Assessment methods to evaluate the use of information and communication technologies in creating classroom environment


Cite item

Full Text

Abstract

The present article dwells upon a learning environment in the classroom, constructed with the use of ICT — a system of conditions that is created through the use of computer technology and information technology solutions for educational purposes of a lesson. Express-assessment methodology is designed to determine the quality of the operational use of software to create a pedagogical environment of a lesson that is why it is represented by a set of some of the most relevant aspects.

Full Text

Вопрос о роли современных информационных и коммуникационных технологий в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы на данный момент является актуальным. Результатом информатизации учебного процесса стала новая образовательная среда — среда современных информационных технологий. Преобразовались способы представления и усвоения знаний, изменились характер взаимодействия между субъектами образовательного процесса и профессионально-методическая деятельность учителя. Информационные технологии в урочной и внеурочной деятельности позволяют: · широко использовать возможности цифровых образовательных ресурсов; · демонстрировать и моделировать эксперименты при проведении лабораторных занятий; · широко применять справочный материал: интерактивные карты и таблицы, виртуальные библиотеки, словари, музеи, выставки; · использовать возможности презентационных программ: видео, слайд-шоу, анимации, демонстрации опытов; · многократно использовать интерактивные задания-тренинги; · технологизировать процесс подготовки урока и ведения мониторинга своего труда. Современные уроки уже перенасыщены средствами ИКТ. А насколько они целесообразны? Не используются ли они только ради применения ИКТ на уроке? Как определить место и рентабельность использования ИКТ на уроке? Какие условия должны выполняться для применения или отказа от применения ИКТ на уроке? Как оценить именно результативность применения ИКТ на уроке? Ответить на эти вопросы позволяет методика экспресс-оценки урока, предназначенная для оперативного определения качества использования программных и технических средств. Согласно этой методике выделяются 25 показателей, которые сгруппированы в 5 функциональных блоков: · Соблюдение технических, санитарно-гигиенических требований. Соблюдение временных норм непрерывной работы школьников за ПК, соответствие интерфейса используемых программных средств уровню восприятия, степени сформированности умений взаимодействия учащихся с ПК. · Использование средств ИКТ в соответствии с образовательным стандартом и программой обучения. При выборе средств ИКТ за основу принимают понятия учебной программы, выделены четкие цели использования ресурсов, обозначены планируемые результаты обучения. · Создание условий для активной познавательной позиции учащихся. Средства ИКТ позволяют учащимся строить свою учебную образовательную траекторию в соответствии с их интересами и увлечениями; в процессе работы учащиеся имеют возможность самостоятельно определять адекватные формы и структуру представления информации, а также преобразовывать личный опыт. · Обеспечение и повышение эффективности обучения методами и средствами ИКТ. Методы и средства ИКТ на уроке должны обладать следующими характеристиками: возможность построения индивидуальной траектории обучения, интерактивность, коммуникативность, рефлексивность. · Влияние использования ИКТ на результативность обучения. Оценивается влияние применения ИКТ для достижения цели, выполнения плана урока, эффективности этапа закрепление материала, оперативности контроля знаний учащихся на уроке. Процедура оценивания заключается в том, что фиксируется проявление на каждом этапе урока каждого из 5 показателей с использованием трех уровней оценки: 0 — признак не проявляется, 1 — признак частично проявляется, 2 — признак проявляется. Интегральная оценка качества использования программно-педагогических средств для создания педагогической среды (K) выражается в процентном соотношении суммарного числа набранных баллов по всем признакам к максимально возможному их числу (Кmах): Процентное соотношение позволяет более объективно определить качество использования компьютерных средств для создания педагогической среды на уроке; провести сопоставительный анализ различных уроков. Интегральная оценка выражается в процентах, что позволяет определить результативность проведения урока. Традиционно результативность шкалируется по следующим уровням: «недопустимый» — меньше 50%; «критический» — 50—65%; «достаточный» — 65—80%; «оптимальный» — выше 80%. Таким образом, проектирование и конструирование урока в среде современных информационных технологий представляется как целенаправленное сочетание педагогических ситуаций, охватывающих и учеников, и учителей, и содержание обучения, и техническое оснащение, и программное обеспечение современных ИКТ, и организацию обучения в новой информационной среде обучения. При этом каждый урок конструируется учителем для отдельного предмета с учетом как общих, так и индивидуальных особенностей учащихся исходя из условий учебного заведения, в котором будет происходить процесс обучения.
×

About the authors

Olga Vladimirovna Volobuyeva

Municipal budgetary educational institution «Secondary school № 43»

Email: volobueva.o@mail.ru
Deputy Director for Academic Affairs.

References

  1. Мылова И.Б., Челак Е.Н. Информатика в профильной школе: Пособие для учителя. СПб., 2006.
  2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. М., 2003.
  3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. М., 1994.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies