Структура и оценка эффективности мероприятий системы сохранения здоровья студентов
- Авторы: Проскурякова Л.А.1, Лобыкина Е.Н.2
 - 
							Учреждения: 
							
- ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
 - ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» Минздрава России
 
 - Выпуск: Том 96, № 1 (2017)
 - Страницы: 79-84
 - Раздел: ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
 - Статья опубликована: 21.10.2020
 - URL: https://transsyst.ru/0016-9900/article/view/640582
 - DOI: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-1-79-84
 - ID: 640582
 
Цитировать
Полный текст
Аннотация
С целью научного обоснования и оценки эффективности системы сохранения здоровья студентов на 1-м этапе проведено обследование 1797 студентов вузов г. Новокузнецка. Изменения психофизиологических показателей здоровья студентов в процессе их обучения в вузе (с 1-го по 4-й курс) легли в основу разработки системы. Структура включала мероприятия профилактического, технологического и организационно-управленческого блока. Оценка эффективности мероприятий системы (2-й этап), включающих коррекцию массы тела, профилактику депрессий и гиподинамии, повышение когнитивных функций и уровня стрессоустойчивости, была проведена через 9 мес после их внедрения на основании диагностики показателей здоровья у 230 студентов 1-го курса. В основной группе отмечено улучшение состояния здоровья (64,3%), повышение успеваемости (с 3,50 ± 0,39 до 3,98 ± 0,53); оптимизация уровня ситуативной (28,2%) и личностной тревожности (12,5%); снижение частоты совершаемых ошибок (43,3%); повышение уровней сопротивляемости стрессу (46,7%) и адаптации (29,6%), функциональных резервов дыхательной (11,1-26,9%), сердечно-сосудистой (43,3%) и нервной (36%) систем; нормализация показателей экскреции йода (12,2%) и селена (11,5%) с мочой; иммуноглобулина А (46%), кортизола в слюне (18%). Эффективность включенных в систему сохранения здоровья мероприятий профилактического, технологического и организационно-управленческого блоков, через 1 год после внедрения (3-й этап), позволили повысить у студентов мотивацию на сохранение здоровья и здоровый образ жизни (у 40,8%), улучшить рацион питания (у 60,1%), увеличить двигательную активность (у 38,9%), рационализировать учебное расписание. Внедрение системы в образовательный процесс вуза позволило оценить и доказать эффективность ее мероприятий, что обусловливает возможность ее использования в образовательных учреждениях страны.
			                Об авторах
Лариса Александровна Проскурякова
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: lora-al@yandex.ru
				                					                																			                												                	Россия													
Е. Н. Лобыкина
ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» Минздрава России
														Email: noemail@neicon.ru
				                					                																			                												                	Россия													
Список литературы
- Блинова Е.Г., Кучма В.Р. Основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов высших учебных заведений. Гигиена и санитария. 2012; 91(1): 35-40.
 - Киселева И.В. Научное обоснование организационной модели охраны здоровья студентов: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Казань; 2010.
 - Поздеева Т.В. Научное обоснование концепции и организационной модели формирования здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. М.; 2008.
 - Балашова Т.А. Экологические проблемы Кузбасса. Успехи современного естествознания. 2004; (11): 38-9.
 - Денисов Н.Л. Факторы, влияющие на адаптацию к условиям учебной среды студентов гражданского и курсантов военного вузов: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Томск; 2010.
 - Проскурякова Л.А., Савченков М.Ф. Программа формирования мотивации к здоровому образу жизни в молодежной среде. Сибирский медицинский журнал. 2010; (3): 98-102.
 - Аслоньянц А.М. Гигиеническая оценка обучения и состояния здоровья девушек-студенток медицинского колледжа Краснодарского края: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Волгоград; 2011.
 - Борисова Н.В. Медико-физиологическое обоснование адаптивных реакций организма студентов в экстремальных условиях Якутии: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. Якутск; 2011.
 - Вялов С.С. Патофизиологические аспекты адаптации и заболеваемость студентов из разных климато-географических регионов: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М.; 2011.
 - Ивойлова И.И. Состояния здоровья и условий жизни студентов средних специальных и медицинских учебных заведений Кузбасса: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Кемерово; 2001.
 - Свиридова И.А., Скоморина О.В. Проблемы формирования здоровья студенческой молодежи. Медицина в Кузбассе. 2005; (4): 179-82.
 - Чеченин Г.И. Среда обитания, состояние здоровья населения г. Новокузнецка в 2006-2007 гг. Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК; 2008.
 - Ляпин В.А., Коваленко Е.В. Гигиеническая оценка рациональности питания студентов СИБГУФК. Современные проблемы науки и образования. 2012; (6): 15-21.
 - Миннибаев Т.Ш. Теоретические и методические подходы к комплексному изучению состояния здоровья студентов и преподавателей вузов. Здоровье населения и среда обитания. 2012; (2): 15-7.
 - Черкасов Д.В. Физиологические особенности адаптации студентов различных спортивных квалификаций в процессе обучения в вузе. М.; 2011.
 - Макарова Г.А. Спортивная медицина. М.: Советский спорт; 2003.
 - Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов пед. уч. заведений. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. Кн. 3. М.: ВЛАДОС; 1998.
 - Смулевич А.Б. Депрессии в общесоматической практике. М.: Берег; 2000.
 - Медик В.А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Ч. 1. Общественное здоровье. М.: Медицина; 2003.
 - Бабко А.К., Пилипенко А.Т. Фотометрический анализ: методы определения неметаллов. М.: Химия; 1974.
 - Брежнева Е.В. Пути оптимизации лечения нетоксического зоба в регионе с йодно-селеновым дефицитом: Автореф. дисс. канд. ... мед. наук. Новосибирск; 2002.
 - Тарасенко Л.М., Непорада К.С. Биохимия органов полости рта: учеб. пос. для студентов. Полтава; 2008.
 - Хаитов Р.М., Пинегин Б.В. Иммуномодуляторы и некоторые аспекты их клинического применения. Клиническая медицина. 1996; 74(8): 7-12.
 - Шойх К., Шрайнике Г. Вегетативные, гормональные и метаболические изменения при психической нагрузке (во время выпускных экзаменов в университете). В кн.: Кундиев Ю.И., ред. Гигиена труда: Республиканский межведомственный сборник. Вып. 22. Киев: Здоров’я; 1986: 22-9.
 
Дополнительные файлы
				
			
						
					
						
						
						
									

