Использование бистальных элементов в пролетных строениях мостов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Объектом исследования являются пролетных строений из двух марок стали различной прочности. В статье исследуется эффективность применения бистальной компоновки сечений балок мостовых сооружений на основании технико-экономического анализа, заключающегося в определении величины строительных и конструктивных коэффициентов в пересчете на бистальные сечения для балок таких же пролетов с целью выявления экономии металла. В ходе исследования была подтверждена эффективность применения в наборе сталей различной прочности. Изложенные в статье материале могут быть положены в основу практического применения бистальных пролетных строений.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

Научно-технический прогресс в области эффективного использования материалов стимулирует уменьшение стоимости мостовых сооружений посредством применения бистальных несущих элементов, эффект от использования которых достигается посредством рационального сочетания различных по прочности сталей, распределенных по высоте сечения в зависимости от напряженно-деформированного состояния пролетного строения [1].

В настоящее время на базе проведенных научных исследований СПбПУ ИСИ, а также накопленного практического опыта имеется возможность уменьшения расхода стали для металлических автодорожных пролетных строений средних и больших пролетов за счет применения бистальной компоновки сечений, эффективность использования которых исследуется в данной статье.

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье предлагается осуществить совершенствование автодорожных сталежелезобетонных и цельнометаллических пролетных строений параллельно с их унификацией, для чего требуется определить величину строительных и конструктивных коэффициентов в пересчете на бистальные сечения для балок таких же пролетов с целью выявления экономии металла и возможного снижения веса. Строительный коэффициент представляет собой отношение действительного веса элемента к конструктивному весу, полученному как произведение подобранной площади сечения элемента на его теоретическую длину l  и удельный вес γ, т. е.

G=ψFтеорlγ, (1)

где

ψ=FпрFтеорη; η=GmFпрγl.

В свою очередь, конструктивный коэффициент представляет собой отношение действительного веса элемента к теоретическому, полученному как произведение теоретически необходимой площади элемента на его теоретическую длину l  и γ. В целях более полного представления о величине строительных и конструктивных коэффициентов для пролетных строений различных статических схем на в программном комплексе MATLAB была реализована программа применительно как к разрезным, так и неразрезным системам пролетных строений. Причем произведен подсчет строительных и конструктивных коэффициентов для ряда реальных, ранее построенных мостов с бистальными балками для практического сопоставления их с коэффициентами в предлагаемых вариантах унифицированных бистальных пролетных строений.

Строительные и конструктивные коэффициенты подсчитывались для систем пролетных строений: 42+63+42 м (серии 3,503 – 59); 63+84+63 м (серии 3,503 – 50); 48+60+48 м (серии 5776КМ); l=63 м (серии 42006КМ) с компоновками сечений, указанными на рис. 1, 2, и для сравнения вышеуказанные коэффициенты определялись для пролетных строений в моностальном исполнении. Бистальные балки компоновались из следующих марок сталей:

  1. Сталь стенки и верхнего пояса 15ХСНД; сталь нижнего пояса 12ГН2МФАЮ.
  2. Сталь стенки поясов 15ХСНД.
  3. Сталь стенки и верхнего пояса 16Д (М16С), для пролетного строения с пролетом 63 м для нижнего пояса использовалась сталь 10ХСНД.
  4. Сталь стенки и верхнего пояса 14Г2, а сталь нижнего пояса марки 12Г2СМФ и 14Х2РМР (48+60+48 м).

 

Рис. 1. Расчётная схема и эпюра предельных напряжений бисталежелезобетонного сечения

 

Рис. 2. Расчётная схема, эпюра предельных напряжений и схемы пролётных строений: а – расчетная схема; б – эпюра пред. напряжений; в – схемы пролётных строений

 

В первом приближении эффективность предполагаемых решений с различной компоновкой сечений оценивалась величиной экономии металла по отношению к качеству затраченной стали повышенной или высокой прочности. Такая оценка представлена в Таблице.

 

Таблица. Экономическая эффективность балок с различным набором сталей

Компоновка сечений из сталей

Тип балки

Общая затрата стали, %

Затраты стали повышенной и высокой прочности, %

Эконо-мия стали, %

Экономия стали, отнесенная к затраченной стали повышенной или высокой прочности, %

(М16С), 15Д, 14Г2

Моно-сталь

100

0

0

15ХСНД

Моно-сталь

81,6

81,6

18,4

22,6

16Д – высокопрочная сталь

Би-сталь

91

28,7

9,0

31,8

16Д – повышенной прочности

Би-сталь

81,6

46,0

18,4

28,3

14Г2, 15ХСНД – высокопрочная сталь

Би-сталь

81,6

32

16

27,2

 

Для уточнения экономического эффекта с помощью строительных и конструктивных коэффициентов авторами составлен расчет с помощью программы MATLAB указанных схем и типов компоновок поперечных сечений.

Входными данными программы являются: значения моментов, марки используемой стали, варианты схем. В теле программы организовано несколько вложенных друг в друга циклов по моментам и по сечениям пролетного строения моста.

После того, как будут произведены расчеты деформаций и прочностных характеристик, они проверяются на соответствие заданным значениям, и в случае совпадения происходит запоминание размеров поперечного сечения балок.

В конце работы программа распечатывает накопленные значения, а также номера вариантных схем и моментов.

Согласно полученным на этом этапе работы данным построены графические зависимости, характеризующие многосторонность зависимости конструктивных и строительных коэффициентов для бистальных и бисталежелезобетонных пролетных строений, причем полученные в окончательном виде значения коэффициентов основывались на использовании при расчете «метода характеристик веса», согласно которому величина отношения веса бистальных балок к моностальной находится по формуле:

G=gL2γχ'hc'σm,ст(1-χm·m·h), (2)

где hc' - коэффициент учета влияния собственного веса балок; h - коэффициент, учитывающий влияние отношения собственного веса бистальной балки к моностальной; χm - коэффициент, характеризующий соотношение фактических характеристик веса.

Как показали предварительные выводы, строительный коэффициент для бистальных пролетных строений находится в пределах 1,12…1,22, для бисталежелезобетонных - 1,12…1,28, то есть выше, чем для бистальных с ортотропной плитой проезжей части.

Конструктивный коэффициент для бистальных и бисталежелезобетонных балок в среднем одинаковый и находится в пределах 1,12…1,35, для схемы 1 пролета с l=63 м значение 1,46. Это свидетельствует об эффективности применения в наборе сталей различной прочности, в том числе высокопрочных (Рис. 3). В среднем отличие от моностальных унифицированных пролетных строений по коэффициентам составило: строительному - 7…10 %, конструктивному - 7…12 % (15 %). Влияние конструктивной формы поперечных сечений на формирование величины строительных и конструктивных коэффициентов говорит о том, что в двутавровых сечениях влияние прочности сталей на изменение размеров элементов сечения сказывается в большей степени, нежели в коробчатых (Рис. 4).

 

Рис. 3. График зависимости строительного коэффициента от типа пролетного строения:

 

42+63+42 м

63+84+63 м

48+60+48 м

l=63 м

1 – схема № 1

5 – схема № 1

09 – схема № 1

13 – схема № 1

2 – схема № 2

6 – схема № 2

10 – схема № 2

14 – схема № 2

3 – схема № 3

7 – схема № 3

11 – схема № 3

 

4 – схема № 4

8 – схема № 4

12 – схема № 4

 

 

Рис. 4. График зависимости строительного коэффициента от отношения пределов прочности стали стенки к стали пояса для пролетных строений:

 

Доказательством тому может служить эффект работы коробчатого сечения за пределом упругости, в большей мере проявляющийся при пролетах 120…200 м и выше, тогда как в пролетных строениях с бистальными балками двутаврового сечения эффект упругопластической работы проявляется уже при пролетах 40 м и выше (Рис. 5).

 

Рис. 5. График зависимости строительного коэффициента от длины пролетного строения

 

ВЫВОД

Рассчитанные конструктивные и строительные коэффициенты для различных сочетаний металлов в пролетных строениях демонстрируют преимущества применения бистальных и бисталежелезобетонных балок в мостовых сооружениях. При этом анализ программы расчета и полученных результатов указал на необходимость расширения границ упругопластической работы стенки двутавровых и коробчатых бистальных балок с целью получения дополнительной экономии металла и совершенствования критерия предельных состояний.

Авторы заявляют, что:

  1. У них нет конфликта интересов.
  2. Настоящая статья не содержит каких-либо исследований с участием людей в качестве объектов исследований.
×

Об авторах

Игорь Анатольевич Петрушенко

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Автор, ответственный за переписку.
Email: petrushenko.ia@edu.spbstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1236-0260
SPIN-код: 8891-7878

студент, Инженерно-строительный институт

Россия, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д.29

Глеб Александрович Аверченко

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Email: averchenko_ga@spbstu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8813-545X
SPIN-код: 1707-9958
Scopus Author ID: 57216628688
ResearcherId: AAI-2145-2020

ассистент, Инженерно-строительный институт

Россия, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д.29

Список литературы

  1. Картопольцев В.М. Применение бистальных балок в пролетных строениях автодорожных мостов: специальность 05.23.15: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Картопольцев Владимир Михайлович. – Ленинград, 1991. − С. 5−11. [Kartopol'cev VM. Primenenie bistal'nyh balok v proletnyh stroenijah avtodorozhnyh mostov : special'nost' 05.23.15 : avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora tehnicheskih nauk. Kartopol'cev Vladimir Mihajlovich. 1991;5-11. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 07.12.2021. Доступно по: https://dlib.rsl.ru/01000298430
  2. Ермошин Н.А., Лазарев Ю.Г., Егошин А.М., Змеев А.Т. Планирование развития дорожной сети с учетом принципов многокритериальной оптимизации // Путевой навигатор. − 2019. − №38(64). − С. 24–31. [Ermoshin NA, Lazarev YuG, Egoshin AM, Zmeev AT. Planirovanie razvitiya dorozhnoi seti s uchetom printsipov mnogokriterial'noi optimizatsii. Path navigator. 2019;(38(64)):24-31. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 07.12.2021. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=37285708
  3. Аверченко Г.А., Огурцов Г.Л. Перспективы использования композитного материала в мостостроении // IV Международная научно-практическая конференция: «Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития»; Апрель 3, 2019; Петрозаводск. [Averchenko GA, Ogurtsov GL. Composite material in bridge construction - the way to perfection. (Conference proceedigs) IV Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: “Fundamental'naya i prikladnaya nauka: sostoyanie i tendentsii razvitiya”; 2019 Apr 3; Petrozavodsk (In Russ.)]. Ссылка активна на: 23.12.2020. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=41475166
  4. Русаков М.Н., Исмаилов А.М. Стирол-бутадиен-стирольные полимеры для автодорожного строительства в Российской Федерации // Строительство уникальных зданий и сооружений. – 2020. – №2(87). – С. 23–40. [Rusakov MN, Ismailov AM. Styrene-butadiene-styrene polymers for road construction in the Russian Federation. Construction of Unique Buildings and Structures. 2020;(2(87)):23-40. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 09.12.2021. Доступно по https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44507829
  5. Урчева Ю.А., Холоднов В.А., Сыроежко А.М. и др. Компромиссная оценка предпочтительности полимеров типа стирол-бутадиен-стирол, используемых при производстве полимерно-битумного вяжущего, с использованием нечетких множеств // Известия Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). – 2020. – № 55. – С. 97–102. [Urcheva JA, Holodnov VA, Syroezhko AM, et al. Compromise assessment of the preference of styrene-butadiene-styrene copolymers, used in the production of polymer-modified bitumen, using fuzzy sets. Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Technology (Technical University). 2020;(55):97-102. (In Russ.)]. doi: 10.36807/1998-9849-2020-55-81-97-102
  6. Аверченко Г.А., Борисов В.А., Гуга Н.А., и др. Феноменологический метод прогнозирования оценки механических свойств полимерных композиционных материалов / В сборнике: региональные аспекты развития науки и образования в области архитектуры, строительства, землеустройства и кадастров в начале III тысячелетия. Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. Сысоева О.Е. – 2020. – С. 158–160. [Averchenko GA, Borisov VA, Guga NA, et al. Phenomenological method for forecasting the estimation of the mechanical properties of polymeric composite materials. In: Regional'nye aspekty razvitija nauki i obrazovanija v oblasti arhitektury, stroitel'stva, zemleustrojstva i kadastrov v nachale III tysjacheletija. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Editor Sysoev OE. 2020:158–160. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 07.12.2021. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44864573
  7. Пискун А.С., Ганец Г.В., Аверченко Г.А. Методы натурного обследования железобетонного моста на примере моста через реку Косопаша // Вестник МГСУ. – 2020. – Т. 15. – № 7. – С. 957–967. [Piskun AS, Ganec GV, Averchenko GA. Methods of on-site inspection of a reinforced concrete bridge exemplified by the bridge over the river Kosopasha. Vestnik MGSU. 2020;15(7):957-967. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 07.12.2021. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44349001
  8. Аверченко Г.А., Павленко А.Д., Зорина Е.А., Наборщикова Д.Н. Строительство водопропускных труб методом продавливания готовых звеньев в насыпь // Транспортные системы и технологии. – 2020. – Т. 6. – № 4. – С. 45–60. [Averchenko GA, Pavlenko AD, Zorina EA, Naborshhikova DN. Construction of culverts by pushing the finished links into the embankment. Transportation systems and technology. 2020;6(4):45-60. (In Russ.)]. doi: 10.17816/transsyst20206445-60
  9. Аверченко Г.А., Огурцов Г.Л. Перспективы использования композитного материала в мостостроении / В сборнике: Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития. Cборник статей II Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 229–231. [Averchenko GA, Ogurcov GL. Composite material in bridge construction – the way to perfection. V sbornike: Fundamental'naja i prikladnaja nauka: sostojanie i tendencii razvitija. sbornik statej II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019:229-231. (In Russ.)]. Ссылка активна на 07.12.2021. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41475166
  10. Alekseytsev AV, Al Ali M. Optimization of hybrid I-beams using modified particle swarm method. Magazine of Civil Engineering. 2018;7(83):175-185. [cited 09 Dec 2021] Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37319133
  11. Абаев А.С. Технико-экономическое сравнение вариантов моностальной и бистальной стропильных ферм // Молодой исследователь Дона. – 2018. – № 2(11). – С. 2–4. [Abaev AS. Techno-economic comparison of options of monosteel and bisteel roof trusses. Molodoj issledovatel' Dona. 2018;(2(11)):2-4. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 07.12.2021. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34971629
  12. Картопольцев В.М., Картопольцев А.В. Разработка перспективных (гибридных) конструкций пролетных строений мостов из сталей различной прочности // Вестник ТГАСУ. – 2017. – № 3. – 67 с. [Kartopol'cev VM, Kartopol'cev AV. Hybrid design of bridge span structures made of different strength steel. Vestnik TGASU. 2017;(3):67. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 07.12.2021. Доступно по https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29345496
  13. Федотова Е.А., Акопьян К.А., Леонова А.Н. Специальные типы составных балок // Глобус: технические науки. – 2019. – № 6. – 30 с. [Fedotova EA, Akop'jan KA, Leonova AN. Special'nye tipy sostavnyh balok. Globus: tehnicheskie nauki. 2019;(6):30. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 07.12.2021. Доступно по https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44306230
  14. Зорина Е.А., Ким Д.У., Аверченко Г.А., Уколов С.А. Устойчивость конструкций автодорожных и железнодорожных мостов при вынужденных колебаниях стержневых систем // Путевой навигатор. – 2021. – № 47(73). – С. 39–47. [Zorina EA, Kim DU, Averchenko GA, Ukolov SA. Ustojchivost' konstrukcij avtodorozhnyh i zheleznodorozhnyh mostov pri vynuzhdennyh kolebanijah sterzhnevyh sistem. Path Navigator. 2021;(47(73)):39-47. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 07.12.2021. Доступно по https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46208591
  15. Аверченко Г.А., Баланин А.П., Борисов В.А., и др. Использование жесткой нити в качестве несущего элемента покрытий больших пролетов / В сборнике: Неделя науки ИСИ. Материалы всероссийской конференции в 3-х частях. Инженерно-строительный институт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. – 2021. – С. 227–229. [Averchenko GA, Balanin AP, Borisov VA, et al. Ispol'zovanie zhestkoj niti v kachestve nesushhego jelementa pokrytij bol'shih proletov. V sbornike: Nedelja nauki ISI. Materialy vserossijskoj konferencii v 3-h chastjah. Inzhenerno-stroitel'nyj institut Sankt-Peterburgskogo politehnicheskogo universiteta Petra Velikogo. 2021:227-229. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 07.12.2021. Доступно по https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46294823
  16. Алексеев С.В., Шевченко С.М., Трифонова А.А. Выявление наиболее надежных конструкций деформационных швов // Путевой навигатор. – 2021. – № 46(72). – С. 36–43. [Alekseev SV, Shevchenko SM, Trifonova AA. Vyjavlenie naibolee nadezhnyh konstrukcij deformacionnyh shvov. Path Navigator. 2021;(46(72)):36-43. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 07.12.2021. Доступно по https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45154681

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Расчётная схема и эпюра предельных напряжений бисталежелезобетонного сечения

Скачать (41KB)
3. Рис. 2. Расчётная схема, эпюра предельных напряжений и схемы пролётных строений: а – расчетная схема; б – эпюра пред. напряжений; в – схемы пролётных строений

Скачать (40KB)
4. Рис. 3. График зависимости строительного коэффициента от типа пролетного строения:

Скачать (25KB)
5. Рис. 4. График зависимости строительного коэффициента от отношения пределов прочности стали стенки к стали пояса для пролетных строений:

Скачать (19KB)
6. Рис. 5. График зависимости строительного коэффициента от длины пролетного строения

Скачать (33KB)

© Петрушенко И.А., Аверченко Г.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Ссылка на архив предыдущего журнала