Выпуск 2(8), 2017

Видеоматериалы

Архив

Т. Д.Власов, А. В. Рубинский
Первый Санкт-Петербургский государственный
медицинский университет им. акад. И. П. Павлова
(Санкт-Петербург, Россия)

T. D.Vlasov, A. V. Rubinskiy
Pavlov First Saint Petersburg State Medical University
(Saint-Petersburg, Russia)

УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙСИСТЕМЫ «РОССИЙСКИЙ МАГЛЕВ» И
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


THE OPERATING CONDITIONS OF THE TRANSPORT SYSTEM"RUSSIAN MAGLEV
TRAIN", MEDICAL-BIOLOGICAL SAFETY


В России развитием магнитолевитационных (Маглев) технологий занимаются во многих организациях давно, но до сих пор отечественные разработки не вышли из стадий проектирования и модельно-лабораторных экспериментов <1,2>.
Не лучше обстоят дела и в области нормативно-технического обеспечения безопасности этого вида транспорта: до настоящего времени не разработана санитарно-гигиеническая регламентация полевых нерадиационных нагрузок физических факторов в экипаже и зоне пролегания Маглева. Отсутствие подробно разработанных санитарно-гигиенических норм и правил сдерживает проектирование и внедрение в эксплуатацию адекватных систем защиты <3>.
В настоящей работе по результатам инструментальных и теоретических исследований приведены данные уровня напряженностей физических полей, проникающих в салон и в зоне пролегания трассы «Русский Маглев», не оборудованной специальными средствами защиты от магнитных (МП) и низкочастотных электромагнитных (ЭМП) полей.
Инструментальные исследования, выполненные на экспериментальной модели платформы «Русский Маглев» (ПГУПС), показали значения индукции постоянного МП порядка 1Тл на поверхности блока массива Хальберга, размещенного на магнитолевитационной тележке и обеспечивающего левитационный клиренс с магнитным рельсом, порядка 40 мТл на расстоянии 0,2 м от поверхности этого массива по вертикальной оси в сторону салона и значения индукции такого же порядка по горизонтальной оси, перпендикулярной экипажной маглев-тележке.
В соответствии с типовой конструкцией тягового линейного синхронного двигателя (ЛСД), работающего на основе взаимодействия потоков бегущего МП путевой структуры с постоянным МП от массива Хальберга, расположенного на транспортном средстве, с учетом проектируемых значений тяговой мощности, оценен порядок напряженности комбинированного магнитного поля в салоне, который составил порядка 16000 А/м (не менее 20 мТл.).
Согласно гигиеническим требованиям, установленным СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», утвержденных в 2016г., при общем воздействии постоянного МП в течение 1 часа, уровень магнитной индукции не должен превышать 20 мТл, а низкочастотного переменного 0,2 мТл.
Отсутствие регламентарных норм предельно допустимого уровня (ПДУ) МП для человека в транспортном средстве, ограничивает наши возможности в нормативной оценке степени потенциальной опасности технологии «Русский Маглев» для пассажиров и обслуживающего персонала. Сравнивая наши данные с действующими нормами СанПиН 2.2.4.3359-16, можно считать, что для ввода в эксплуатацию систему, изготовленную по технологии «Русский Маглев», её необходимо оснастить средствами специальной защиты от постоянных и переменных МП. Необходимые характеристики и принцип работы можно точно определить только после проведения серии экспериментов по изучению влияния МП, характерного для технологии Маглев, на организм человека.
В докладе представлен аналитический литературный обзор современных представлений о влиянии МП и ЭМП на различные физиологические функции человека, предложена методика изучения и план проведения диагностических мероприятий по оценке влияния на организм пассажиров и обслуживающий персонал полевых физических факторов действующих на Маглев трассе <4>.

Библиографический список
1. Антонов Ю. Ф., Зайцев А. А. Магнитолевитационная транспортная технология / под ред. В. А. Гапановича.  – М.: Физматлит, 2014. – 476 с.
2. Аксенов, Н. А. Развитие высокоскоростного движения в России: maglev / Н. А.Аксенов // Транспортные системы и технологии. – СПб.: ПГУПС, 2016 – № 4 (6). – C. 25-34. – URL: http://www.transsyst.ru/vypusk-46-2016.html (дата обращения 26.04.2017).
3. Зайцев, А. А. Современная нормативная база обеспечения безопасности высокоскоростного
железнодорожного транспорта / А. А. Зайцев, В. В. Шматченко, П. А. Плеханов и др. // Транспорт Российской Федерации. – 2015. – № 5 (60). – С. 60-63.
4. Рубинский, А. В. Медико-биологические подходы к проблемам безопасной эксплуатации магнитолевитационного
транспорта / А. В. Рубинский, Л. А. Носкин //Транспортные системы и технологии. – СПб.: ПГУПС, 2016–No4 (6). – C. 114-
127. –URL: http://www.transsyst.ru/vypusk-46-2016.html (дата обращения 26.04.2017).

Сведения об авторах:
Власов Тимур Дмитриевич, tvlasov@yandex.ru
Рубинский Артемий Владимирович, rubinskiyav@1spbgmu.ru

Information about author:
Vlasov Timur Dmitrievich, tvlasov@yandex.ru
Rubinskiy Artemiy Vladimirovich, rubinskiyav@1spbgmu.ru