«Российский Маглев» в единой транспортной системе страны

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование: В текущей мировой экономической и геополитической обстановке перед Россией самым острым образом встали вопросы укрепления транспортных связей между ее регионами при безусловном обеспечении транспортной безопасности в условиях ограниченных ресурсов. Обязательным условием для достижения национальной устойчивости и безопасности является развитие единой транспортной системы страны на основе глубокой кооперации всех видов транспорта, позволяющей эффективно удовлетворять спрос на перевозки как в технологическом, так и в экономическом отношении. При этом научно-технический прогресс не должен приводить к слому имеющихся связей в транспортной системе, а иметь поступательный характер, означать партнерское взаимодействие действующих видов транспорта – железнодорожного, водного, автомобильного, авиационного, и перспективных, в частности, магнитолевитационного.

Цель: рассмотреть возможности включения магнитолевитационного транспорта, выполненного по российской технологии, в единую транспортную систему России в качестве приоритетного вида транспорта, определить принципы единой транспортной системы и осуществить ранжирование видов транспорта по степени их соответствия национальным интересам.

Материалы и методы: методология исследования построена на анализе методов оценки эффективности видов транспорта, а также анализе технико-технологических особенностей видов транспорта. Информационная база исследования опирается на статистическую информацию органов государственной статистики России, отчеты компаний – участников транспортной отрасли, а также данные открытых источников.

 Результаты: в результате исследования обосновано наиболее полное соответствие магнитолевитационной транспортной технологии «Российский Маглев» национальным интересам, интересам бизнеса и общества, выявлены перспективные ниши для использования технологии.

Заключение: исследование подтверждает, что основу единой транспортной системы России должна представлять технология «Российский Маглев», что обеспечит транспортную безопасность страны и высокую экономическую эффективность перевозок грузов.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

Транспорт для России имеет исторически значимую роль – способствует обеспечению устойчивого развития страны, гармоничного и взаимосвязанного функционирования регионов. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах. Взаимодействие в транспортной отрасли должно как полностью обеспечивать потребности в грузовых и пассажирских перевозках, так и реализовывать потенциал взаимозаменяемости и взаимодополняемости в целях реализации национальных интересов России. Наличие нездоровой конкуренции между различными видами транспорта может наносить прямой вред безопасности и развитию страны.

В контексте событий последнего времени для России в транспортной сфере стали актуальными следующие аспекты:

  • недоступность западных технологий;
  • переориентация грузопотоков на Восток;
  • недостаточная связанность территорий;
  • ресурсный дефицит;
  • высокий уровень транспортных издержек.

В связи с этим эффективность транспортной системы должна рассматриваться в первую очередь с точки зрения национальных интересов, после них – интересов бизнеса и общества (Рис. 1).

 

Рис. 1. Направления оценки эффективности транспортной системы

 

Необходимы новые подходы к планированию в сфере транспорта: учет возможностей действующих и перспективных видов транспорта, функционирующих и принятых к разработке маршрутов и линий [1, 2].

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Единая транспортная система состоит из совокупности всех эксплуатируемых видов транспорта, а также присущей им транспортной инфраструктуры. С точки зрения грузо- и пассажиропотоков ключевым элементом транспортной системы является совокупность транспортных маршрутов, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров.

Развитие новых транспортных маршрутов должно опираться на базовый для них вид транспорта, определяемый с учетом его эффективности для конкретных условий. Транспортные коридоры, в свою очередь, должны формироваться посредством интеграционных процессов, учитывая сложившуюся логистику перевозок [3, 4]. В рамках стратегического видения выделены в отдельные блоки действующие линии транспорта, новые, перспективные линии, а также мультимодальные транспортные коридоры – как требующие отдельного подхода к развитию (Рис. 2).

 

Рис. 2. Линии и коридоры транспортной системы

 

Для обеспечения эволюции транспорта важно определение приоритетной транспортной технологии, на развитие которой должны быть направлены основные усилия. Современные требования к такой технологии включают в себя различные параметры (Рис. 3). Из них особо следует отметить требования, связанные с технологической и транспортной безопасностью страны, с эффективностью экономических процессов, а также с влиянием на развитие высокотехнологичных отраслей экономики.

 

Рис. 3. Современные требования к приоритетной транспортной технологии

 

Соответствия транспортных технологий современным требованиям представлены в Табл. Эксплуатируемые в настоящее время виды транспорта сталкиваются со специфическими трудностями, не позволяющими им в полной мере отвечать вызовам современности.

 

Таблица. Соответствия транспортных технологий современным требованиям

Вид транспорта / Характеристика

Авто-мобильный

Водный

Воздушный

Железно-дорожный

Магнито-левитационный

Материальная и технологическая независимость

+/-

?

+/-

?

+

Темпы строительства

+/-

+

+

-

?

Климатическая пригодность

?

-

+

?

+

Готовность

+/-

+

+

+/-

+

Провозная способность

-

+

-

?

+

Скорость

?

-

+

+/-

+

Инвестиции

+/-

+

+

+/-

+

Себестоимость

?

+

-

+/-

+

Технологичность

?

-

?

?

+

 

В частности, это зависимость от зарубежных технологий и комплектующих, высокая продолжительность строительства транспортной инфраструктуры, большое количество ограничений на прокладку линий транспорта. В то же время искомых недостатков лишен магнитолевитационный транспорт, еще не включенный в единую транспортную систему России. В результате значительная часть территории страны остается неохваченной транспортной сетью, а новые построенные линии зачастую уже не отвечают потребностям в перевозках.

Огромное влияние на формирование единой транспортной системы России оказывают природные условия. Значительная часть территории страны характеризуется сложными условиями строительства и эксплуатации (вечная мерзлота занимает 65 % территории, болота – 2 %, горные системы и горы – 30 %, леса – 45 %) и наличием особых земель (заповедники и национальные парки – 2 %, сельскохозяйственные угодья – 5 %) [5].

ЭВОЛЮЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Отечественная магнитолевитационная транспортная технология «Российский Маглев», разрабатываемая Научно-образовательным инженерным кластером «Российский Маглев», координатором которого является Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, в сравнении с железнодорожным транспортом позволяет значительно снизить влияние природных условий на транспорт и обеспечивает строительство и эксплуатацию линий в сложнейших условиях с высокой экономической эффективностью [6–8]. Показатели сравнения железнодорожного и магнитолевитационного видов транспорта представлены на Рис. 4.

 

Рис. 4. Особенности железнодорожного и магнитолевитационного транспорта

 

Технология «Российский Маглев» полностью отвечает требованиям заинтересованных сторон по всем аспектам [9, 10]. Важным является то, что технология является полностью отечественной, позволяет в кратчайшие сроки возводить магистрали в сложнейших условиях среды, имеет длительный срок эксплуатации, является малообслуживаемой и высокоэффективной в экономическом плане (Рис. 5) [11].

 

Рис. 5. Преимущества технологии «Российский Маглев»

 

По состоянию на сегодняшний день все критические подсистемы технологии «Российский Маглев» являются разработанными и запатентованными. Ведется разработка периферийных систем, адаптируются имеющиеся железнодорожные решения. В ближайшее время будет осуществлена полномасштабная сборка технологии и ее тестирование на полигоне. В результате будет выпущена отечественная магнитолевитационная транспортная технология, готовая к внедрению «под ключ», с подтвержденными технико-экономическими характеристиками и сопровождаемая всей необходимой нормативно-правовой и охранной документацией, собственной экосистемой.

Российская магнитолевитационная транспортная технология «Российский Маглев» способна предложить решение, в полной мере удовлетворяющее потребностям рынка и государства. Основные направления применения магнитолевитационной технологии следующие:

  • промышленные линии для местных перевозок в тактовом режиме;
  • шахтные и карьерные перевозки с высоким уклоном;
  • прокладка линий в сложных условиях с оптимизацией трассы;
  • комплексные транспортные решения;
  • линии для перевозки сверхтяжелых грузов;
  • магистральные линии для перевозок с высокой скоростью, пунктуальностью и надежностью.

Возможность решения текущих проблем организации транспортного обслуживания целесообразно проиллюстрировать на примере Многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» – нового глубоководного порта, специализирующегося на перевалке контейнеров, накатных и генеральных грузов. Порт расположен в Ломоносовском районе Ленинградской области и имеет ряд ограничений, не позволяющих в полной мере реализовать потенциал развития [12]. С одной стороны, это дефицит земельных участков для прокладки линий транспорта («зажатость» территории порта землями Минобороны, сельскохозяйственного назначения, объектами культурного наследия). С другой стороны, это низкий потенциал расширения имеющихся транспортных линий (невозможность развития действующей железной дороги в связи с интенсивным пассажирским движением; наличие одноуровневых переездов). В результате этого для вывоза грузов из порта Бронка используется преимущественно автомобильный транспорт, что не является инновационным решением, хотя важность и необходимость разработки и внедрении таких решений закреплена на государственном уровне [13, 14]. Магнитолевитационный транспорт способен решить имеющиеся актуальные проблемы рассматриваемого порта.

Рассмотренный частный пример наглядно иллюстрирует широко распространенную проблему нехватки пропускной способности в связи с накладываемыми внешними ограничениями. В масштабах страны это проявляется в систематическом недовывозе грузов и, соответственно, искусственными ограничениями на деятельность предприятий. Это позволяет констатировать, что магнитолевитационный транспорт, способствуя снятию инфраструктурных ограничений, окажет весомое влияние на интенсивное развитие экономики России. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях быстро меняющихся подходов к организации жизни в мире, изменении логистических цепочек, способов и направлений ресурсного обмена, политических интересов следует особую роль предоставлять тем направлениям, которые могут стать импульсами для дальнейшего интенсивного развития России. Актуально построение экономики реальных ценностей и активов [15] с целью благополучного и устойчивого функционирования, стратегического лидерства. Новейшие технологии, в частности, на транспорте, целесообразно претворять в жизнь, что не противоречит сложившемуся рынку транспортных услуг ввиду огромной территории России и значительном количестве не освоенных ее объектов.

Основополагающими принципами реализации проектов, базирующихся на отечественной магнитолевитационной транспортной технологии «Российский Маглев», являются следующие:

  • сознание ответственности за вклад в процветание государства и общества;
  • нацеленность на инновационные ресурсноэффективные решения;
  • готовность к широкой кооперации;
  • стремление к выработке оптимальных партнерских решений.

В результате внедрения технологии «Российский Маглев» в транспортную систему России будет обеспечено быстрое строительство линий транспорта в любых природных условиях, снижение себестоимости перевозок, кардинальное ускорение грузовых перевозок и повышение провозной способности магистральных линий.

 

Авторы заявляют, что:

  1. У них нет конфликта интересов.
  2. Настоящая статья не содержит каких-либо исследований с участием людей в качестве объектов исследований.
×

Об авторах

Сергей Александрович Смирнов

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Автор, ответственный за переписку.
Email: noc-pgups@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2096-6967
SPIN-код: 3042-2910

ведущий научный сотрудник

Россия, Санкт-Петербург

Ольга Юрьевна Смирнова

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Email: noc-pgups@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2239-4384
SPIN-код: 9083-2984

старший научный сотрудник

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Скорлыгина Н. Товары сбились с пути // Газета «Коммерсантъ». – № 48 от 22.03.2022. – С. 10. [Skorlygina N. Tovary sbilis' s puti. Gazeta “Kommersant” 48 ot 22.03.2022. 10 р. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 15.06.2022. Доступно по: https://www.kommersant.ru/doc/5270164
  2. Непредсказуемая логистика эпохи перемен. Обзор. [Nepredskazuemaya logistika epokhi peremen. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 15.06.2022. Доступно по: https://www.interfax.ru/business/835549
  3. Родионов Д. Россия заявляет об амбициях Чингисхана. [Rodionov D. Rossiya zayavlyaet ob ambitsiyakh Chingizkhana. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 15.06.2022. Доступно по: https://svpressa.ru/economy/article/337462/
  4. Фурсова И. Внешнеторговый трафик РФ развернулся на восток // Российская газета. – № 75 (8723). [Fursova I. Vneshnetorgovyj trafik RF razvernulsya na vostok. Rossijskaya gazeta. № 75 (8723) (In Russ.)]. Ссылка активна на: 15.06.2022. Доступно по: https://rg.ru/2022/04/06/vneshnetorgovyj-trafik-rf-razvernulsia-na-vostok.html
  5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki. [Internet]. (In Russ.)]. Ссылка активна: на 15.06.2022. Доступно по: http://www.gks.ru/
  6. Антонов Ю.Ф., Зайцев А.А. Магнитолевитационная транспортная технология / Под ред. В.А. Гапановича. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2014. – 476 с. [Antonov YuF, Zaitsev AA. Magnitolevitacionnaya transportnaya tekhnologiya. Editor V.A. Gapanovich. Moscow: Fizmatlit; 2014. 476 p. (In Russ.)]. ISBN 978-5-9221-1540-7. Ссылка активна на: 15.06.2022. Доступно по: https://fictionbook.ru/author/yu_f_antonov/magnitolevitacionnaya_transportnaya_tehnologiya/
  7. Шумейко И. Магнитный путь между небом и землей. [Shumejko I. Magnitnyj put’mejdu nebom i zemlej tyanet v polet. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 15.06.2022. Доступно по:https://www.ng.ru/science/2020-03-24/14_7825_trains.html
  8. Смирнов С.А., Смирнова О.Ю. Оценка эффективности видов наземного транспорта для массовых грузовых перевозок // Транспортные системы и технологии. – 2017. – Т. 3. – №4. – C. 204-220. [Smirnov SA, Smirnova OY. Evaluation of effectiveness of different transport modes for regular mass freight transportation. Transportation Systems and Technology. 2017;3(4):204-220. (In Russ., In Engl.)]. doi: 10.17816/transsyst201734204-220
  9. Ульянов Н. Магнит тянет в полет. [Ul’yanov N. Magnit tyanet v polet. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 15.06.2022. Доступно по: https://expert.ru/expert/2021/18/magnit-tyanet-v-polet/
  10. Александрова Н. Маглев готов к внедрению // Октябрьская магистраль. – № 9 (20). – 28.05.2021 (In Russ.)]. Ссылка активна на: 15.06.2022. Доступно по: https://gudok.ru/zdr/169/?ID=1566061
  11. Смирнов С.А., Смирнова О.Ю. Роль и место грузового магнитолевитационного транспорта в мировой экономике // Транспортные системы и технологии. – 2019. – Т. 5. – № 2. – С. 106–117. [Smirnov SA, Smirnova OYu. Magnetic Levitation Cargo Ransport Role in World Economy. Transportation Systems and Technology. 2019;5(2):106-117. (In Russ., Engl.)]. doi: 10.17816/transsyst201952106-117.
  12. Официальный сайт Многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка». [Ofitsial'nyy sayt Mnogofunktsional’nogo morskogo peregruzochnogo kompleksa “Bronka”. [Internet]. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 15.06.2022. Доступно по:https://port-bronka.ru/
  13. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 3363-р [Transportnaya strategiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 g.: utv. Rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 27.11.2021 g. № 3363-r. [Internet]. (In Russ)]. Ссылка активна на: 18.06.2022. Доступно по: http://www.mintrans.ru/ documents/detail.php?ELEMENT_ID=13008
  14. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития России до 2030 года»: от 21.07.2020 № 474 [Ukaz Prezifenta Rossiyskoy Federatsii “O natsional’nykh tselyakh razvitiya Rossii do 2030 goda: utv. Rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii: ot 21.07.2020 g. № 474. [Internet]. (In Russ)]. Ссылка активна на: 18.06.2022. Доступно по: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf
  15. Путин: на смену экономике мнимых сущностей приходит экономика реальных активов. [Putin: na smenu ekonomike mnimykh sushnostej prikhodit economika real’nykh akrivov. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 18.06.2022. Доступно по: https://tass.ru/ekonomika/14952857

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Направления оценки эффективности транспортной системы

Скачать (45KB)
3. Рис. 2. Линии и коридоры транспортной системы

Скачать (52KB)
4. Рис. 3. Современные требования к приоритетной транспортной технологии

Скачать (30KB)
5. Рис. 4. Особенности железнодорожного и магнитолевитационного транспорта

Скачать (27KB)
6. Рис. 5. Преимущества технологии «Российский Маглев»

Скачать (58KB)

© Смирнов С.А., Смирнова О.Ю., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Ссылка на архив предыдущего журнала