Расчет показателей объемов и структуры перевозок грузов железнодорожным транспортом в границах Северо-Западного полигона ОАО «РЖД» в условиях смещения цепей поставок
- Авторы: Журавлева Н.А.1, Крюкова Т.А.1, Новикова Е.В.1
-
Учреждения:
- Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
- Выпуск: Том 10, № 4 (2024)
- Страницы: 630-643
- Раздел: Оригинальные статьи
- URL: https://transsyst.ru/transj/article/view/641656
- DOI: https://doi.org/10.17816/transsyst641656
- ID: 641656
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Существенное смещение цепей поставок изменило структуру и объемы грузовых железнодорожных перевозок.
Цель. Модификация расчета показателей объемов и структуры грузовых перевозок с учетом пропускной и провозной способности железных дорог.
Методы. Динамический анализ выборки статистических рядов, алгоритм определения условной плотности груза в транспортно-логистических комплексах, прогнозирования региональных железнодорожных перевозок до 2025 года.
Результаты. Проведена переоценка показателей «грузооборот», «объем грузовых перевозок», «структура грузопотока» с учетом влияния показателей «пропускная и провозная способность железных дорог». Уточнены плановые объемы перевозки и перевалки основных видов грузов на припортовых станциях на период 2024-2025 гг., что позволяет повысить достоверность принимаемых решений по развитию железнодорожной инфраструктуры полигона Октябрьской железной дороги, в том числе, подходов к морским портам и международного транспортного коридора «Север-Юг».
Ключевые слова
Полный текст
Введение
В последние два года существенно сместились цепи поставок грузов как в азиатско-европейской транспортной системе, так и в – отечественной: рост отправок в восточном направлении и их снижение в европейском. Соответственно, изменились объемы и структура перевозок грузов на полигоне Октябрьской железной дороги (филиала ОАО «РЖД»), в частности, на подходах к морским портам, прежде всего, Северо-Западного федерального округа (далее по тексту СЗФО), изменив конфигурацию части международных транспортных коридоров (далее по тексту МТК). Факторы, определяющие эти процессы, описаны рядом авторов, в частности [1, 2].
Несмотря на сильное влияние негативных факторов санкционного и политического характера транспортный полигон СЗФО остается мощным элементом транспортной системы страны и международных транспортных коридоров, что подтверждают исследования ОАО «Институт экономики развития транспорта», в частности [3]. Обладая развитой, логистически связанной железнодорожной и портовой инфраструктурой, транспорт СЗФО обеспечивает поставки грузов с северных территорий к морским портам, выход к Балтийскому морю через МТК «Север-Юг» и «Восток-Запад». В 2022 г. общий потенциал портов Северо-Запада (перерабатывающая способность) составлял 242,8 млн. т, а общий железнодорожный грузооборот портов Северо-Запада. 149,8 млн. т [4]. При этом следует отметить высокий уровень управления логистикой в регионе, положительно влияющий на пропускную и провозную способность транспортной инфраструктуры.
Проведенный авторами анализ производственного потенциала российских производителей и грузопотребителей СЗФО, показал, что в преобладающем большинстве они сохранили свои объемы производства и потребления, а, следовательно, объемы грузов, предъявляемых к перевозке. По отдельным видам грузов, производители наращивают свои объемы, в частности, по каменному углю: АО «СУЭК-Кузбасс» – ООО «Ультрамар»; по рудным грузам: ООО «РТС» – ПАО «Северсталь»; по удобрениям: ПАО «Уралкалий» – ООО «ПГ «ФОСФОРИТ» и пр. Отмечено восстановление спроса на российский уголь, рудные металлы и удобрения к концу 2022 г., при этом, часть объемов продукции, предназначенной для закрывшегося европейского рынка, перенаправлено в другие регионы [5, 6]. Тренд по ряду грузов сохраняется по настоящее время, что подтверждают инвестиционные планы отдельных компаний, в частности, ПАО «Северсталь» в 2024 г. инвестировало в расширение производства железорудных окатышей – 116 миллиардов рублей, ПАО «Уралкалий» в 2024 г. нарастил подвижной парк до 7900 вагонов-минераловозов [7, 8]. В перспективе стратегического развития МТК, проходящих через СЗФО, отмечено увеличение грузопотоков, планируемых к перевозке железнодорожным транспортом (полигон Октябрьской железной дороги, далее по тексту – ОЖД) к морским портам [9]. Таким образом, транспортная система региона сохраняет свою значимость в отечественных и международных перевозках и развитие ее инфраструктуры остается одной из важнейших задач роста российской экономики.
Целью данного исследования является создание надежного инструментария расчета показателей объемов и структуры перевозок грузов железнодорожным транспортом, прежде всего, для проектов развития транспортной инфраструктуры.
Объектом исследования является транспортный полигон ОЖД. Полигон является приграничным и обеспечивает связь железнодорожного транспорта с морскими и с сухими портами – внутренними терминалами, связывающими автомобильные, железнодорожные перевозки с морским портом, в частности, «Модуль Пулковский», «Модуль Южный» и пр.
Данные и методы
В целях расчета показателей грузовых железнодорожных перевозок (Северо-Западный полигон) принята следующая исходная информация:
- Статистические данные по объемам грузооборота и погрузки грузов железнодорожным транспортом (в том числе, выделено по СЗФО) приведены в Табл. 1.
Таблица 1. Перевозки грузов железнодорожным транспортом (млн. т)
Table 1. Freight transportation by rail (million t)
Год /месяц | январь | март | июнь | июль | сентябрь | декабрь |
2022 | 104,219 | 106,793 | 100,154 | 102,184 | 100,957 | 102,916 |
2023 | 99,413 | 109,358 | 101,621 | 103,337 | 101,166 | 100,895 |
В % к предыдущему году | 104,9 | 102,1 | 109,4 | 102,4 | 105,0 | 105,3 |
В % к предыдущему месяцу | 96,8 | 107,8 | 102,6 | 100,6 | 99,2 | 98,6 |
2024 | 94,999 | 105,504 | 98,484 | 97,499 |
Составлено по: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport
- Общий объем грузовой работы, выполненный на железнодорожных станциях полигона ОЖД с распределением на железнодорожные пограничные переходы (ЖДПП) представлены в Табл. 2.
Таблица 2. Общий объем грузовой работы.
Table 2. Total volume of cargo handling.
Пограничное государство | ЖДПП | Условное количество поездов, пропущенных в ед. времени в 2022 г. | Грузооборот, 2022 г. | |
пар поездов | поездов в год | млн. т | ||
Финляндия | Бусловская | от 3 суток до 1,5 недель | 2818 | 7,01 |
Светогорск | ||||
Кивиярви | ||||
Вяртисиля | ||||
Эстония | Ивангород | от 1,5/ сут. до 4/ нед. | 755 | 3,86 |
Печоры-Псковские | ||||
Латвия | Пыталово – Скангали | от 4/ нед. до 3/ сут. | 1303 | 9.96 |
Себеж – Зилупе | ||||
Белоруссия | Завережье | 6/ сут. | 2 125 | 8,29 |
Составлено авторами по данным из открытых источников.
- Данные по терминально-логистическим центрам полигона ОЖД показаны в Табл. 3.
Таблица 3. Терминально-логистические центры полигона ОЖД
Table 3. Terminal and logistics centers of the October Railway polygon
Наименование ТЛЦ | Жд - станция | Мощность ТЛЦ | Уровень загрузки ТЛЦ, ДФЭ | Уровень загрузки, 2022 г. | ||
TEU/ год | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | % | ||
Логистический парк Янино» | Занев.пост | 200 000 | 22 962 | 20 723 | 32 565 | 16,28 |
«Модуль» | Купчинская | 60 000 | 65 504 | 54 758 | 45 955 | 76,59 |
«Модуль» | Предпортовая | 200 000 | 158 858 | 139 417 | 89 513 | 44,76 |
ЗАО «Логистика-терминал» | Шушары | 340 000 | 172 224 | 183 774 | 140 639 | 41,36 |
ООО Восход» | Шушары | 200 000 | 68 410 | 61 431 | 59 340 | 29,67 |
Итого | 1 000 000 | 487 958 | 460 103 | 368 012 | 36,8 |
Составлено авторами по данным из открытых источников.
Из проведенного наблюдения и динамического анализа следует, что из-за приостановки грузового железнодорожного сообщения с Финляндией и Прибалтийскими государствами уровень загрузки указанных транспортно-логистических центров в целом, в 2022 году снизился по сравнению с 2020 годом почти на 25%. Единственным маршрутом до апреля 2023 г. включительно производились поставки сырья на крупнейший завод «Норильский никель» (г. Харьявалта, Финляндия) с объемом производства в 5% от общемирового, с мая 2023 г. логистика поставок нарушена [10, 11].
В целом, за рассматриваемый период (2018–2022 гг.) суммарный объем перевозок составил 1 740,7 млн. тонн различных грузов, объем грузовых перевозок за 2022 г. снизился на 5% к 2021 г. (Табл. 1–3). Гополитические, макроэкономические и эпидемиологические ограничения существенно не повлияли на объемы перевозок на полигоне Октябрьской железной дороги: снижение в -2% к объемам 2018 г. можно рассматривать как незначительное. При этом снижение объемов выгрузки за период (-6,2%) частично компенсируется ростом объемов погрузки (+7,3%). Погрузка, как один из самых существенных показателей работы транспортной системы региона, в отдельных основных номенклатурных групп грузов росла вплоть до настоящего времени. Так, по данным оперативной отчетности ОЖД за январь-ноябрь 2024 г. погрузка химических и минеральных удобрений – выросла на 4,6%; цемента на 11,7%; зерна на 27,6% к аналогичному периоду 2023 года [12].
Терминально-логистические центры по переработке контейнеров, работающие в режиме сухих портов (тыловых терминалов) отработали как стратегическое направление диверсификации деятельности ОЖД. Рост контейнерного оборота при морских портах Северо-Запада обеспечил создание логистических центров с совокупным потенциалом по переработке контейнеров в 1 млн. TEU/ год. По итогам 2022 г. резервы перерабатывающих способностей ТЛЦ составили – 631988 TEU/ год (63,2%) (Табл. 3).
Провозная способность терминально-логистических центров установлена согласно алгоритму:
- определена условная плотность груза со значением в 1000 кг/м3 исходя из нормативов по видам ключевых видов грузов (Табл. 4).
Таблица 4. Условная плотность груза
Table 4. Conditional density of cargo
Вид груза (при нормальной температуре в 20 °С) | Плотность, кг/м3 |
Нефть и нефтепродукты | 800–980 |
Каменный уголь | 11 000–13 050 |
Химические и минеральные удобрения | 550–1 450 |
Источник: данные из открытых источников, анализ авторов
- конвертирована пропускная мощность ТЛЦ из TEU в млн. тонн с условием, что плотность груза составляет 1000 кг/м3 и 1 teu = 38,54956 т. При обработке статистических данных учитывались исследования прогнозирования региональных железнодорожных перевозок в разрезе укрупненной номенклатуры грузов [13]. Результаты математической операции представлены в Табл. 5.
Таблица 5. Пропускная мощность ТЛЦ
Table 5. TLC throughput capacity
Наименование ТЛЦ | Ж.д. станция | Мощность ТЛЦ, млн. т/г |
ООО «Логистический парк Янино» | Занев.пост | 16,27 |
ООО «Модуль» | Купчинская | 2,44 |
ООО «Модуль» | Предпортовая | 8,13 |
ЗАО «Логистика-терминал» | Шушары | 13,82 |
ООО «Восход» | Шушары | 8,13 |
Итого | 48,79 |
Источник: авторский анализ данных открытых источников.
Динамический анализ возможности портовой инфраструктуры полигона ОЖД по итогам 2022 г. показал совокупный потенциал (перерабатывающую способность) морских портов Северо-Запада (Табл. 6).
Таблица 6. Морские порты полигона ОЖД
Table 6. Sea ports of the October Railway polygon
Наименование | Припортовые ж.д. станции, используемые при анализе данных | Грузооборот 2022 г., млн. т | Уровень загрузки, 2022 г., % |
Выборг | Выборг-эксп, Выборг | 1,3 | 49,00 |
Высоцк | Высоцк-эксп, Высоцк | 11 | 55,00 |
Санкт-Петербург | Новый Порт-эксп, Новый порт, Автово-эксп, Автово-перев, Автово | 25,6 | 39,88 |
Усть-Луга | Лужская-эксп, Лужская | 92,0 | 75,00 |
ММПК «Бронка» | Бронка-эксп, Бронка | ||
Мурманск | Мурманск-эксп, Мурманск-перев, Мурманск | 18,1 | 621,42 |
Кандалакша | Кандалакша-эксп, Кандалакша-перев, Кандалакша | 2,0 | 56,00 |
Источник: анализ и расчеты авторов по данным открытых источников.
При совокупном потенциале морских портов СЗФО в 242,8 (100%) млн. тонн за 2022 г. в указанные морские порты было направлено с последующей переработкой и перевозкой 149,8 (61,7%) млн т грузов, таким образом, резервы перерабатывающих способностей морских портов составили 93 млн тонн (38,3%) (Табл. 6).
Результаты
Основным результатом исследования является расчет показателей объемов и структуры перевозок грузов железнодорожным транспортом в границах Северо-Западного полигона российских железных дорог в условиях смещения цепей поставок.
Расчет проведен по показателям: «грузооборот». «объем грузовых перевозок», «структура грузопотоков», «пропускная и провозная способность железных дорог».
Базовым расчетным показателем принят «грузооборот». Анализ его динамики за 2023 г. по морскому порту «Усть-Луга» показал рост в 135% по сравнению с 2021 г. при этом, смещение цепей поставок изменило структуру грузов, обрабатываемых крупнейшими стивидорами, приведенными ниже, показало следующую динамику к 2022 г. [14]:
- АО «Усть-Луга Ойл»: 23/22 млн т,
- ООО «Ультрамар»: 14/2 млн т,
- ООО «Европейский серный терминал»: 8/7 млн т,
- ООО «Портэнерго»: 5/4 млн т,
- АО «Усть-Лужский контейнерный терминал»: 2/1,92 млн т,
- Усть-Лужское управление Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»: 2/1 млн т.
При анализе показателя «объем грузовых перевозок» с точки зрения видов перевозок (внешнеторговые перевозки – экспорт, импорт и транзит, а также внутренние перевозки) было выявлено, что наибольшие доли в структуре грузовых перевозок как в 2022 г., так и в 2023 г. в целом составляют экспорт (49% в 2022 г. при средней доле за период в 55%) и внутренние перевозки (41% и 39% соответственно).
Наблюдается объективное сокращение доли экспорта и увеличение долей других видов перевозок.
В период изменения цепей поставок основными видами грузов, (показатель «структура грузопотоков») составляющими погрузку по ОЖД, являются строительные, рудные, нефтяные и удобрения. Их доля в погрузке 2022 г. составляла 81,4% (в целом, за период 2018–2022 гг. составляла 79,6%). В период с 2022 г. выросли объемы их погрузки, при этом, лесные грузы и руда железная и марганцевая показали падение. Следует отметить, что показатель «структура погрузки» отличается от показателя «структуры объемов перевозок в разрезе видов грузов». Так, в общем объеме погрузки совокупная доля 4-х видов грузов (строительных грузов, руды железной и марганцевой, химических и минеральных удобрений) практически в два раза выше, чем в целом по объему перевозок (68,7% против 38,1% соответственно). А доля нефти и нефтепродуктов в объеме погрузки, наоборот ниже, чем в целом по объему перевозок (10,9% и 21,8% соответственно).
В целях повышения устойчивости российской экономики в условиях ограниченности внешнеторговых операций ключевым вектором логистики перевозок по полигону ОЖД является использование потенциала МТК «Север-Юг».
Актуальным остается вопрос развития инфраструктуры МТК «Север-Юг», о чем свидетельствует подписанное 17 мая 2023 г. соглашение о строительстве участка железной дороги «Решт-Астара», как части МТК «Север-Юг», проходящего от г. Санкт-Петербург до МП «Мумбаи» в Индии. Согласно данным доклада Евразийского банка реконструкции и развития, использование инфраструктуры полигона ОЖД по МТК «Север-Юг» позволит перевозить грузы в контейнерах в международном сообщении, тем самым увеличивая объемы перевозок [15].
В результате трансформации международной логистики и приостановки работы крупнейших грузоперевозчиков («Maersk», «MSC», «CMA» и пр.) в 2022 г. в морских портах СЗФО наблюдалось значительное сокращение контейнерного грузооборота, сопровождающегося снижением уровня показателя провозной способности. Тем не менее, в конце 2023 г. объема перевозимых грузов по МТК увеличились за счет роста пропускной способности морских линий:
- перевозки угля в Марокко, Турцию, Израиль, Индию, Китай;
- контейнерных грузов в порт г. Стамбул;
- перевозки сельхозпродукции из стран Латинской Америки и стран Карибского бассейна в МП «Усть-Луга» и «Бронка» [16].
В целом, перспективы роста грузопотоков подтверждаются статистическими данными роста объемов производств в 2023–2024 гг. основных производителей и потребителей грузов, как в самом СЗФО, так и проходящих транзитом, в т.ч. в МТК. В расчетах данного исследования учтены, подтвержденные ОЖД, заявляемые плановые объемы перевозки и перевалки основных видов грузов на припортовых станциях за период с 2024 по 2025 гг. в следующих объемах:
- каменного угля более 80 млн т – 142%,
- удобрений (химических и минеральных) до 43 млн т – 189,4%,
- нефти и нефтепродуктов – 56,4 млн т – 105,8%1.
Следует отметить, что крупнейшие транспортные компании-перевозчики адаптируются к работе в новых условиях – развивают новые линии и запускают модифицированные логистические сервисы (такие как: цифровые платформы, технологии распределенного реестра и блокчейн при прохождении пограничных пунктов и пр.), что позволяет восстанавливать докризисные объемы перевозимых грузов через порты Северо-Запада, не снижая актуальности развития транспортной инфраструктуры региона [17].
Заключение
Выполненное исследование представляет собой законченный фрагмент обоснования проектов развития железнодорожной инфраструктуры с учетом загрузки морских портов. Проблема развития транспортной инфраструктуры в период глобальных изменений должна рассматриваться как комплексная задача государственного значения. Периоды снижения перевозок и погрузки грузов не должны изменять планы по усилению сложной железнодорожной и морской инфраструктуры, так как их нереализация в будущем может повлечь ограничения в перевозках. Для повышения достоверности принятия решений о реализации проектов развития транспортной инфраструктуры СЗФО в данной статье предлагается надежный инструментарий анализа и прогнозирования.
Благодарности
Исследование выполнено в рамках государственного задания Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.
Авторы заявляют что:
- У них нет конфликта интересов;
- Настоящая статья не содержит каких-либо исследований с участием людей в качестве объектов исследований.
The authors state that:
- They have no conflict of interest;
- This article does not contain any studies involving human subjects.
1 Данные аналитического отчета, выполненного авторами в рамках государственного задания Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор).
Об авторах
Наталья Александровна Журавлева
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Автор, ответственный за переписку.
Email: zhuravleva_na@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3566-9225
SPIN-код: 8599-5636
Scopus Author ID: 56583893700
доктор экономических наук, профессор
Россия, Санкт-ПетербургТатьяна Анатольевна Крюкова
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Email: vtorm2012@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-7929-1380
начальник Управления экономики железнодорожного транспорта ИПЭБУ
Россия, Санкт-ПетербургЕлена Владимировна Новикова
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Email: epebu@mail.ru
ORCID iD: 0009-0009-0117-337X
главный специалист отдела методологии бюджетирования и ценообразования Управления экономики железнодорожного транспорта ИПЭБУ
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Федорова М.Н., Егоров Ю.В. Совершенствование стратегических направлений развития железнодорожного транспорта РФ в условиях изменения геополитической ситуации. В кн.: Мобильность будущего – инновационная мобильность сетей поставок Северо-Западного региона: Сборник научных статей международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 01 декабря 2022 года / Под редакцией Н.А. Журавлевой. СПб: ООО «Институт независимых социально-экономических исследований – оценка», 2022. С. 115–127. EDN LUGMCA
- Гулый И.М. Трансформация российского рынка контейнерной логистики в новых геоэкономических условиях // Экономика устойчивого развития. 2022. № 4(52). С. 38–40. doi: 10.37124/20799136_2022_4_52_38 EDN RESMYS
- Бородин А.Ф. Взаимодействие и развитие железнодорожных узлов Центра и Северо-Запада сети ОАО «РЖД» // Бюллетень ученого совета АО «ИЭРТ». 2023. № 8–1. С. 44–61 EDN KIRMLD
- Гулый И.М. Тенденции посткризисного восстановления портов Балтийского бассейна // Экономика устойчивого развития. 2023. № 3 (55). С. 22–27. Дата обращения: 02.11.2024. Режим доступа: http://www.economdevelopment.ru/ru_archive/issue55/
- Операционные результаты «Северстали» за 4 кв. и 12 мес. 2022 г. [internet] Дата обращения: 02.11.2024. Режим доступа: https://severstal.com/rus/media/archive/operatsionnye-rezultaty-severstali-za-4-kv-i-12-mes-2022-goda/
- ФосАгро публикует операционные и финансовые результаты за 12 месяцев 2022 г. Дата обращения: 14.11.2024. Режим доступа: https://www.phosagro.ru/press/company/fosagro-publikuet-operatsionnye-i-finansovye-rezultaty-za-12-mesyatsev-2022-g/
- «Северсталь» в связи с масштабной инвестиционной программой наращивает объем закупок в Вологодской области. Дата обращения: 14.11.2024. Режим доступа: https://severstal.com/rus/media/archive/severstal-v-svyazi-s-masshtabnoy-investitsionnoy-programmoy-narashchivaet-obem-zakupok-v-vologodskoy/
- ПАО «Уралкалий». Развитие. Сотрудничество. Безопасность. Годовой отчет. Дата обращения: 14.11.2024. Режим доступа: https://www.uralkali.com/upload/iblock/99f/n6ei7p78bh3xab0z6wuuc6p6dxfxep9a/uralkali_ar2023_rus.pdf
- Чеченова Л.М. Перспективы транспортировки грузов в границах стран пространства 1520 // Бюллетень результатов научных исследований. 2023. № 1. С. 133–146. doi: 10.20295/2223-9987-2023-1-133-146 EDN QHBFHO
- Чеченова Л.М. Оценка эффективности контейнерных грузоперевозок в условиях роста мобильности цепей поставок // Экономика железных дорог. 2022. № 12. С. 53–61. EDN YBLAQT
- Zhuravleva N., Chechenova L. Analytical model of reliability of the freight rail transportation forecasting system // E3S Web of Conferences. 2023. Vol. 460. doi: 10.1051/e3sconf/202346006043 EDN LBWRYK
- Погрузка на Октябрьской железной дороге составила 93,4 млн тонн в январе-ноябре 2024 г. Дата обращения: 14.11.2024. Режим доступа: https://ozd.rzd.ru/ru/4009/page/2452802?id=309628&ysclid=m4i9hdhry1106111296
- Митусова А.В., Дмитриева Е.В. Подходы к прогнозированию региональных железнодорожных перевозок в разрезе укрупненной номенклатуры грузов // Бюллетень ученого совета АО «ИЭРТ». 2023. № 8–2. С. 54–58. EDN EJSHYP
- Журавлева Н.А., Никитин А.Б., Чеченова Л.М. Обеспечение экономической безопасности маневрового оператора порта на основе роста инвестиционного потенциала деятельности // Инновационные транспортные системы и технологии. 2023. Т. 9, № 4. С. 94–107. doi: 10.17816/transsyst20239494-107 EDN OLHKPE
- Перспективы развития перевозок грузов по маршрутам мультимодального международного транспортного коридора «Север–Юг». Дата обращения: 14.11.2024. Режим доступа: https://1economic.ru/lib/117073
- Гулый И.М. Перспективы развития перевозок грузов по маршрутам мультимодального международного транспортного коридора «Север–Юг» // Экономика Центральной Азии. 2022. Т. 6, № 4. С. 341–354. doi: 10.18334/asia.6.4.117073
- Курдюкова, А.В., Кувшинов М.Ю. Разработка технологического раздела Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД» и алгоритма отбора технических и технологических решений // Бюллетень ученого совета АО «ИЭРТ». 2024. № 9. С. 16–30. EDN QLOHIF
Дополнительные файлы
