Development of the strategic sustainability management system in different periods of its life cycle

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Background: The formation of a strategic sustainability management system for transport organizations, taking into account the concept of its life cycle, should be aimed at improving management efficiency.

Aim: Based on the essence of the category "strategic sustainability", as well as management methodology, to develop a strategic sustainability management system taking into account the concept of its life cycle.

Methods: The research methodology assumed the use of a systematic approach to the formation of a management system. Methods of data collection, comparison and analysis are applied.

Results: The necessity of developing a strategic sustainability management system in different periods of its life cycle is indicated. The paper presents a management methodology with an indication of the purpose of its structural elements. Based on the developed methodological approach, the authors describe what and how the system does at each of the stages of "system analysis – system design – development – implementation – maintenance" of its life cycle; what goals are set and desired outputs. For the selected management processes, such as management of strategic data preparation, effective use of strategic resources, results of strategic sustainability with risk, innovation and strategic knowledge management; five groups of processes are identified and the types of activities of each group that need to be carried out to achieve strategic sustainability of transport organizations are listed.

Conclusion: The necessity of developing requirements for the formation of a strategic sustainability management system and its life cycle processes based on the essence of the category "strategic sustainability" and the developed management methodology is shown. Obtaining information at different stages of the life cycle will allow for effective integration of processes, which will improve the quality of strategic sustainability management of transport organizations.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время можно наблюдать усложнение и трансформацию внешней среды. В cвязи с этим не теряют своей актуальности проблемы устойчивости и функционирования социально-экономических систем.

Устойчивость – один из самых значимых критериев деятельности в области экономики в рыночных условиях. Экономическая устойчивость в своей сущности гарантирует привлечение инвестиций, получение кредитов, правильный выбор поставщиков и подбор компетентного персонала. Чем выше этот показатель у предприятий, которые осуществляют экономическую деятельность и идут по пути инновационного, рискового развития, тем выше их степень независимости от изменений рыночной среды. Таким образом, для предприятия риск обанкротиться становится минимальным.

Устойчивость представляет растущую зону ответственности для организаций, в том числе и автотранспортных.

Транспортный сектор оказывает сильное экологическое, социальное и экономическое воздействие на человеческое общество.

Автомобильный транспорт жизненно важен для общего роста и благополучия нашего общества. Транспортная мобильность улучшает экономическое положение людей, обеспечивая доступ к занятости, товарам и услугам. Это, в свою очередь, повышает благосостояние общества.

Главная цель автотранспортных организаций – получение прибыли. Сущность их хозяйственной деятельности состоит в том, что транспортная продукция должна обязательно и всецело покрывать все затраты, в том числе материальные, трудовые и денежные ресурсы, при этом еще необходимо извлечь из этого максимальную прибыль. Стратегическая устойчивость автотранспортных организаций – состояние, описывающееся восходящей тенденцией развития организации с учетом транспортной освоенности территорий. Чем выше показатели стратегической устойчивости предприятия, тем выше ее независимость от постоянно изменяющихся условий рыночной среды. Для эффективного подхода к обеспечению стратегической устойчивости автотранспортных организаций необходимо создание, введение в действие и применение системы управления. Такая системы должна, прежде всего, создать условия для эффектного принятия управленческих решений, которые нацелены на выполнение различных задач управления стратегической устойчивостью, а также должна сочетать аспекты устойчивости: экологический, социальный и экономический.

Комплексный подход к обеспечению стратегической устойчивости транспортных организаций позволит руководителям лучше оценить сложные и многогранные проблемы в развитии организации в долгосрочной перспективе. В этом и состоит актуальность исследования.

Управление представляет собой сложный процесс, выполнение которого возлагается на плечи руководителя организации.

Современная организация – это сложная система, эффективность, устойчивое развитие и конкурентоспособность которой зависит от механизма управления.

В последние годы большое внимание в экономической литературе уделяется проблеме устойчивости.

Широко признано, что устойчивость состоит из трех аспектов: экологической, социальной и экономической устойчивости

Часть ученых сосредоточены на экологических проблемах, некоторые охватывают социальное и экономическое благополучие.

Анализ исследований показал, что существуют различные подходы к определению стратегической устойчивости. М.Н. Дудин [1] использовал системный подход, маржинальный подход исследуется в работах Н.С. Рычихиной и А.Н. Ильченко [2], Т.В. Терентьева [3] – процессный подход. Самым часто используемым является рыночный подход. Его можно встретить в трудах таких ученых, как В.А. Козлов и Л.А. Данченок [4], А.В. Канунников [5] и др.

Значимый вклад в теорию управления устойчивостью предприятия внесли ряд ученых зарубежья, например, Т. Диллик и К. Хокертс [6], Р. Штойер [7] и др.

Управление стратегической устойчивостью предприятия несет в себе взаимозависимость и взаимовлияние всех уровней и подуровней. Каждый их этих уровней осуществляет координацию работы, причем обособленно. [8]. Более низкий уровень зависит от состояния высшего фактора, частью которого он является [9]. В научном исследовании [8] речь идет о том, что реализация управления стратегией устойчивости должна проводиться на всех уровнях предприятия – от самого низкого к самому высокому.

Однако проблема управления стратегической устойчивостью транспортных организаций недостаточно изучена и мало представлена в научной литературе.

МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ

Формирование системы управления устойчивостью невозможна без методологической основы. Методология представляет собой концепцию или учение о структуре, рациональной организации, методах и приемах деятельности.

Целью методологии управления является упорядочение процесса создания системы, а также управление этим процессом для обеспечения исполнения всех необходимых требований и к системе в целом, и к процессам в частности.

Применение методологических основ управления стратегической устойчивостью на практике должно привести к упрощению процесса формирования системы за счет четкого описания этого процесса, а также использования в формировании современных методов и технологий на протяжении всего жизненного цикла системы.

Предлагаемая методологическая структура разделена на несколько иерархических шагов (Рис.).

 

Рис. Методологическая основа управления стратегической устойчивостью

 

Первым шагом идет формирование понятийного аппарата, затем разработка концепции управления, а потом определение соответствующих индикаторов, которые охватывают экологический, социальный и экономический аспект устойчивости. Назначение каждого иерархического шага методологической структуры представлено в Табл. 1.

 

Таблица 1. Назначение структурных элементов методологии управления стратегической устойчивостью

Структурный элемент

Назначение

Формирование понятийного аппарата на основе системного подхода

Развитие сущностных и структурно-содержательных характеристик категории «стратегическая устойчивость»

Разработка концепции управления стратегической устойчивостью

Представляет собой деятельность по созданию управленческой конструкции с выделение принципов, которые предопределяют цель создания эффективной системы управления для обеспечения роста стратегической устойчивости, механизмов взаимодействия субъекта и объекта управления для достижения системой поставленной цели, законов и функций управления, составляющих системы и их функциональных задач, а также критерия эффективности управления стратегической устойчивости предприятия.

Детерминирование особенностей современного развития автотранспортных организаций

Представляет собой действия, направленные на оценку экономического статуса транспортных организаций, выявление проблем их развития, систематизация стратегических детерминант, влияющих на стратегическую устойчивость.

Измерение движущих сил стратегической устойчивости и перевод их на показатели

Формирование системы показателей временной и пространственной устойчивости и на их основе комплексного показателя стратегической устойчивости в разрезе экономической, социальной и экологической составляющих.

Формализация управления стратегической устойчивостью

Формальное описание системы управления с выделением структурных элементов, содержательной характеристикой форм управления, разработка положений теории майн-администрирования как технологической основы управления, а также формирование модели выбора программы развития организации

Источник: составлено автором

 

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ

Методологические основы управления позволяют представить формирование системы управления в виде процесса построения и последовательного преобразования ряда непротиворечивых моделей в различные периоды жизненного цикла системы управления. Проблемы жизненного цикла были проанализированы в трудах таких исследователей, как Д.Б. Берга [10], В.Н. Буркова [11], К.И. Бегининой [12], А.И. Кочетковой [13], В.Г. Смирновой [14], Г.В. Широковой [15] и других. Ученые в процессе исследования обращались к таким аспектам рассматриваемой области, как специфика жизненного цикла в управлении предприятием, совершенствование стратегии управления, организационной структуры, организационной культуры на разных стадиях жизненного цикла.

Рассмотрим развитие системы управления стратегической устойчивостью на разных этапах ее жизненного цикла.

Представим жизненный цикл системы следующим образом:

  • системный анализ и требования;
  • системный дизайн;
  • развитие;
  • реализация;
  • сопровождение.

Описание этапов представлено в Табл. 2.

 

Таблица 2. Назначение структурных элементов методологии управления стратегической устойчивостью

Название этапа

Описание этапа

Системный анализ и требования

Выявление процессов, которые должна осуществлять система, а именно: создание миссии организации, выявление стратегических целей, определение методов для реализации управления, анализ требований для достижения результата

Системный дизайн

Выявление того, каким образом, система будет осуществлять то, что необходимо, а именно: описание целевых положений, специфики и особенностей подуровней системы, описание элементов, которые будут взаимодействовать между собой

Развитие

Разработка действующих элементов и подуровней системы обособленно друг от друга, а также при единстве действий

Реализация

Проверка на соответствие всех показателей системы, которые должны функционировать и были выявлены в процессе системного анализа, включая контроль и оценку критериев стратегической устойчивости

Сопровождение

Анализ отклонений и принятие решений по выбору возможной программы развития

Источник: составлено автором

 

Любой этап, который должен быть реализован в процессе создания системы, включает в себя определенный алгоритм выполнения. Этот алгоритм состоит из процессов жизненного цикла. В данном случае процессом является единство взаимозависимых действий, которые изменяют входные данные на выходные. Любой из этих процессов состоит из перечня действий, а любое действие – из рядя задач. Все процессы и задачи начинаются с выполнения других процессов. При этом последовательность выполнение и алгоритм заранее не предопределены. Далее при осуществлении анализа процессов образуется полное и подробное описание всех видов деятельности.

Так, все виды деятельности, выполняющиеся в течении жизненного цикла системы управления можно объединить в несколько процессов (Табл. 3).

 

Таблица 3. Виды деятельности процессов жизненного цикла

Процессы

Виды деятельности

Процессы управления подготовкой стратегических данных

SWOT- анализа организации;

доведение данных анализа до структурных подразделений организации;

постановка целей и задач управления стратегической устойчивостью;

планирование стратегического управления

Процессы управления стратегическими ресурсами

создание программы управления стратегической устойчивостью;

создание показателей и их параметров временной и пространственной устойчивости;

анализ трендов показателей стратегической устойчивости;

разработка процессов оценки стратегической устойчивости;

прогноз конкурентной среды организации;

разработка плана и прогноза результатов управления;

прогноз по опережающим показателям;

создание дорожной карты

Процессы управления результатами стратегической устойчивости с учетом рисков

разработка методов для оценки рисков, а также плана по их ликвидации

Процессы управления стратегическими

инновациями

создание стратегической карты;

управление по целям;

АВС анализ клиентов;

разработка концепции бюджетирования;

реинжиниринг бизнес-процессов;

создание программы по внедрению инноваций;

представление методов повышения результативности управления

Процессы управления стратегическими знаниями

сбор необходимых данных и доведение их до структурных подразделений;

разработка экспертной системы, помогающей сделать выбор дальнейших действий;

применение алгоритмов машинного обучения, помогающих улучшить обслуживания клиентов

Источник: составлено автором

 

Полную картину о функциях системы управления стратегической устойчивостью можно получить, рассмотрев назначение каждой группы процессов. Каждый из процессов жизненного цикла в этих группах описывается с точки зрения цели и желаемых результатов, списков действий и задач, которые необходимо выполнить для достижения этих результатов.

Процессы управления подготовкой стратегических данных определяют действия, направленные на анализ первичной информации, выдачу результатов, необходимых для принятия управленческих решений.

Процессы управления эффективным использованием стратегических ресурсов – это такие процессы, при которых предприятие эффективно управляет различными ресурсами, находящимися в рамках его влияния. Такие ресурсы включают в себя нематериальными и материальными объекты.

Процессы управления результатами стратегической устойчивости с учетом рисков – это принятие решений и осуществление действий, направленных на снижение количества неблагоприятных исходов.

Процессы управления инновациями это целенаправленная цепь действий по разработке и исследованию новых предметных областей, чтобы производить новые идеи.

Процессы управления стратегическими знаниями – это такие процессы, которые дают возможность формировать целенаправленную деятельность, обеспечивающую организации возможность создавать, распределять и внедрять знания с целью повышения эффективность стратегии устойчивости предприятия.

К процессам управления стратегическими знаниями относят те процессы, которые позволяют собирать, анализировать, распространять, сохранять и эффективно использовать знания с целью повышения стратегической устойчивости.

Таким образом, реализация описанных процессов в рамках системы управления стратегической устойчивостью транспортных организаций, должна позволить охватить весь жизненный цикл системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в рыночных условиях предприятия находятся под влиянием многих факторов, усложняющих процессы принятия управленческих решений, напрямую касающиеся повышения эффективности стратегии устойчивости.

Чтобы сохранить результаты и повысить стратегическую устойчивость, транспортные организации должны осуществлять свою деятельности при помощи рациональных и четких действий по управлению, адаптируясь при этом к стремительно изменяющимся условия внешней и внутренней среды. При этом должно быть соблюдено главное условие – развивать систему управления стратегической устойчивостью так, чтобы акцент был на концепции ее жизненного цикла. Все это даст возможность признать, что и каким образом реализует система на каждой стадии жизненного цикла; как можно достичь поставленных целей; какие задачи должны быть выполнены для обеспечения стратегической устойчивости развития.

Применение на практике концепции жизненного цикла в процессе управления стратегической устойчивостью даст возможность управленцам найти и устранить все проблемы, которые имеются на каждом этапе, и в последствии ликвидировать их. Каждый управленец должен делать акцент на таких проблемах, которые появляются в рамках перехода от одного этапа управления к другому. Это объясняет повышенный интерес ученых и исследователей к проблеме управления жизненным циклом системы.

 

Автор заявляет, что настоящая статья не содержит каких-либо исследований с участием людей в качестве объектов исследований.

×

About the authors

Svetlana V. Grigoreva

Moscow State University of Civil Engineering (National Research University)

Author for correspondence.
Email: grigorevasv2017@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1600-480X
SPIN-code: 4659-1842

PhD Physical and Mathematical Sciences, associate Professor

Russian Federation, Moscow

References

  1. Дудин М.Н. Обеспечение стратегической устойчивости предпринимательских структур в условиях инновационного развития: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. – М.: 2013. – 49 c. [Dudin MN. Ensuring strategic sustainability of entrepreneurial structures in the conditions of innovative development [dissertation]. Moscow; 2013. 49 р. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 09.02.2022. Доступно по: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/67650/zavyalovoy_t._i.pdf?sequence=1
  2. Ильченко А.Н. Управление реструктуризацией отраслей на основе системного анализа «жизненного цикла» // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 10 (39). – С. 167–171. [Ilchenko AN. Management of restructuring of industries on the basis of a system analysis of the "life cycle". Economics and entrepreneurship. 2013;10(39):167-171. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 09.02.2022. Доступно по: http:// http://www.intereconom.com
  3. Терентьева Т.В. Методологические основы обеспечения устойчивости развития рыбохозяйственных предпринимательских структур: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. – Владивосток; 2011. – 40 c. [Terentyeva TV. Methodological foundations for ensuring the sustainability of the development of fisheries business structures [dissertation]. Vladivostok; 2011. 40 р. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 09.02.2022. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01004849180
  4. Козлов В.А., Данченок Л.А. Проблемы управления устойчивостью развития и функционирования предпринимательских организаций (монография). М: МЭСИ, 2012. [Kozlov VA, Danchenok LA. Problems of sustainability management of development and functioning of entrepreneurial organizations (monograph). Moscow: MESI; 2012. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 09.02.2022. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01006567575
  5. Канунников А. В. Стратегическое управление: условие устойчивого развития промышленных предприятий // Вестник ОрелГИЭТ. – 2012. – № 1 (19). – С. 121–127. [Kanunnikov AV. Strategic management: a condition for sustainable development of industrial enterprises. Vestnik OrelGIET. 2012;1(19):121-127. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 09.02.2022. Доступно по: http://orelgiet.ru/public/Vestnik_OrelGIET
  6. Dyllick T, Hockerts K. Beyond the Business Case for Corporate Sustainability Business Strategy and the Environment. 2002;11:130-141. doi: 10.1002/bse.323
  7. Steurer R, Langer ME, Konrad A, et al. Corporations, Stakeholders and Sustainable Development I: A Theoretical Exploration of Business Society Relations. Journal of Business Ethics. 2005;61/3:263-281. doi: 10.1007/s10551-005-7054-0
  8. Суворов С.Б., Кузнецова И.Д., Ильченко А.Н. Управление стратегией устойчивости предприятия агропромышленного комплекса // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2007. – № 1. – С. 55–59. [Suvorov SB, Kuznetsova ID, Ilchenko AN. Management of the sustainability strategy of the agro-industrial complex enterprise. Modern high-tech technologies. Regional application. 2007;1:55-59. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 09.02.2022. Доступно по: http://journals.isuct.ru/snt
  9. Переверзев П.П., Угрюмова Н.В., Лаврентьева И.В. Формирование механизма устойчивого развития экономики предприятий в сфере услуг и производства на основе реализации реинжиниринга с процессным подходом к управлению. // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. – 2012. – № 9 (268). – С. 15–20. [Pereverzev PP, Ugryumova NV, Lavrentieva IV. Formation of a mechanism for the sustainable development of the economy of enterprises in the service sector and production based on the implementation of reengineering with a process approach to management. Bulletin of SUSU. Series: Economics and Management. 2012;9(268):15-20. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 09.02.2022. Доступно по: https://vestnik.susu.ru/em
  10. Берг Д.Б. Математические модели жизненного цикла конкуренции в физических и экономических системах : автореф. дис. ... д-ра физ.-мат. наук. – Челябинск; 2002. – 42 с. [Berg DB. Mathematical models of the life cycle of competition in physical and economic systems [dissertation]. Chelyabinsk; 2002. 42 р. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 09.02.2022. Доступно по: https://www.dissercat.com/content/matematicheskie-modeli-zhiznennogo-tsikla-konkurentsii-v-fizicheskikh-i-ekonomicheskikh-sist
  11. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами / под ред. В.В. Кульба. – М.: Наука, 1994. – 74 с. [Burkov VN, Irikov VA. Models and methods of management of organizational systems. Kulba VV, editor. Moscow: Science; 1994. 74 p. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 09.02.2022. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01001680391
  12. Бегинина К.И. Особенности реструктуризации предприятий на различных этапах жизненного цикла // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. – 2011. – № 28. – С. 193–199. [Beginina KI. Features of enterprise restructuring at various stages of the life cycle. Management of economic systems: electronic scientific journal. 2011;28:193-199. (In Russ.).] Ссылка активна на: 09.02.2022. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-restrukturizatsii-predpriyatiy-na-razlichnyh-etapah-zhiznennogo-tsikla
  13. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. [Kochetkova AI. Introduction to organizational behavior and organizational modeling: textbook. manual. Moscow: Delo, 2003. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 09.02.2022. Доступно по: https://pdf.11klasov.net/16914-vvedenie-v-organizacionnoe-povedenie-i-organizacionnoe-modelirovanie-kochetkova-ai.html
  14. Сулимова Е.А., Смирнова М.А. Особенности развития компаний по стадиям жизненного цикла // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 6. – С. 42–45. [Sulimova EA, Smirnova MA. Features of the development of companies by stages of the life cycle. Innovation and investment. 2020;(6):42-45. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 09.02.2022. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-kompaniy-po-stadiyam-zhiznennogo-tsikla
  15. Широкова Г.В., Серова О.Ю. Модели жизненных циклов организаций: теоретический анализ и эмпирические исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2006. – № 1. – С. 3–27. [Shirokova GV, Serova OY. Models of life cycles of organizations: theoretical analysis and empirical research. Bulletin of St. Petersburg University. Management. 2006;1:3-27 (In Russ.)]. Ссылка активна на: 09.02.2022. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-zhiznennyh-tsiklov-organizatsiy-teoreticheskiy-analiz-i-empiricheskie-issledovaniya-1

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Picture. Methodological Basis for Strategic Sustainability Management

Download (34KB)

Copyright (c) 2022 Grigoreva S.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

link to the archive of the previous title

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies