Выпуск 2(8), 2017

Видеоматериалы

Архив

М. В. Фёдорова
Петербургский государственный университет
путей сообщения Императора Александра I
(Санкт-Петербург, Россия)

Maria V. FJODOROVA
Emperor Alexander I
Petersburg State Transport University
(St. Petersburg, Russia)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
СКОРОСТНЫМ ТРАНСПОРТОМ
В ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ


FORMATION OF INNOVATIVE STRATEGY OF
DEVELOPMENT OF HIGH-SPEED TRANSPORT
IN THE CONURBATION



Согласно Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 № 355, далее – «Стратегия 2030») развитие транспортной системы названо в качестве одного из приоритетов социально-экономического развития Санкт-Петербурга по стратегическому направлению повышения качества городской среды.
В Стратегии 2030 развитие транспортного комплекса Санкт-Петербурга рассматривается в совокупности с задачей улучшения пространственной организации и жилой среды города, связности районов, совершенствования внешних связей мегаполиса. Растущий спрос со стороны экономических субъектов и населения города на объемы и качество перевозок определяют высокий приоритет мер по модернизации транспортного комплекса.
Создание Линии МЛТ станет одной из мер по обеспечению приоритетности развития и повышение роли общественного транспорта над индивидуальным автомобильным транспортом, а также роста операционной и финансовой эффективности общественного транспорта.
Наконец, необходимо отметить, что отраженное в Стратегии 2030 видение будущего Санкт-Петербурга предполагает в том числе активное строительство сети трамвайных линий, к которым следует отнести запланированную в рамках Стратегии МЛТ Линию МЛТ. В Стратегии МЛТ прописаны цели, задачи, ожидаемые результаты, а также показатели оценки агломерационных эффектов
Стратегия развития скоростного городского транспорта совокупность действий, направленных на достижение долгосрочных целей развития скоростного городского транспорта с учетом удовлетворения потребностей населения в скоростных перевозках с минимальными затратами времени в пути, обеспечивающих достижение максимальных конкурентных преимуществ на рынке пассажирских перевозок (удобства, надёжности, безопасности и экологичности поездок).
В диссертации определены основные этапы разработки и реализации инновационной стратегии развития скоростного городского транспорта. Формирование инновационного развития скоростного городского транспорта осуществляется в соответствии с разработанной схемой, приведённой на рисунке 1.



Рис. 1. Схема разработки инновационной стратегии развитияскоростного городского транспорта 

Нами обоснована система целевых индикаторов
инновационной стратегии развития скоростного городского транспорта, представленная в таблице 1.
Таблица 1 – Цели и индикаторы стратегии развития скоростного городского транспорта



Реализация Стратегии МЛТ представляется крайненеобходимой для решения стратегических и социально-экономических целей и задач развития Санкт-Петербурга.

Целью Стратегии МЛТ, строительства магнитолевитационной трассы, проходящей через территории массовой жилищной застройки и обеспечивающей связи пассажиров со станциями метрополитена, является улучшение транспортного обслуживания. Кроме того, происходит снижение затрат времени на передвижение населения и повышения технического уровня подвижного состава, что существенно влияет на комфортность передвижения пассажиров. Это позволит переключить пользователей легковых автомобилей на линию МЛТ, что снизит загрузку автодорог и уменьшит загрязнение окружающей среды.
Для качественного обслуживания пассажиров магнитолевитационного транспорта предусматривается строительство линии МЛТ и размещение остановочных пунктов в непосредственной близости к застраиваемым территориям.
В связи с измененной действительностью и перспективой развития транспортной системы южной и юго-западной части Санкт-Петербурга пассажиропотоки претерпят изменения, но в связи с большим развитием жилищного строительства будут только возрастать.
Сооружение магнитолевитационной линии, намеченной к первоочередной реализации позволит решить следующие задачи Стратегии МЛТ:
1. Соединит воедино пассажирской связью всю южную часть города с эффективной коммерческой средней скоростью 60 км/ч, или 75 км/час, в зависимости от выбранного варианта ускорения (a=1,0 м/с2 или a=1,6 м/с2), разгрузит от потоков личного легкового наземного транспорта перенапряженную в настоящее время трассу дуговой магистрали (Ленинский проспект – проспект Типанова – проспект Славы).
2. МЛТ соединит станции Кировско-Выборгской, Московско-Петроградской и Невско-Василеостровской линий метрополитена, обеспечив кратчайшую доставку ко всем существующим линиям метрополитена жителей из прилегающих к трассе районов жилой застройки и промышленно-деловых зон южной части города.
3. Полностью компенсирует отсутствие линии метрополитена в Красносельском районе за пределами станции Проспект Ветеранов и повысит уровень транспортного обслуживания этой зоны до комфортности, недостижимой ни для одной из существующих технологий пассажирских перевозок, включая метро.
4. Обеспечит транспортное соединение всех этих районов города с железнодорожными платформами РЖД, в том числе "Дачное", «Пулково», «Купчино» и «Обухово», являющихся крупными объектами тяготения пригородных пассажиропотоков.
5. Намеченная первоочередная линия имеет перспективы развития в западном направлении – на г. Ломоносов, и порты Финского залива, в северо-западное направлении – в Невский и Красногвардейский районы, а затем в Выборгский и Приморский районы, окраинные территории которых в настоящее время чрезвычайно малодоступны. Кроме того, представляется реальным соединение в кратчайшие сроки с расширяющимися аэропортами (Пулково 2 и Пулково 1), новым Экспоцентром, и «Газпром-сити» в Лахте, в зависимости от целей и приоритетов, которые установит администрация города.
Наши расчеты, подтверждающие рентабельность Проекта, основываются на следующих стратегических конкурентных преимуществах МЛТ:
- магнитолевитационный транспорт превосходит по всем техническим характеристикам метро, при этом дешевле более чем в два раза при строительстве и на 30–40 % при эксплуатации;
- стоимость проездного билета устанавливается равной стоимости билета на метро в год ввода в эксплуатацию магнитолевитационного транспорта, а на будущие годы с поправками на инфляционные или дефляционные процессы;
- основным аргументом служит объем перевозок пассажиров, указанных в проектах ПАО «Ленгипротранс» в количестве 85 591 000 пассажиров на 2025 г.
- стоимость строительства 1 км магнитолевитационной трассы в Корейской республике – 35,3 млн. $ США;
- сметный расчет стоимости строительства трассы «Надземный экспресс» - 39 003 076 тыс. руб. в ценах 2010 г., что сопоставимо даже при курсе рубля на сегодняшний день.
Стратегия развития скоростного городского транспорта должна быть встроена в стратегию развития агломерации.
Мониторинг её реализации должен осуществляться с использованием разработанных в диссертации специфических показателей, учитывающих общественные эффекты функционирования скоростного городского транспорта.

Сведения об авторе:
Фёдорова Мария Владимировна, e-mail: tale19quale@mail.ru

Information about author:
Maria V. FJODOROVA, e-mail: tale19quale@mail.ru