Экуменизм в современной Европе: адаптация к секулярному обществу
- Авторы: Смирнов М.Ю.1,2
-
Учреждения:
- Институт Африки Российской академии наук
- Ленинградский государственный университет имени Пушкина
- Выпуск: № 4 (118) (2023)
- Страницы: 157-169
- Раздел: Статьи
- URL: https://transsyst.ru/0201-7083/article/view/652229
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0201708323040095
- EDN: https://elibrary.ru/BXFVDA
- ID: 652229
Цитировать
Аннотация
Идеология экуменизма опирается на евангельские основания и направлена на достижение общехристианского единства. Историческая дифференциация христианства и различные обстоятельства развития церквей обусловили внутреннюю разнородность экуменического движения. Каждое из направлений христианства руководствуется собственной теологической трактовкой экуменизма. Их доктринального согласования не удается достичь. Политическая ситуация в мире и положение национальных церквей внутри стран также препятствуют организационному объединению. В связи с этим экуменические организации, главным образом Всемирный совет церквей и Конференция европейских церквей, развивают программы диалога и сотрудничества, которые направлены на евхаристическое и богослужебное общение верующих разных христианских исповеданий, а также на проведение совместных социальных служений. Экуменическое движение в ХХ в. развивалось практически синхронно с развертыванием широкомасштабной секуляризации. Секулярный характер современных европейских обществ обуславливает приоритет социальной деятельности над теологической в экуменическом движении. Очевидна зависимость международных экуменических организаций от текущей политики: эти организации в настоящее время следуют идеологической риторике руководящих органов Евросоюза. Современное экуменическое движение трансформируется: выходит за пределы внутрихристианского сотрудничества и включается в межрелигиозный диалог и диалог с нерелигиозными институтами современного общества.
Об авторах
Михаил Юрьевич Смирнов
Институт Африки Российской академии наук;Ленинградский государственный университет имени Пушкина
Email: mirsnov@yandex.ru
Россия, Москва;Россия, Санкт-Петербург
Список литературы
- Андреева Л.А., Следзевский И.В., Смирнов М.Ю. (ред.) (2021) Трансформации глобального конфессионального геопространства: феномен "параллельных" обществ в системе международно-политических отношений. Владимир Даль, Санкт-Петербург. 551 с.
- Брусиловский Д.А. (2016) Реализация межкультурных возможностей диалога Запада и Востока в межрелигиозной сфере. Вестник Астраханского гос. техн. ун-та. № 1 (61). С. 51-58.
- Гизбрехт Е.С., Тарабанов Н.А. (2020) Современный экуменизм и просвещенческий культ разума. Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Политология. № 55. С. 70-77.
- Диноршоева З.М. (2021) О некоторых аспектах "планетарного экуменизма", "религиозного плюрализма" и "межконфессионального диалога". Вестник филиала МГУ им. М. В. Ломоносова в городе Душанбе. Серия гуманитарных и экономических наук. № 4 (20). С. 67-73.
- Киннемон М., Коуп Б. (ред.) (2002) Экуменическое движение: Антология ключевых текстов. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, Москва. 615 с.
- Ливцов В.А. (2015) Экуменическое движение и Русская Православная Церковь в контексте государственной конфессиональной политики России с середины XIX в. по начало XXI в. Издательство ОФ РАНХиГС, Орёл. 552 с.
- Лункин Р.Н. (2020). Церкви в политике и политика в церквях. Как современное христианство меняет европейское общество. Нестор-История, Москва. 504 с.
- Макеева Д.В. (2021) Представления о единстве Церкви в официальных церковных документах и трудах богословов в диалоге Русской православной и Римско-католической церквей после II Ватиканского собора. XXVII Сретенские чтения: Материалы Всероссийской (национальной) научно-богословской конференции с международным участием (Москва, 19-20 февраля 2021 г.). Сост. З. М. Дашевская. Изд-во Свято-Филаретовского православного института, Москва. С. 143-148.
- Мельник С.В. (2022) Межрелигиозный диалог: типологизация, методология, формы реализации. ИНИОН РАН, Москва. 398 с.
- Осыка Я.М. (2012) Религиозный диалог внутри христианской Ойкумены. Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Право. № 20 (139). Вып. 22. С. 162-167.
- Токсанбаев А.К. (2021) Экуменизм: история и современность. Вестник Вятского государственного университета. № 4 (142). С. 69-78.
- Усачева О.Т. (2014) Экуменические движения Запада и процессы глобализации, секуляризации общества. Вестник Томского гос. педагогического ун-та. № 7 (148). С. 135-140.
- Федоров В.Ф., Сизоненко Д.В. (2020) Исторические и богословские причины формирования искаженных представлений об экуменизме в российском контексте. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 21. Вып. 4. Часть 2. С. 210-218.
- Хубер В. (сост.) (2006) Что объединяет? Что разделяет? Основы экуменических знаний. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, Москва. 104 с.
- Хулап В. (2018) 500-летний юбилей Реформации: экуменизм в церковно-общественном контексте современной Германии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 4. С. 119-142.
- Шишков А. (2017) Христианский экуменизм сегодня: кризис или трансформация? Беседа с экуменистами разных конфессий. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 1. С. 301-312.
- Inglehart R. (2021) Religion's Sudden Decline: What's Causing It, and What Comes Next? Oxford University Press, New York, USA. 206 p.
- Irvin D.T. (2016) Specters of a New Ecumenism: In Search of a Church "Out of Joint". Religion, Authority, and the State. From Constantine to the Contemporary World. Ed. by L.D. Lefebure. Palgrave Macmillan, New York, USA. Р. 3-32.
Дополнительные файлы
