Обоснование решений в области цифровизации контейнерных сервисов Октябрьской железной дороги
- Авторы: Чеченова Л.М.1
-
Учреждения:
- Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
- Выпуск: Том 8, № 4 (2022)
- Страницы: 126-139
- Раздел: Оригинальные статьи
- URL: https://transsyst.ru/transj/article/view/119942
- DOI: https://doi.org/10.17816/transsyst202284126-139
- ID: 119942
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование: в части актуальных тенденций развития транспортной отрасли и технологических трендов можно выделить использование цифровых инструментов в целях оптимизации логистики мультимодальных грузоперевозок. Совершенствование логистических сервисов предполагает расширение линейки цифровых участников процесса перевозки, развитие экосистем мобильности, формирование системы цифровых транспортных коридоров и напрямую ведет к персонализации цифрового поведения потребителей.
Цель: оценка основных контейнерных сервисов и эффективности логистики мультимодальных перевозок грузов наряду с технологиями, внедряемыми в процесс грузоперевозки. Мы подтверждаем, что предложенные решения позволяют повысить эффективность деятельности транспортной организации посредством применения инструментов цифровой логистики.
Методы: методология исследования построена на анализе данных об объемах, сроках и структуре перевозимых грузов контейнерами через порты Северо-Запада, оценке проектов по контейнерной перевозке грузов и оценке эффектов от их внедрения на полигоне Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» с учетом цифровой координации процесса взаимодействия с морскими портами. Информационная база исследования опирается на отчеты и нормативно-правовую базу Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» и методики планирования и нормирования расходов при проведении путевых работ.
Результаты: дана оценка контейнерным сервисам Октябрьской железной дороги через порты Санкт-Петербурга, актуализированы ключевые функции Дорожной информационно-логистической системы в цифровой координации процесса взаимодействия с морскими портами, Обоснована необходимость расширения возможностей онлайн сервисов ОАО «РЖД».
Заключение: результаты исследования подтверждают, что принципиально новые подходы к организации мультимодальных перевозок грузов контейнерами и движение к персонализации логистических решений под определенные запросы клиентов в части внедрения инструментов цифровой логистики открывает широкие перспективы для формирования и развития внешних и внутренних онлайн сервисов и услуг, обеспечения прозрачности взаимоотношений с клиентами и партнёрами в рамках всего цикла оказания услуг по мультимодальной перевозке с последующим созданием глобальной информационной среды для всех участников перевозки.
Ключевые слова
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Одним из актуальных трендов развития транспортной отрасли по-прежнему является использование цифровых инструментов для логистики грузоперевозок. Совершенствование логистических сервисов предполагает расширение линейки цифровых участников процесса перевозки, развитие экосистем мобильности, формирование системы цифровых транспортных коридоров и напрямую ведет к персонализации цифрового поведения потребителей, а именно, работе в режиме онлайн с набором дистанционно управляемых сервисов, безбумажному документообороту и минимизации личностных контактов. По оценочным данным экономический эффект от цифровой трансформации ОАО «РЖД» за период с 2019–2021 гг. достиг 8,2 млрд. руб., в частности, более 90 % грузоотправителей взаимодействуют с компанией через онлайн сервисы, более 11 млн. юридически значимых документов также оформляется в электронном виде. Сервис заказа услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом в цифровом виде, включая перевозку, подвижной состав, сопутствующие услуги включает:
- лоты подвижного состава – проведение электронных торгов за право заказа вагона под перевозку грузов;
- лоты грузов – проведение электронных торгов за право предложения вагонов под грузовую базу;
- предоставление вагонов субъектам МСП – совместный проект с АО «ФГК»;
- международные перевозки – организация перевозок грузов в экспортном, импортном, транзитном сообщениях;
- Ямал – организация перевозок грузов с участием Ямальской железнодорожной компании со 2-го полугодия 2022 г.;
- Калининград, о. Сахалин – организация перевозок грузов с участием железнодорожной паромной переправы, наработка технологий планирования различных видов транспорта.
Таким образом, реализация сервисов электронно-торговой площадки «Грузовые перевозки» ОАО «РЖД» существенно экономит время и сокращает эксплуатационные расходы за счет минимизации или исключения непроизводительных потерь с приростом в 24 % за 9 мес.
2022 г. к аналогичному периоду в 2021 г. по количеству вагоноотправок [1].
Методология исследования
Глобальная перестройка существующих логистических цепочек поставок продолжает вносить изменения в планы участников транспортного процесса по перевозке грузов контейнерами в части решения принципиально новых задач в сфере информационных технологий [2].
Объектом настоящего исследования является филиал ОАО «РЖД» – Октябрьская железная дорога (далее по тексту – ОЖД), основные характеристики которой представлены на Рис. 1.
Рис. 1. Основные характеристики полигона ОЖД
Источник: составлено автором по данным [3]
На протяжении последних лет магистраль стабильно формирует положительный тренд по увеличению объемов грузовой работы (Рис. 2). Несмотря на ограничения, связанные с пандемическим кризисом, введением санкций в отношении России, которые привели к дестабилизации рынка и изменению экономических взаимосвязей, перевозочная деятельность в ОЖД продолжается.
Рис. 2. Динамика погрузки грузов (млн. тонн)
Источник: составлено автором по данным [3]
Так, по итогам первого полугодия 2022 г. количество отправленных грузов достигло почти 105 млн. тонн, что составляет более 8,5 % работы всей сети. Основными драйверами в перевозках являются такие номенклатуры, как удобрения, железная руда, строительные, нефтеналивные и контейнерные грузы (Рис. 3).
Рис. 3. Погрузка по основным номенклатурам за 10 месяцев 2022 г. (тыс. тонн)
Источник: составлено автором по данным [3]
Положительные результаты по итогам 10 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2021 г. достигнуты в основном благодаря слаженной работе с партнерами, в частности, при поддержке ООО «БалтТрансСервис», АО «Федеральная грузовая компания», ОАО «Торговый дом РЖД», ГК «Дело» и пр. (Рис. 4).
Рис. 4. Прирост погрузки по основным номенклатурам за 10 месяцев 2022 г. к аналогичному периоду за 2021 г.
Источник: составлено автором по данным [3]
Учитывая уникальное географическое положение полигона, ОЖД активно реализует проекты развития транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток» с созданием новых мультимодальных маршрутов. Особое место в этой работе занимают контейнерные перевозки с долей более 13 % грузоперевозок в сети ОАО «РЖД» (Рис. 5, 6).
Рис. 5. Структура контейнеропотока по номенклатуре грузов, %
Рис. 6. Структура контейнеропотока по направлениям перевозок, тыс. TEU
Источник: составлено автором по данным [3]
В целом объем транзитных контейнерных перевозок на полигоне ОЖД составил 67,1 тыс.TEU, что превышает показатели 2020 г. на 74 % (Рис. 7). Следует отметить рост транзитных перевозок в 2021 г. по сравнению с уровнем 2020 г. в направлении Китая в 2,5 раза в обратном направлении – в 5,1 раза (Рис. 8). В рамках деятельности ОЖД можно выделить основные преимущества, а именно: наличие 27 морских терминалов, 5 терминалов сухих портов, разработка и совершенствование проектов мультимодальных перевозок грузов.
Рис. 7. Объем транзитных перевозок по полигону ОЖД, тыс. TEU
Рис. 8. Объем транзитных контейнерных перевозок в/из КНР, тыс. TEU
Источник: составлено автором по данным [3]
Длительность грузоперевозки из Азии в Россию – 7–9 дней по стоимости сопоставимой или ниже в сравнении с альтернативными видами транспорта, обеспечение 100 % сохранности груза. Целью данного исследования является обоснование решений в области цифровизации контейнерных сервисов ОЖД и разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности исследуемого полигона посредством применения цифровых технологий. Наша задача – оценить основные контейнерные сервисы и эффективность логистики перевозок через ОЖД в параллели с технологиями, внедряемыми в процесс грузоперевозки.
При оценке эффективности контейнерных сервисов ОЖД через порты Санкт-Петербурга использован метод сопоставления данных об объемах, сроках и структуре перевозимых грузов контейнерами через порты Северо-Запада. К основным инструментам ОАО «РЖД», используемым на полигоне Октябрьской железной дороги для новой логистики, можно отнести новые цифровые сервисы в личном кабинете клиента ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок. Это также отражено в настоящем исследовании при актуализации ключевых функций Дорожной информационно-логистической системы (ДИЛС) в цифровой координации процесса взаимодействия с морскими портами.
Результаты исследования
1. Дана оценка контейнерным сервисам ОЖД через порты Санкт-Петербурга. Ключевым вопросом в контексте проводимого исследования является оценка контейнерных сервисов (далее по тексту - КС), реализуемых ОЖД совместно с партнерами, предусматривающих рост грузооборота для железной дороги в рамках реализации проектов мультимодальной доставки грузов. Результаты анализа логистических решений ОЖД наглядно свидетельствуют о переходе на новую модель функционирования транспортно-логистического блока с решением задач по организации КС в интеграции с национальными и зарубежными партнерами (Табл.)
Таблица. Преимущества контейнерных сервисов ОЖД
Логистика перевозки | Индикаторы КС – за 11 мес. 2022 г. | Снижение карбонового следа, тыс. тонн | ||||
ЖД и морская перевозка | Альтернативный маршрут-морская перевозка | Объем перевозок (TEU) | Срок доставки (сутки) | ЖД-перевозка |
| |
1. КС через порты Санкт – Петербурга и Дальнего Востока Специфика КС – перевозка грузов из стран/ в страны АТР: Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Камбоджа, Китай, Корея, Малайзия, Монголия, Сингапур, Тайланд, Тайвань, Япония, Филиппины, Шри-Ланка. | ||||||
Срок доставки: 14 сут. Расстояние: 11400 км | Срок доставки: 50 сут. Расстояние: 21000 км | из АТР: 26991 в АТР: 11903 | 12-14 | 203,9 |
| |
2. КС ОАО «РЖД» «Чэнду (КНР) - Санкт – Петербург» Специфика КС – доставка груза для строительства Балтийского газохимического комплекса в порту Усть-Луга. | ||||||
Срок доставки: ч/з Монголию- 12 сут.; ч/з Казахстан- 10 сут. Расстояние: 7030-8480 км | Срок доставки: 50 сут. Расстояние: 22500 км | 770 | 10-12 | 1,8 |
| |
3. Контейнерные поезда через порт «Санкт – Петербург» со сквозным планированием Специфика КС – перевозка контейнерных грузов в Индию по маршруту из Тайюаня (Китай) через порт «Санкт-Петербург». Партнер – компания «Fesco». Особенность КС – согласование дат отправки и прибытия поезда с учетом судозаходов фидерной линии. | ||||||
Срок доставки: 11 сут. Расстояние: 8450 км | Срок доставки: 50 сут. Расстояние: 21000 км | 1575 | 11 | 2,4 |
| |
4. КС с использованием западного маршрута по ветке МТК «Север-Юг» Специфика КС – мультимодальная доставка грузов в Индию через Азербайджан и Иран. Партнер – АО «РЖД Логистика». Особенность КС – возможность использования маршрута как альтернативного в КНР и юго-восточную Азию. | ||||||
Срок доставки: 13 сут. Расстояние: 7200 км | Срок доставки: 35 сут. Расстояние:14000 км | - | - | 2,1 |
| |
5. КС с маршрутом через порт «Новороссийск» по ветке МТК «Север-Юг» Специфика КС – мультимодальная доставка грузов в Турцию, отправка продукции целлюлозно-бумажных комбинатов. Партнер – ПАО «ТрансКонтейнер». | ||||||
Срок доставки: 7 сут. Расстояние: 4300 км | Срок доставки: 18 сут. Расстояние: 8500 км | 450 | 7 | 15,3 |
| |
6. КС с использованием транскаспийского маршрута по ветке МТК «Север-Юг» Специфика КС – мультимодальная доставка грузов в Иран и Индию через порт Оля (Астрахань); отправка продукции целлюлозно-бумажных комбинатов в крытом подвижном составе. Особенность КС – возможность использования маршрута как альтернативного в КНР и юго-восточную Азию. | ||||||
Срок доставки: 14 сут. Расстояние: 7720 км | Срок доставки: 35 сут. Расстояние: 14000 км | 2500 | 14 | 3,4 |
|
Источник: составлено автором
Таким образом, контейнерные перевозки на полигоне ОЖД активно реализуют сервисы по перевозке контейнеров, которые уже хорошо себя зарекомендовали на рынке транспортных услуг и пользуются спросом со стороны бизнеса (КС 1), а также сервисы, которые относятся к новым и расширяющим географию доставки грузов в контейнерах (КС 5–6).
Следует отметить также одно из ключевых направлений деятельности ОЖД – привлечение дополнительных объемов перевозок нефтеналивных грузов из Республики Беларусь в порты Северо-Запада. На полигоне ОЖД организована работа по сопровождению и диспетчеризации составов, следующих со станций «Барбаров» и «Новополоцк» со сроками доставки – 1 сут. и расстоянием от 805 до 1013 км.
- Актуализированы ключевые функции Дорожной информационно-логистической системы (ДИЛС) в цифровой координации процесса взаимодействия с морскими портами.
Для обеспечения эффективной стыковки железнодорожного и морского видов транспорта при реализации транспортно-логистических проектов и организации мультимодальных перевозок грузов контейнерами на полигоне ОЖД функционирует Логистический центр (Рис. 9).
Рис. 9. Цифровизация процесса перевозки посредством ДИЛС
Источник: составлено автором
В рамках цифровой координации взаимодействия с морскими портами, экспедиторскими и операторскими компаниями, взаимодействия с железными дорогами при регулировке подвода поездов в порты Северо-Запада приоритетной задачей ОЖД является развитие ДИЛС (Рис. 10).
Рис. 10. Регулировка подвода поездов в порты Северо-Запада
Источник: составлено автором
В ходе исследования актуализированы ключевые функции ДИЛС, позволяющие эффективно реализовывать проекты мультимодальной доставки грузов на базе применения цифровых технологий по полигону ОЖД:
- планирование завоза экспортных грузов в адрес морских портов Северо-Западного региона;
- анализ продвижения экспортного грузопотока;
- анализ объемов выгрузки в морских портах;
- анализ работы пограничных переходов;
- планирование подвода поездов к припортовым станциям;
- анализ ритмичности отгрузки по сети железных дорог.
- Обоснована необходимость расширения возможностей онлайн сервисов ОАО «РЖД». По данным ОАО «РЖД» за 11 мес. 2022 г. более 92 % документов оформлено клиентами дороги в электронном виде (Рис. 11). Активное развитие онлайн сервиса «Личный кабинет клиента ОАО «РЖД»» в сфере грузовых перевозок позволяет рассчитывать стоимость перевозки и дополнительных услуг, получать актуальную информацию о дислокации груза, техническом состоянии вагона и контейнера, текущих операциях с ними связанных. Кроме того, личный кабинет отображает данные о состоянии единого лицевого счета, возможности подписания отчетных документов оказанных услуг и подачи онлайн обращений в единый информационный справочный центр. Аналогом личного кабинета клиента является мобильное приложение «РЖД-Груз 2.0», доступное с любого гаджета.
Рис. 11. Количество документов, оформленных в электронном виде
Источник: составлено автором по данным [4]
Соответственно, расширение возможностей онлайн сервисов в направлении мультимодальной перевозки, обеспечит не только доступ с любого устройства, загрузку данных в автоматическом режиме из справочника пользователя услуг по перевозке, отслеживание информации и грузе, но и значительно расширит возможности операторов и грузоперевозчиков в части персонализации логистических решений.
Обсуждение результатов
Результаты настоящего исследования имеют отношение к конкретным проектам мультимодальной доставки грузов ОАО «РЖД» и оптимизации процесса их перевозки контейнерами. Представленные результаты оценки контейнерных сервисов через порты Санкт-Петербурга показали высокую эффективность новой модели функционирования транспортно-логистического блока ОЖД и возможные перспективы цифрового развития логистики перевозок.
Дискуссии по вопросам эффективного применения цифровых технологий на железнодорожном транспорте представлены в ряде исследований. В частности, исследование [5] обосновывает необходимость развития транспортной организации на базе применения инновационных технологий, что лежит в основе оказания качественной услуги по перевозке.
При оценке существующих цифровых сервисов ОАО «РЖД» мы опирались на концепцию [6], реализация которой предполагает создание единой цифровой платформы операторов-перевозчиков. Это, несомненно, является еще одним шагом на пути к мобильности цепей поставок, совершенствованию онлайн сервисов доставки грузов и технологий безбумажного документооборота, что полностью соответствует логине настоящего исследования.
В продолжение данного вопроса следует отметить труды [7–9], где всесторонне исследуются факторы, влияющие на развитие цифровых технологий в деятельности железнодорожного транспорта. Так, предложенные автором подходы к экономической оценке внедрения платформ распределенного реестра данных при мультимодальных перевозках дают возможность соотносить изменения в технологии работы контейнерных сервисов с потребностями рынка транспортных услуг региона.
Несомненно, заявленная в работе тематика вызывает интерес у научного и бизнес-сообществ, поскольку повышение мобильности контейнерных грузоперевозок является гарантией конкурентоспособной и продуктивной деятельности транспортных компаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование подтверждает, что принципиально новые подходы к организации мультимодальных перевозок грузов контейнерами и движение к персонализации логистических решений под определенные запросы клиентов в части внедрения инструментов цифровой логистики открывает широкие перспективы для формирования и развития внешних и внутренних онлайн сервисов и услуг, обеспечения прозрачности взаимоотношений с клиентами и партнёрами в рамках всего цикла оказания услуг по мультимодальной перевозке с последующим созданием глобальной информационной среды для всех участников перевозки.
Автор заявляет, что настоящая статья не содержит каких-либо исследований с участием людей в качестве объектов исследований.
Об авторах
Лиана Мухамедовна Чеченова
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Автор, ответственный за переписку.
Email: liana1981-149@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2641-9454
SPIN-код: 7593-2214
кандидат экономических наук
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Информационный портал «Транспортная неделя 2022». [Informacionnyj portal “Transportnaya nedelya 2022”. [Internet]. (In Russ.)]. Ссылка активна на 07.12.2022. Доступно по: https://t.me/s/transweek2022
- Журавлева Н.А. Влияние постпандемийной экономики на бизнес-модель транспортных организаций // Транспорт Российской Федерациии. – 2020. – № 3–4 (88-89). – С. 20–23. [ZHuravleva NA. Vliyanie postpandemijnoj ekonomiki na biznes-model' transportnyh organizacij. Transport Rossijskoj Federacii. 2020;3-4:20-23. (In Russ.)]. Ссылка активна на 07.12.2022. Доступно по: http://rostransport.com/transportrf/archiv/text.php?ID=&pdf=40270
- Официальный портал Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». [Oficial'nyj portal Oktyabr'skoj zheleznoj dorogi – filiala OAO “RZhD”. [Internet]. (In Russ.)]. Ссылка активна на 07.12.2022. Доступно по: https://ozd.rzd.ru/ru/4012
- Официальный портал ОАО «РЖД»: онлайн сервисы перевозки грузов. [Oficial'nyj portal OAO “RZhD”: onlajn servisy perevozki gruzov. [Internet]. (In Russ.)]. Ссылка активна на 07.12.2022. Доступно по: https://cargo.rzd.ru/
- Казанская Л.Ф. Роль экономики качества в инновационном развитии транспортной организации // Экономика железных дорог. – 2017. – № 1. – С. 33–40. [Kazanskaya LF. Rol' ekonomiki kachestva v innovacionnom razvitii transportnoj organizacii. Ekonomika zheleznyh dorog. 2017;1:33-40. (In Russ.)]. Ссылка активна на 07.12.2022. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28969585
- Волыхина Н.В. Концепция "mobility-as-a-service" в период цифровой трансформации транспортных систем // Сборник трудов: III Бетанкуровский международный инженерный форум. – 2021. – С. 89–92. [Volyhina NV. Koncepciya "mobility-as-a-service" v period cifrovoj transformacii transportnyh sistem. Sbornik trudov: III Betankurovskij mezhdunarodnyj inzhenernyj forum. 2021:89-92. (In Russ.)]. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47924936&pff=1 Ссылка активна на 07.12.2022.
- Гулый И.М. Цифровые технологии искусственного интеллекта в деятельности российского железнодорожного транспорта // Транспортное дело России. – 2021. – № 1. – С. 121–123. [Gulyj IM. Digital technologies of artificial intelligence in the activities of russian railway transport. Transport business of Russia. 2021;1:121-123. (In Russ.)]. Ссылка активна на 07.12.2022. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45572966&ysclid=lbwe959bb3983533529
- Gulyj IM. Economic assessment of the implementation of distributed data registry platforms in multimodal transport. E3S Web of Conferences. Sustainable Energy Systems: Innovative Perspectives, SES 2020. 2020;01068. doi: 10.1051/e3sconf/202022001068
- Гулый И.М., Митенев В.В. Теоретико-методологические основы кластерных систем // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – 2007. – № 1(36). – С. 19–25. [Gulyj IM, Mitenev VV. Theoretical and methodological basis of cluster systems. Ekonomicheskie i social'nye peremeny v regione: fakty, tendencii, prognoz. 2007;1:19-25. (In Russ.)]. Ссылка активна на 07.12.2022. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17347277
Дополнительные файлы
