваться как комплексная задача государственного значения. Периоды снижения перевозок и погрузки грузов не должны изменять планы по усилению сложной железнодорожной и морской инфраструктуры, так как их нереализация в будущем может повлечь ограничения в перевозках. Для повышения достоверности принятия решений о реализации проектов развития транспортной инфраструктуры СЗФО в данной статье предлагается надежный инструментарий анализа и прогнозирования.

Благодарности

Исследование выполнено в рамках государственного задания Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.

Авторы заявляют что:

  1. У них нет конфликта интересов;
  2. Настоящая статья не содержит каких-либо исследований с участием людей в качестве объектов исследований.

The authors state that:

  1. They have no conflict of interest;
  2. This article does not contain any studies involving human subjects.

 

1 Данные аналитического отчета, выполненного авторами в рамках государственного задания Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор).

×

Об авторах

Наталья Александровна Журавлева

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Автор, ответственный за переписку.
Email: zhuravleva_na@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3566-9225
SPIN-код: 8599-5636
Scopus Author ID: 56583893700

доктор экономических наук, профессор

Россия, Санкт-Петербург

Татьяна Анатольевна Крюкова

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Email: vtorm2012@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-7929-1380

начальник Управления экономики железнодорожного транспорта ИПЭБУ

Россия, Санкт-Петербург

Елена Владимировна Новикова

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Email: epebu@mail.ru
ORCID iD: 0009-0009-0117-337X

главный специалист отдела методологии бюджетирования и ценообразования Управления экономики железнодорожного транспорта ИПЭБУ

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Федорова М.Н., Егоров Ю.В. Совершенствование стратегических направлений развития железнодорожного транспорта РФ в условиях изменения геополитической ситуации. В кн.: Мобильность будущего – инновационная мобильность сетей поставок Северо-Западного региона: Сборник научных статей международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 01 декабря 2022 года / Под редакцией Н.А. Журавлевой. СПб: ООО «Институт независимых социально-экономических исследований – оценка», 2022. С. 115–127. EDN LUGMCA
  2. Гулый И.М. Трансформация российского рынка контейнерной логистики в новых геоэкономических условиях // Экономика устойчивого развития. 2022. № 4(52). С. 38–40. doi: 10.37124/20799136_2022_4_52_38 EDN RESMYS
  3. Бородин А.Ф. Взаимодействие и развитие железнодорожных узлов Центра и Северо-Запада сети ОАО «РЖД» // Бюллетень ученого совета АО «ИЭРТ». 2023. № 8–1. С. 44–61 EDN KIRMLD
  4. Гулый И.М. Тенденции посткризисного восстановления портов Балтийского бассейна // Экономика устойчивого развития. 2023. № 3 (55). С. 22–27. Дата обращения: 02.11.2024. Режим доступа: http://www.economdevelopment.ru/ru_archive/issue55/
  5. Операционные результаты «Северстали» за 4 кв. и 12 мес. 2022 г. [internet] Дата обращения: 02.11.2024. Режим доступа: https://severstal.com/rus/media/archive/operatsionnye-rezultaty-severstali-za-4-kv-i-12-mes-2022-goda/
  6. ФосАгро публикует операционные и финансовые результаты за 12 месяцев 2022 г. Дата обращения: 14.11.2024. Режим доступа: https://www.phosagro.ru/press/company/fosagro-publikuet-operatsionnye-i-finansovye-rezultaty-za-12-mesyatsev-2022-g/
  7. «Северсталь» в связи с масштабной инвестиционной программой наращивает объем закупок в Вологодской области. Дата обращения: 14.11.2024. Режим доступа: https://severstal.com/rus/media/archive/severstal-v-svyazi-s-masshtabnoy-investitsionnoy-programmoy-narashchivaet-obem-zakupok-v-vologodskoy/
  8. ПАО «Уралкалий». Развитие. Сотрудничество. Безопасность. Годовой отчет. Дата обращения: 14.11.2024. Режим доступа: https://www.uralkali.com/upload/iblock/99f/n6ei7p78bh3xab0z6wuuc6p6dxfxep9a/uralkali_ar2023_rus.pdf
  9. Чеченова Л.М. Перспективы транспортировки грузов в границах стран пространства 1520 // Бюллетень результатов научных исследований. 2023. № 1. С. 133–146. doi: 10.20295/2223-9987-2023-1-133-146 EDN QHBFHO
  10. Чеченова Л.М. Оценка эффективности контейнерных грузоперевозок в условиях роста мобильности цепей поставок // Экономика железных дорог. 2022. № 12. С. 53–61. EDN YBLAQT
  11. Zhuravleva N., Chechenova L. Analytical model of reliability of the freight rail transportation forecasting system // E3S Web of Conferences. 2023. Vol. 460. doi: 10.1051/e3sconf/202346006043 EDN LBWRYK
  12. Погрузка на Октябрьской железной дороге составила 93,4 млн тонн в январе-ноябре 2024 г. Дата обращения: 14.11.2024. Режим доступа: https://ozd.rzd.ru/ru/4009/page/2452802?id=309628&ysclid=m4i9hdhry1106111296
  13. Митусова А.В., Дмитриева Е.В. Подходы к прогнозированию региональных железнодорожных перевозок в разрезе укрупненной номенклатуры грузов // Бюллетень ученого совета АО «ИЭРТ». 2023. № 8–2. С. 54–58. EDN EJSHYP
  14. Журавлева Н.А., Никитин А.Б., Чеченова Л.М. Обеспечение экономической безопасности маневрового оператора порта на основе роста инвестиционного потенциала деятельности // Инновационные транспортные системы и технологии. 2023. Т. 9, № 4. С. 94–107. doi: 10.17816/transsyst20239494-107 EDN OLHKPE
  15. Перспективы развития перевозок грузов по маршрутам мультимодального международного транспортного коридора «Север–Юг». Дата обращения: 14.11.2024. Режим доступа: https://1economic.ru/lib/117073
  16. Гулый И.М. Перспективы развития перевозок грузов по маршрутам мультимодального международного транспортного коридора «Север–Юг» // Экономика Центральной Азии. 2022. Т. 6, № 4. С. 341–354. doi: 10.18334/asia.6.4.117073
  17. Курдюкова, А.В., Кувшинов М.Ю. Разработка технологического раздела Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД» и алгоритма отбора технических и технологических решений // Бюллетень ученого совета АО «ИЭРТ». 2024. № 9. С. 16–30. EDN QLOHIF

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Журавлева Н.А., Крюкова Т.А., Новикова Е.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Ссылка на архив предыдущего журнала