Выпуск 2(8), 2017

Видеоматериалы

Архив

А. В. Киреев, Н. М. Кожемяка, Г. Н. Кононов
ЗАО «Научно-технический центр «ПРИВОД-Н»
(Новочеркасск, Россия)

A. V. Kireev, N. М. Kozhemyaka, G. N. Kononov
JSC “STC “PRIVOD-N”
(Novocherkassk, Russia)

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯМАГНИТОЛЕВИТАЦИОННЫХ
ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ


PERSPECTIVES OF THE CREATION OF
MAGNETOTHEVITATIONAL TRANSPORT SYSTEMS


В настоящее время особую социально-экономическую значимость для нашей страны приобретает реализация проектов создания скоростного и высокоскоростного движения.
В качестве альтернативы традиционной системе «колесо-рельс» рассматривают систему на магнитном подвесе, поскольку при множестве направлений научных поисков новых видов высокоскоростного транспорта, лишь эта система может быть использована в ближайшие десятилетия в коммерческих целях для организации перевозок пассажиров со скоростями свыше 250 км/ч.
Высокая капиталоемкость магнитолевитационных транспортных систем (МЛТС) и низкая рентабельность инвестиций в их строительство, высокие эксплуатационные расходы при действующих пассажиропотоках существенно ограничивают возможности применения таких систем в существующей транспортной инфраструктуре.
Новой сферой применения МЛТС являются грузовые перевозки. Наиболее привлекательной сферой его использования являются контейнерные перевозки <1>.
Надо сказать, что давно возникла идея создания Евразийского сухопутного моста, связывающего дальневосточные регионы с Европой с использованием технологии магнитного подвеса <2> .
При создании новой транспортной системы следует учитывать географические и климатические особенности территории России <3>. Прежде всего, это большая протяженность (расстояния до 9000 км), перегоны по 300÷600 км.
Этот фактор, по существу, исключает возможность применения МЛТС с протяженным ротором из-за высоких затрат на строительство путевой структуры и системы энергоснабжения, распределенной вдоль пути. Грузовые МЛТС для слабо освоенных регионов могут быть реализованы в виде автономной подвижной единицы (с расположением тягового оборудования на борту) и пассивной путевой структурой.
Поэтому актуальным является поиск технических решений, позволяющих снизить затраты на создание транспортной системы с магнитным подвесом. Безусловно, такой прорывной идеей является использование принципа системы комбинированной левитации и тяги на базе реактивной индукторной электрической машины (РИД). Применение такой комбинированной системы может оказать влияние на ход развития тягово-левитационных систем, т.к. расчеты показывают, что применения комбинированных систем тяги, левитации и боковой стабилизации на базе линейных РИД существенно снижает затраты на возведение МЛТС и повышает ее энергоэффективность.
В рамках реализации Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» ЗАО «Научно-технический центр «ПРИВОД-Н» проводит прикладные научные исследования по теме «Разработка и исследование научно-технических решений в области создания высокоскоростной магнитолевитационной вакуумной транспортной системы». Ранее проведенные исследования в компании ЗАО «НТЦ «ПРИВОД-Н» показали, что при применении комбинированных систем тяги, левитации и боковой стабилизации на базе линейных РИД приводит к снижению стоимости системы в целом за счет её упрощения.
Данная работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы, cоглашение RFMEFI57916X0132. Библиографический список
1. K. James, et al, (2008), «Maglev Freight Conveyor
Systems». –URL: http://www.maglev.ir/eng/documents/papers/
conferences/ maglev2008/topic1/IMT_CP_M2008_T1_5.pdf
2. The Eurasian Land Bridge – the New Silk Road –
Locomotive for Worldwide Economic Development, by J.
Tennenbaum, et al, Executive Intelligence Review (January 1997).
ASIN: B002HATVEC.
3. Киселенко А. Н., Сундуков Е. Ю. Совершенствование
логистики в северных регионах с применением инновационных
транспортных технологий. // Магнитолевитационные
транспортные системы и технологии. МТСТ'14. Труды 2-й
Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 17-20
июня 2014 года / под ред. проф. Ю.Ф. Антонова. – Киров:
МЦНИП, 2014. – C. 392-396.

Сведения об авторах:
Киреев Александр Владимирович, akireev@privod-n.ru,
Кожемяка Николай Михайлович, nkozhemyaka@privod-n.ru ,
Кононов Геннадий Николаевич, gkononov@privod-n.ru.

Information about authors:
Alexander V. Kireev, akireev@privod-n.ru,
Nikolay, М. Kozhemyaka, nkozhemyaka@privod-n.ru,
Gennadiy, N. Kononov, gkononov@privod-n.ru.