Vozmozhnosti variativnykh distsiplin v formirovanii obshcheprofessional'noy kompetentsii (OPK-5) pri obuchenii bakalavrov sotsial'noy raboty

Abstract


Современная система высшего образования построена на применении компетентностного подхода как основы для подготовки профессионалов, способных решать трудовые задачи, быть готовыми к непрерывному образованию и самообразованию. В статье актуализирована значимость преемственности изучаемых дисциплин в процессе обучения бакалавров социальной работы и взаимосвязь компетентностного подхода с будущей профессиональной деятельностью. Подготовка студентов по направлению «Социальная работа» остается по-прежнему актуальной в современной России. Программа бакалавриата опирается на ряд компетенций, которые формируют у студентов необходимые способности для будущей профессии, направляют их на решение профессиональных задач. Представлена актуальность изучения дисциплин «Основы социального государства и гражданского общества» и «Управление социальными рисками», которые входят в вариативную часть учебного плана подготовки бакалавров социальной работы и направлены на формирование знаний, умений, навыков, служащих основой для усвоения последующих, специализированных предметов. С помощью методов описания, сравнения, наблюдения раскрыты возможности компетентностного подхода к образовательной деятельности и показаны некоторые примеры активных и интерактивных образовательных технологий при его использовании.

Full Text

Современная социальная реальность, в которой многие люди не могут самостоятельно найти выход из сложной жизненной ситуации, по-прежнему актуализирует роль социальной работы. В России в квалификационном справочнике профессия «специалист по социальной работе» появилась в 1991 г. В Омском регионе в 1996 г. на базе Омского государственного технического университета была начата подготовка по этой специальности. Кафедрой социологии, социальной работы и политологии Омского государственного технического университета накоплен многолетний опыт подготовки специалистов социальной сферы, который в настоящее время применяется в обучении бакалавров. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (далее - ФГОС) область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 - «Социальная работа», включает: «социальную защиту населения; социальное обслуживание; сферы образования, здравоохранения, культуры; медико-социальную экспертизу; пенитенциарную систему и систему организаций, регулирующих занятость, миграцию, помощь в чрезвычайных ситуациях; предприятия и фирмы различных видов деятельности и форм собственности, некоммерческие организации». Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной защите. В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Проблемы современного высшего образования поднимают многие отечественные ученые, в частности, компетентностный подход описывается такими авторами как И.В. Коняхина (Коняхина 2012), И.П. Мединцева (Мединцева 2012), Л.В. Будяк (Будяк 2011) и др. Монография «Компетентностный подход в образовательном процессе» наиболее полно отражает современное состояние системы образования, применение указанного подхода как требования современного общества и социального института образования, компетенции и модели их формирования, а также характеризует образовательную среду как условие современного образовательного процесса (Федоров и др. 2012). Троянской С.Л. разработано учебное пособие «Основы компетентностного подхода в высшем образовании». Компетенция в нем трактуется как интегральная характеристика обучающегося, отражающая его способности использовать всю совокупность имеющихся знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств для решения проблем (Троянская 2016). Применению компетентностного подхода в процессе обучения по направлению «Социальная работа» посвящены статьи Л.Л. Романовой (Романова 2013), И.В. Бурцевой (Бурцева 2012). Авторы сходятся во мнении, что компетентный специалист должен обладать не только знаниями, умениями и навыками, но и способностью и готовностью реализовать их в работе. В статьях дана характеристика компетенций, формируемых в рамках подготовки бакалавров социальной работы. Таким образом, в научной литературе подробно раскрыты понятия «компетентностный подход», «компетенции», существует обзор компетенций, формируемых при профессиональной подготовке бакалавров социальной работы, однако работ по формированию конкретных компетенций практически нет, что подтверждает актуальность статьи. Для примера рассмотрим формирование общепрофессиональной компетенции-5 (далее ОПК-5), которая сформулирована в ФГОС следующим образом: «способность учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан» (Приказ от 12.01.2016 № 8 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 - «Социальная работа» (уровень бакалавриата). Указанная компетенция формируется путем преподавания нескольких дисциплин, например, социологии, теории и этики социальной работы, социального благополучия и социальной квалиметрии, организации социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, конфликтологии в социальной работе и др. К этой группе также относятся дисциплины «Управление социальными рисками» и «Основы социального государства и гражданского общества», входящие в вариативную часть учебной программы. Рассмотрим на примере этих двух дисциплин возможности компетентностного подхода применительно к социальной работе. Дисциплина «Основы социального государства и гражданского общества» опирается в своих исследованиях на теоретические и методологические положения нескольких социально-гуманитарных наук. Ее преподавание отличается тем, что она носит интеграционный (междисциплинарный) характер. Данная дисциплина позволяет рассмотреть сущность государства как политического института, который призван поддерживать баланс между разными социальными группами, с помощью активной социальной политики осуществлять социальную защиту своих граждан. В курсе понятие «гражданское общество» раскрывается с точки зрения необходимого агента социальной помощи и поддержки граждан. Данный материал в целом необходим для начала освоения студентами бакалавриата по направлению «Социальная работа» специальных дисциплин, поскольку дает общее представление о социальной справедливости, о том, каким должно быть современное высокоразвитое государство и гражданское общество, что позволяет студентам понимать и оценивать уровень развития этих социальных институтов, а в дальнейшем поможет социальным работникам сопоставлять макроуровень развития общества с трудной жизненной ситуацией отдельных клиентов. Дисциплина «Управление социальными рисками» предполагает получение теоретических знаний и практических навыков в области оценки и управления социальными рисками. Это достигается через освоение теоретических подходов к изучению рисков, рассмотрение значимых социальных проблем через призму теорий риска, что необходимо при формировании представления о специфике социальной работы в группах риска в трех основных направлениях: социальная профилактика, адаптация, реабилитация. Разберем более подробно, через какие тематические модули идет освоение указанной компетенции по дескрипторам «знания, умения, владения» в рамках исследуемых в статье дисциплин. При освоении основ социального государства и гражданского общества студент должен знать основы современной концепции развития социального государства; уметь давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам; владеть историческими методами анализа различных явлений и процессов. Для социальной работы важна «способность учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального», заявленная в ОПК-5, формируемая путем изучения первого модуля дисциплины «Исторические и теоретико-методологические основы социального государства и гражданского общества». В процессе освоения конкретных тем указанного модуля приобретаются знания становления и развития идей социального государства и гражданского общества, а также основ современного функционирования этих социальных институтов. Формируется умение давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, а также владение историческими методами анализа различных явлений и процессов, что дает возможность будущему социальному работнику выявлять причины трудных жизненных ситуаций на всех уровнях организации общества. Путем изучения модулей «Социальное государство» и «Гражданское общество» осваивается вторая часть компетенции «способность учитывать в профессиональной деятельности особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп». В итоге студенты приобретают умение давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, разрабатывать предложения и рекомендации по решению социальных проблем, а также владение методами анализа социальных явлений и процессов, что в дальнейшем пригодится при постановке социального диагноза. Посредством изучения следующих тем дисциплины: «Цели, приоритеты и функции социального государства», «Программы социального развития», «Политика в области занятости населения в сфере образования и социальной поддержки», «Функции социального государства», «Основные характеристики и оценка состояния социального государства», «Социальные нормы и нормативы», «Гражданская инициатива и общественные объединения граждан» формируется часть компетенции «способность учитывать в профессиональной деятельности инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан». Студенты получают знания современного функционирования социального государства, социальной политики Российской Федерации, владение методами оценки современного состояния социального государства и гражданского общества. Знания, полученные по предшествующей дисциплине («Основы социального государства и гражданского общества»), во многом помогают студентам более глубоко освоить последующую дисциплину («Управление социальными рисками»). Темы, посвященные критериям и измерителям уровня и качества жизни населения, дают возможность в дальнейшем понять специфику некоторых социальных рисков в современной России. Темы: «Развитие социального государства в России и за рубежом», «Зарубежный и отечественный опыт формирования и реализации социальной политики», «Деятельность международных организаций по формированию норм социальной ориентации» являются основой для понимания процессов управления социальными рисками. Перейдем к рассмотрению возможностей формирования ОПК-5 в рамках дисциплины «Управление социальными рисками». Темы «Теоретико-методологические подходы к исследованию социальных рисков» и «Современное общество как среда порождения риска», дающие основные представления (знания) о природе рисков, об опасностях современного общества на глобальном и региональном уровнях, об основных подходах к восприятию рисков, формируют у студентов умение самостоятельно анализировать вероятности и неопределенности современных социальных проблем и «способность учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального», которые в дальнейшем социальный работник может применить в своей профессиональной деятельности при анализе причин социальных рисков на макро-, мезо- и микроуровнях. «Способность учитывать в профессиональной деятельности особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп» формируется путем изучения тем «Классификация рисков» и «Основные объекты из групп риска в социальной работе и их характеристика». В рамках этих тем студенты получают знания о специфических особенностях лиц из групп риска, их половозрастных и социально-психологических характеристиках, что является основой для понимания трудных жизненных ситуаций клиентов социальных служб. Модуль «Практика социальной работы с лицами из групп риска» позволяет получить знания по основам социальной защиты, реабилитации лиц из группы риска, профилактике рискогенных ситуаций. Разбираются примеры и стратегии управления социальными рисками, что в свою очередь способствует формированию навыков применения социальных технологий в этой сфере и «способности учитывать в профессиональной деятельности инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан». В современном обществе риски являются неотъемлемой частью жизнедеятельности людей. Особую актуальность приобретают социальные риски. Для безопасности отдельных личностей, групп и общества в целом важнейшим направлением социальной политики государства является разработка системы мероприятий по управлению социальными рисками. Социальная работа как профессиональная деятельность призвана, в том числе, реализовывать на практике основные технологии управления социальными рисками. Для обеспечения достойного уровня жизни граждан, реализации принципа социальной справедливости управление социальными рисками должно лежать в основе политики социального государства. Так как именно такое государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия и риски, предполагает конституционно-правовое гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина. Перечисленные выше положения показывают актуальность дисциплин «Управление социальными рисками» и «Основы социального государства и гражданского общества», а главное - их синергизм в образовательном процессе по направлению «Социальная работа». Специфика современного образовательного процесса диктует нам требования использования новых технологий формирования компетенций, в частности, активных и интерактивных форм. К примеру, в Положении системы менеджмента качества ОмГТУ (Положение «Об использовании в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий» ОмГТУ 75.03-2012) к таковым относятся: 1) информационно-развивающие, целью которых является подготовка специалиста, владеющего стройной системой знаний, обладающего большим запасом информации; 2) деятельностные практико-ориентированные. Цель - подготовка специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи; 3) личностно ориентированные. Целью этого вида технологий является формирование в процессе обучения активной личности, способной самостоятельно корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Освоение дисциплин «Управление социальными рисками» и «Основы социального государства и гражданского общества» строится традиционно с помощью лекций и практических занятий. Наиболее эффективными для формирования компетенции ОПК-5 являются интерактивные технологии и методы обучения. Эти методы реализуются в режиме взаимодействия студентов не только с преподавателями, но и между собой и предполагают доминирование активности студентов в процессе обучения. Преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску информации. Задачей становится создание условий для проявления студентами инициативы. Социальная работа является специфичной деятельностью, в основе которой лежит постоянное социальное взаимодействие с различными категориями граждан, а активные и интерактивные технологии, в том числе, закрепляют навыки социального взаимодействия. Приведем примеры некоторых интерактивных технологий и методов, которые используются при изучении рассматриваемых дисциплин, способствующих более эффективному формированию компетенций будущего специалиста. Для эффективной работы на практических занятиях по дисциплине «Основы социального государства и гражданского общества» применяются образовательная технология «Дебаты» и прием «Продвинутая лекция». Например, при изучении темы «Государство» используется технология «Дебаты». Студентам заранее задается тема, объясняются правила проведения игры; формируются команды. Работа предполагает три этапа. На этапе вызова преподаватель формулирует тему, обсуждает ее со студентами. Тема должна вызывать интерес. Затем следует стадия реализации, на которой должна проявляться активность студентов, осуществляться прирост информации, обмен мнениями и вопросами по теме. Преподаватель лишь фиксирует результаты. Обсуждение полученной информации, а также самого обучающего приема проходит на этапе рефлексии. В ходе реализации этой образовательной технологии студенты отрабатывают навыки публичного выступления, учатся правильно задавать вопросы, анализировать информацию, делать выводы и формируют способность учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, что является частью ОПК-5. Тема «Политическое участие» может быть раскрыта с помощью приема «Продвинутая лекция». Студентам предлагается работать в парах. Преподаватель дает задание подумать, обсудить и записать, что такое «политическое участие», затем читает текст об этом общественном феномене, при этом один из участников пары фиксирует совпадения со своими набросками, а второй - новую информацию. Позже происходит обсуждение. Таким образом, студенты актуализируют уже имеющуюся у них информацию, а также добавляют новую. При использовании этого приема у студентов направления «Социальная работа» частично формируется способность учитывать в профессиональной деятельности особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп (ОПК-5). В рамках преподавания дисциплины «Управление социальными рисками», как показала проверка остаточных знаний студентов, наиболее эффективна технология «кейс-стади»: учебные ситуации, приближенные к реальности, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора конкретных ситуаций риска обучающиеся учатся действовать в команде, проводить анализ и принимать управленческие решения. Как показывает опыт, наиболее понятными для студентов ситуации риска становятся при их рассмотрении через призму конкретных социальных проблем. Именно это наблюдение и легло в основу занятий с применением метода кейс-стади, правила применения которого покажем далее в рамках изучения сущности и содержание социальных проблем. Для начала напомним, что в науке социальные проблемы, по оценке некоторых авторов, понимаются в двух значениях: как «проблемы обстоятельств» и как «проблемы общества». Первое охватывает проблемы оказания «социальной помощи» (бедные, маргиналы, социальные обстоятельства), вопросы «социального обеспечения» (внерабочее время, семейная жизнь, жизнь пожилых людей и. т. д.), т.е. проблемы, с которыми сталкиваются в силу своей профессии социальные работники. Второе по своему значению близко к понятию «социальный вопрос». Это значение содержится также в таких выражениях, как «социальное партнерство», «социальное право», «социальный конфликт» и т. д., т. е. во всем, что касается отношений между социальными группами, регулируемыми социальной политикой (Симонова 2008: 212). Студенты получают на лекциях подробную информацию об этих двух подходах, на семинарах тема закрепляется путем применения метода кейс-стади. Суть заключается в том, что группа делится на две подгруппы, в рамках каждой подгруппы выбирается «государство» и «социальные работники». Также выбираются два «эксперта», которые кратко повторяют теоретические подходы к объяснению социальных проблем и социальных рисков. Затем «государство» объясняет конкретную проблему с точки зрения второго подхода, «социальные работники» - с точки зрения первого. Проблемы, предлагаемые для обсуждения, должны находиться в сфере трудной жизненной ситуации клиентов социальной работы. Работа в таком формате позволяет учесть все части заявленной компетенции и сформировать необходимые для специалиста социальной работы навыки. Подводя итог, следует подчеркнуть необходимость сравнительного аналитического подхода к компетенциям, формируемым у студентов направления подготовки бакалавриата «Социальная работа». На примере двух дисциплин вариативной части учебной программы «Управление социальными рисками» и «Основы социального государства и гражданского общества» проанализировано формирование значимой общепрофессиональной компетенции (ОПК-5), дана характеристика формируемых знаний, умений и владений, которые осваиваются в рамках этих дисциплин. Таким образом, с помощью последовательно формируемых компетенций реализуется современный подход к процессу обучения.

About the authors

Yu. S Plotnikova


A. V Molchanova


References

  1. Будяк Л.В. 2011. Компетентностный подход в высшем образовании // Вектор науки ТГУ 1(4), 31-35.
  2. Бурцева И.В. 2012. Компетентностный подход в контексте профессиональной подготовки бакалавров социальной работы // Психология и педагогика: методика и проблемы 24-2, 149-154.
  3. Коняхина И.В. 2012. Компетентностный подход в высшем образовании (теоретический аспект) // Вестник ТГПУ 11(126), 68-71.
  4. Мединцева И.П. 2012. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: Материалы II Международной научной конференции (г. Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди. URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (2018. 01 нояб.).
  5. Положение «Об использовании в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий» ОмГТУ 75.03-2012. URL: http://omgtu.ru/educational_activities/dokumenty_smk/
  6. polozheniya_obrazovatelnaya_deyatelnost.php (2018. 01 нояб.)
  7. Романова Л.Л. 2013. Компетентностный подход к профессиональной подготовке бакалавров социальной работы // Психология и педагогика: методика и проблемы 33-2, 136-140.
  8. Симонова Т.М. 2008. Социальные проблемы и трактовка в отечественной социологии: историческая ретроспектива // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. № 2, 211-215.
  9. Троянская С.Л. 2016. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: Учебное пособие. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет».
  10. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. 2012. Компетентностный подход в образовательном процессе. Омск: Омскбланкиздат.

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies