Цифровые технологии в организации театральных фестивалей
- Авторы: Осюнихина В.П.1
-
Учреждения:
- Тольяттинская академия управления
- Выпуск: Том 1 (2025)
- Страницы: 383-384
- Раздел: ЧАСТЬ I. Цифровые технологии: настоящее и будущее
- Статья получена: 26.05.2025
- Статья одобрена: 27.06.2025
- Статья опубликована: 02.11.2025
- URL: https://transsyst.ru/osnk-sr2025/article/view/680715
- ID: 680715
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Возникла необходимость создания филармонического театра в г. Тольятти. В общении с театром «Дилижанс» (г. Тольятти), который выступает партнером, возникла идея использовать филармонический театр для проведения крупного молодежного межрегионального круглогодичного театрального фестиваля. При этом сейчас цифровизация позволяет привлекать новую аудиторию, особенно молодое поколение, которое активно пользуется Интернетом и социальными сетями. Использование цифровых платформ делает театральные фестивали доступными для зрителей из разных регионов и стран.
Цель — изучить технологию организации театральных фестивалей, а также цифровые и современные технологии, которые используются в решении управленческих решений [3].
Методы. Был использован аналитический метод — для обзора тенденций и этапов цифровизации театра, [4] а также контент-анализ и кейс-стади — для изучения конкретных случаев и выявления успешных практик мирового опыта, например, были разобраны примеры успешных цифровых театральных фестивалей (Авиньонский и Эдинбургский фестиваль см. рис. 1, с анализом используемых технологий, организационных моделей и способов взаимодействия с аудиторией [1, 2].
Рис. 1. Цифровые технологии, используемые на Эдинбургском фестивале
Результаты. Была предложена многоуровневая иерархическая модель (рис. 2) обеспечивающая эффективное стратегическое и оперативное руководство фестивальным движением города.
Рис. 2. Модель управления и принятия решений в организации театрального фестиваля
Фестивальный форум выполняет функции стратегического центра, отвечающего за средне- и долгосрочное планирование, определение приоритетов развития, распределение финансовых ресурсов и принятие ключевых решений, направленных на поддержание конкурентоспособности как ведущего фестивального города мира.
Руководящий комитет осуществляет мониторинг реализации утвержденных на форуме решений, а также контролирует выполнение плана действий, обеспечивая тем самым согласованность между стратегическими задачами и их практической реализацией.
Совет директоров отвечает за оперативное управление и координацию деятельности, а также за формирование и руководство рабочими группами по основным направлениям развития: программирование, экологические вопросы, маркетинг и инновации. В состав рабочих групп входят постоянные сотрудники фестивалей, а председателем каждой группы является член совета директоров, что способствует интеграции управленческих и исполнительских функций.
Такое распределение ролей и ответственности способствует не только прозрачности и эффективности управленческих процессов, но и позволяет гибко реагировать на современные вызовы, в том числе связанные с внедрением цифровых технологий, развитием новых форматов и расширением аудитории. Данная модель может быть рекомендована для адаптации в других городах и странах, стремящихся к развитию устойчивой и инновационной фестивальной экосистемы.
Выводы. Внедрение цифровых технологий способствует оптимизации управленческих процессов: использование цифровых платформ для координации работы, обмена информацией и мониторинга выполнения задач позволяет повысить прозрачность и эффективность взаимодействия между всеми уровнями структуры.
Расширению аудитории: онлайн-трансляции, цифровые билеты, интерактивные платформы и социальные сети делают театральные фестивали доступными для зрителей по всему миру, что особенно актуально в условиях глобализации и цифровизации культуры. Развитию инновационных форматов: цифровые инструменты открывают новые возможности для программирования, маркетинга и продвижения фестивалей, а также для внедрения экологических и инклюзивных решений.
Таким образом, цифровые технологии становятся неотъемлемой частью современного управления театральными фестивалями, способствуя их устойчивому развитию, инновационности и глобальной конкурентоспособности. Опыт Эдинбурга может служить моделью для других культурных центров, стремящихся к эффективной интеграции цифровых решений в организацию фестивальных событий.
Полный текст
Обоснование. Возникла необходимость создания филармонического театра в г. Тольятти. В общении с театром «Дилижанс» (г. Тольятти), который выступает партнером, возникла идея использовать филармонический театр для проведения крупного молодежного межрегионального круглогодичного театрального фестиваля. При этом сейчас цифровизация позволяет привлекать новую аудиторию, особенно молодое поколение, которое активно пользуется Интернетом и социальными сетями. Использование цифровых платформ делает театральные фестивали доступными для зрителей из разных регионов и стран.
Цель — изучить технологию организации театральных фестивалей, а также цифровые и современные технологии, которые используются в решении управленческих решений [3].
Методы. Был использован аналитический метод — для обзора тенденций и этапов цифровизации театра, [4] а также контент-анализ и кейс-стади — для изучения конкретных случаев и выявления успешных практик мирового опыта, например, были разобраны примеры успешных цифровых театральных фестивалей (Авиньонский и Эдинбургский фестиваль см. рис. 1, с анализом используемых технологий, организационных моделей и способов взаимодействия с аудиторией [1, 2].
Рис. 1. Цифровые технологии, используемые на Эдинбургском фестивале
Результаты. Была предложена многоуровневая иерархическая модель (рис. 2) обеспечивающая эффективное стратегическое и оперативное руководство фестивальным движением города.
Рис. 2. Модель управления и принятия решений в организации театрального фестиваля
Фестивальный форум выполняет функции стратегического центра, отвечающего за средне- и долгосрочное планирование, определение приоритетов развития, распределение финансовых ресурсов и принятие ключевых решений, направленных на поддержание конкурентоспособности как ведущего фестивального города мира.
Руководящий комитет осуществляет мониторинг реализации утвержденных на форуме решений, а также контролирует выполнение плана действий, обеспечивая тем самым согласованность между стратегическими задачами и их практической реализацией.
Совет директоров отвечает за оперативное управление и координацию деятельности, а также за формирование и руководство рабочими группами по основным направлениям развития: программирование, экологические вопросы, маркетинг и инновации. В состав рабочих групп входят постоянные сотрудники фестивалей, а председателем каждой группы является член совета директоров, что способствует интеграции управленческих и исполнительских функций.
Такое распределение ролей и ответственности способствует не только прозрачности и эффективности управленческих процессов, но и позволяет гибко реагировать на современные вызовы, в том числе связанные с внедрением цифровых технологий, развитием новых форматов и расширением аудитории. Данная модель может быть рекомендована для адаптации в других городах и странах, стремящихся к развитию устойчивой и инновационной фестивальной экосистемы.
Выводы. Внедрение цифровых технологий способствует оптимизации управленческих процессов: использование цифровых платформ для координации работы, обмена информацией и мониторинга выполнения задач позволяет повысить прозрачность и эффективность взаимодействия между всеми уровнями структуры.
Расширению аудитории: онлайн-трансляции, цифровые билеты, интерактивные платформы и социальные сети делают театральные фестивали доступными для зрителей по всему миру, что особенно актуально в условиях глобализации и цифровизации культуры. Развитию инновационных форматов: цифровые инструменты открывают новые возможности для программирования, маркетинга и продвижения фестивалей, а также для внедрения экологических и инклюзивных решений.
Таким образом, цифровые технологии становятся неотъемлемой частью современного управления театральными фестивалями, способствуя их устойчивому развитию, инновационности и глобальной конкурентоспособности. Опыт Эдинбурга может служить моделью для других культурных центров, стремящихся к эффективной интеграции цифровых решений в организацию фестивальных событий.
Об авторах
Виктория Павловна Осюнихина
Тольяттинская академия управления
Автор, ответственный за переписку.
Email: ovika2109@gmail.com
студентка, группа 38.03.02, направление менеджмент
Россия, ТольяттиСписок литературы
- Хобракова Л.М., Брындин А.А. Эдинбургский фестиваль искусств «Фринж» как феномен культуры // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2021. № 4(20). С. 102–109. doi: 10.31443/2541-8874-2021-4-20-102-109 EDN: YADQOU
- Бурденко Е.В., Собченко В.Д., Янкелевич А.И. Авиньонский международный театральный фестиваль: исторический, художественный и организационно-экономический аспекты // Культура: управление, экономика, право. 2018. № 4. С. 45–53. EDN: YLHUOL
- Шляпина Ю.В., Газизова Д.Б., Храпова Е.В. Совершенствование организации и продвижения театрально-событийных фестивалей Омской области // Материалы VIII Международной научно-практической конференции: «Проблемы развития индустрии туризма» (Чита, 31 октября 2022 г.) / под ред. О.А. Лях, С.А. Батоевой. Чита: Забайкальский государственный университет, 2022. С. 101–106. EDN: RLLWEH
- Ладейщиков Ю.С. Современные тренды проектного управления // Сборник статей II Международной научно-практической конференции: Долгосрочное развитие и обеспечение конкурентоспособности общества и государства. (Петрозаводск, 22 марта 2021 г.). Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. С. 86–92. EDN: JZOTPG





